Рефераты. Учебное пособие по экономической теории (часть2)

            

                                       АС

       Ре

 


                

           

                                               AD

                                      


                                                Qе              Рис.2

 

 

Изменения в равновесии приходят при увеличении/снижении совокупного спроса или совокупного предложения. Графически изменения в равновесии отображаются смещением кривых совокупного спроса или совокупного предложения (AD и AS).

Увеличение совокупного спроса на кейнсианском (горизонтальном) отрезке. Увеличение совокупного спроса, то есть смещение приведет к повышению уровня занятости и, соответственно, к увеличению объема выпуска реального национального продукта.

Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке. Увеличение совокупного спроса повлечет за собой как увеличение объема реального национального продукта), так и повышение уровня цен.

Увеличение совокупного спроса на классическом (вертикальном) отрезке. Так как классический отрезок подразумевает полную занятость, то увеличение совокупного спроса не повлияет на объем реального национального продукта. Повысится уровень цен.


 Модель потребление, сбережение, инвестиции

Располагаемый доход делится на потребление и сбережения. Потребление- это совокупность денежных расходов населения на приобретение товаров и услуг.

Спрос на потребительские товары зависит от дохода домашних хозяйств. Чем выше доход, тем выше объем потребления. Колебания в потреблении влияют на подъемы и спад в экономике.

Функция потребления показывает уровень доходов на потребление при разных уровнях дохода. Функция потребления – это зависимость потребления от  располагаемого дохода.

Даже при нулевом доходе потребление не сокращается до нуля – потребление идёт за счёт сбережений или в долг.

Графически функция потребления изображается в виде прямой, где наклон функции потребления – предельная склонность к потреблению.

Общие факторы, влияющие на потребление и сбережения: запасы богатства, цены, норма процента, ожидания потребителей. Функция потребления показывает уровень расходов на потребление при разных уровнях доходах. Функция потребления имеет вид:

где: С – потребление; с – предельная склонность к потреблению – прирост потребления на единицу увеличения дохода; У – имеющийся доход; С' – автономное потребление - определенная часть расходов на потребление, не связанная с уровнем дохода. То есть даже при нулевом доходе потребление не сокращается до нуля. Оно идет за счет сбережений или в долг.

Графически функция потребления изображается в виде прямой, где наклон функции потребления – предельная склонность к потреблению = МРС.


С потребление      

                              С=С1+сY



                               


С1


                  

                            Y Доход

                          

Часть дохода идёт на потребление, другая же часть сберегается. Значение сбережений в том, что они могут быть использованы для инвестиций.

Существует средняя  и предельная склонность к потреблению.

S = Y – C


где S – сбережения.

Аналогично потреблению существует понятие предельной склонности к сбережению (MPS),

где MPC – предельная склонность к потреблению. Поскольку S > 0, то увеличение дохода приводит к увеличению сбережений.


Основоположником теории потребления является Кейнс.

Основные положения теории потребления Кейнса:

- значение предельной склонности к потреблению больше нуля и меньше единицы;

- отношение потребления к доходу уменьшается по мере роста дохода;

- главным фактором, определяющим потребление, является доход.

Кейнс разработал функцию потребления, соответствующую положениям его теории.

Статистические наблюдения, проведённые после создания Кейнсом теории потребления, подтвердил её положения.

Открытие С.Кузнеца о стабильности АРС на длительных периодах времени опровергало теорию Кейнса. Несоответствие теории Кейнса открытию Кузнеца объясняется различиями функций потребления на краткосрочном и долгосрочном периодах.


К основные современным теориям потребления относятся:

Теория жизненного цикла Модильяни. Индивид планирует потребление и сбережения с целью распределить потребления наилучшим образом на весь период жизни. Сбережения создаются для необходимого потребления в старости.

Теория потребительского поведения Фридмена. Потребительское поведение не связывается с текущим уровнем дохода. Оно связано с доходом, полученным за длительный период.



3.3 ИНВЕСТИЦИИ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Инвестиции – расходы на восстановление изношенного основного капитала и увеличение основного капитала. Основной капитал включает: здания, оборудование, используемые в процессе производства; жилье; товарно-материальные запасы.

Поскольку инвестиции – один из основных компонентов ВНП, то колебания инвестиций отражают закономерности цикличности развития экономики. Инвестиции определяют экономический рост в долгосрочной перспективе.

