Наиболее частым случаем является случай частичной взаимозаменяемости или частичной взаимодополняемости. В этом случае MRS убывает, а кривая безразличия принимает вид гиперболы, выпуклой к началу координат.
MRS=1/2
Y
X
Кривые безразличия отражают только желания потребителя, но предпочтения их зависят и от возможностей.
Возможности потребителя графически изображаются бюджетной линией:
- это кривая, отражающая сочетание товаров, доступных потребителю при данном уровне дохода и цен.
P
Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен. Для определения оптимального потребительского набора ординалисты совмещают в одной системе координат кривую безразличия и бюджетную линию. Оптимальный потребительский набор отражает точка касания этих линий. В точке касания наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия.
При ординалистском подходе основным условием равновесия потребителя служит равенство:
,
Это равенство вытекает из того, что наклон бюджетной линии определяется соотношением цен , а наклон кривой безразличия определяется предельной нормой замещения MRS.
Излишек потребителя.
Когда потребитель покупает продукт по данной цене, он платит одинаковую сумму за каждую единицу продукта. А так как, в связи с действием принципа убывающей предельной полезности, первые купленные единицы продукта ценятся потребителем дороже, нежели последующие, то разность между тем, что потребители фактически платят за единицу продукта и тем максимумом, который они готовы заплатить за эту единицу, называют потребительским излишком. Графически излишек потребителя изображается, как площадь фигуры, ограниченная сверху – кривой спроса, а снизу – линией цены.
Q
То есть, эффективность в теории потребительского выбора рассматривается с точки зрения двух подходов: кардиналистского и ординалистского, с точки зрения первого эффективность достигается
Термин фирма имеет двойное значение:
В узком смысле слова – это имя, под которым юридически полноправно предприниматели ведут свои дела.
В широком смысле – это основная хозяйствующая единица, преследующая коммерческие цели.
Исходной посылкой теории производства является посылка о том, что производственная деятельность должна быть эффективной, иначе нет смысла ею заниматься.
Если в самом общем виде эффективность представляет собой соотношение результатов и затрат, то применительно к производству эффективность – это соотношение между объемом выпуска и количеством затраченных ресурсов.
Каждая фирма располагает определенными ресурсами, необходимыми для выпуска продукции. Отношение же между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого набора факторов, описывается производственной функцией.
Теория производства традиционно использует двухфакторную производственную функцию Кобба-Дугласа:
, где
Q – максимальный объем выпуска
K,L - определенная количественная комбинация двух ресурсов
(L – труда, K - капитала)
Производственная функция – это фунгкция, которая описывает максимальный выпуск продукции для каждой определенной комбинации ресурсов (например: производственная функция фермеров – получение максимального урожая при определенном сочетании рабочей силы и техники). Так как производственная функция отражает максимальный выпуск продукции, она тем самым предполагает, что производственная деятельность эффективна. Однако в этом случае речь идет о сугубо технической эффективности, поскольку максимальный выпуск обусловлен только способом соединения ресурсов. Понятие «техническая эффективность» характеризует физические объемы производства.
Техническая эффективность измеряется с помощью таких показателей, как общий, средний и предельный продукт.
Общий продукт (TP) – это вся продукция, произведенная за определенный период времени.
Средний продукт (АР) – это количество продукции, произведенной на единицу ресурса.
;
Предельный продукт (МР) – дополнительный продукт, который фирма получает в результате применения дополнительной единицы ресурса.
; .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7