Объем инвестиций определяется несколькими факторами:

- норма прибыли;

- ставка процента. Увеличение ставки процента увеличивает издержки, поэтому объем инвестиций сокращается;

- финансовые ограничения. Возможности фирм в инвестировании определяются в соответствии с финансовыми ограничениями в кредитах;

- налоговая система. Налогообложение влияет на наклонение капитала и, следовательно, на инвестиции. Основным налогом, влияющим на инвестиции, является налог на доходы корпораций – пропорциональный налог на прибыль. Влиять на объем инвестиций можно изменением политики налогообложения;

- рынок ценных бумаг. Фирмы покрывают расходы на инвестиции не только за счет кредитов и текущих доходов. Фирмы также могут эмитировать и продавать свои акции. Колебания на рынке ценных бумаг влияют на доходы, получаемые от продажи акций Следовательно, рынок ценных бумаг влияет на инвестиции.

Инвестиции делятся на:

а) инвестиции в основной капитал предприятий;

б) инвестиции в жилищное строительство;

в) инвестиции в товарно-материальные запасы.

Виды инвестиций:

1)    запланированные, незапланированные, фактические;

2)    автономные и стимулированные (производные, индуцированные).



Мультипликатор                             =        1       =      1___          

инвестиционных расходов (MP)        1-MPC      1-MPS

Изменение в реальном ВНП =МР∙ Первоначальное изменение в инвестиционных расходах.


                        ΔВНП = МР ∙ ΔΙ


Где ΔΙ – изменение ивистиционных расходов.


  Инвестиции в основной капитал предприятий

Предприятия приобретают производственное оборудование, здания, то есть инвестируют в основной капитал. Инвестиции в основной капитал предприятий составляют большую часть всего объема инвестиций.

Фирмы определяют для себя желаемую величину основного капитала, то есть капитала, который используется в долгосрочной перспективе.

На желаемую величину капитала влияют:

·  издержки использования капитала, определяемые:

- ставкой процента. При оценке влияния ставки процента на инвестиции важно различать номинальную ставку процента и реальную, учитывающую инфляцию. Спрос на капитал определяется именно реальной ставкой процента;

- налогами;

- амортизацией;

·  предельный продукт капитала – прирост выпуска за счет дополнительной единицы капитала. Определяется ожидаемым объемом выпуска. Если предельный продукт капитала превышает издержки использования, то инвестиции в основной капитал предприятия производятся.

   Инвестиции в жилищное строительство

Инвестиции в жилищное строительство состоят в основном из инвестиций в строительство жилых домов. Объем инвестиций в жилищное строительство определяется спросом на жилье, зависящим от:

- уровня богатства. Чем обеспеченнее потребители, тем больше у них жилых домов;

- уровня дохода из других источников. Если доходы по акциям снижаются, то инвестиции в жилье увеличиваются, так как жилье становится более доходным;

- уровня реального дохода от владения жильем. Реальный доход зависит от издержек, налогов и амортизации. На величину издержек влияет ставка процента – увеличение ставки уменьшает спрос на жилье. Причем играют роль и реальная, и номинальная ставки процента. Ставку процента определяет вид закладной.

Другим фактором, влияющим на объем инвестиций, является предложение жилья. Предложение жилья на определенный момент времени постоянно, то есть запас жилья нельзя быстро изменить.

И, наконец, на инвестиции сильно влияет цена жилья, определяемая пересечением кривых спроса и предложения жилья. Рост цены на существующее жилье стимулирует рост инвестиций  в жилищное строительство.

 Инвестиции в товарно-материальные запасы

товарно-материальные запасы включают в себя готовые нереализованные товары, сырье и материалы для последующего производства и незавершенное производство. Инвестиции в товарно-материальные запасы составляют  небольшую часть ВНП, но объемы запасов сильно изменяются, что сказывается на экономике.

Причины создания запасов:

- для удовлетворения будущего спроса на товары, так как непрерывное производство невозможно;

- сглаживание колебаний в объеме спроса при стабильном  уровне производства;

- покупка товаров большими партиями экономичнее;

- для последующего использования в производстве.

Хранение запасов связано с издержками, определяемыми реальной ставкой процента. Увеличение ставки процента ведет к уменьшению объема инвестиций в запасы. Увеличение ставки процента ведет к уменьшению объема инвестиций в запасы. При снижении фирмами запасов объем инвестиций в товарно-материальные запасы может стать меньше нуля.

Инвестиции бывают неожиданными – при уменьшении спроса товары не распродаются и ожидаемыми – при увеличении спроса запасы исчерпываются и их необходимо восстановить.

ГЛАВА 4. НАРУШЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

4.1  РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА

Равновесие на рынке труда достигается при равенстве количества рабочих мест количеству рабочей силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.