Рефераты. Трактовка эффективности в рамках экономической теории

Примером может служить выделение государством субсидий

(Субсидия – выплата правительством, фирмой или домохозяйством денег (или товаров или услуг), в обмен на которые они не получают товары и услуги; когда такая выплата производится правительством, она представляет собой правительственный трансфертный платеж [3, стр. С-32]) из государственного бюджета на изготовление дешевых товаров для стариков или детей. Субсидирование занижает издержки производства предприятия, и величину альтернативной стоимости для потребителя. В результате производство и потребление этих благ и для потребителя и для производителя будет эффективнее, чем при отсутствии субсидии.

Но посмотрев на ситуацию с другой стороны, нетрудно заметить,  что затраты в этом случае несет все общество, только представлены они в виде субсидии, предоставляемой из государственного бюджета, пополняющегося за счет налогов, собираемых со всего общества. То есть если рассматривать эти затраты, то эффективность на макроэкономическом уровне (народнохозяйственная эффективность) будет ниже чем на микроэкономическом уровне (фирменная эффективность).

 

3. Эффективность потребительского выбора

   Центральной проблемой экономического поведения потребителя является такое распределение дохода между альтернативными товарными наборами, которое бы при заданных ценах, максимизировало его благосостояние.

Решение этой проблемы осуществляется с помощью двух подходов:

1) кардиналистского (количественного)

и

     2) ординалистского (порядкового)

Согласно количественного подхода, процесс потребительского выбора описывается понятием полезности, измеряемой в ютилях.

Ютиль – это вымышленная единица измерения полезности, позволяющая перевести рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость.

Степень удовлетворения потребностей в рамках этого подхода характеризуется принципом убывающей предельной полезности. В основе этого принципа лежит различение понятий: общая и предельная полезность.

Общая полезность (U) – удовлетворение, которое потребитель получает от всего набора товаров и услуг.

Предельная полезность (MU) – это полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы товара.

Общая и предельная полезность изменяются в противоположных направлениях, то есть с ростом количества товара в наборе общая полезность растет, а предельная – уменьшается.

Уменьшение предельной полезности по мере увеличения блага называют принципом убывающей предельной полезности.

Сформулируем теперь проблему потребительского выбора с точки зрения количественного подхода:

Каждый потребитель, располагая определенным доходом, стремится сформировать такой набор товаров и услуг, который бы повысил  (максимизировал) его общую полезность. Ситуацию максимизации общей полезности потребителя называют потребительским равновесием или оптимумом потребителя.

Оптимум потребителя достигается тогда, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждый рубль цены одного товара, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждый рубль цены другого товара.

Математическая интерпретация:

 Трактовка эффективности в рамках экономической теории  Трактовка эффективности в рамках экономической теории

правило максимизации

При кардиналистском подходе оптимальным потребительским выбором считается выбор, максимизирующий общую полезность.

 Согласно порядкового подхода процесс потребительского выбора описывается посредством потребительских предпочтений, то есть вместо  понятия полезность здесь используется понятие «потребительские предпочтения». В этой связи цель потребительского выбора – максимизация полезности, здесь трансформируется, то есть превращается в цель выбора наиболее предпочтительного товарного набора. Потребительские предпочтения в рамках этого подхода характеризуются с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия – это геометрическое место точек, характеризующих сочетания товаров, имеющих для потребителя одинаковую ценность.

Совокупность кривых безразличия, отражающих наборы товаров с разной степенью предпочтительности, называют картой кривых безразличия.

Перечислим некоторые свойства кривых безразличия:

1)     Как правило, кривые безразличия имеют отрицательный наклон (нисходящий вид). Это объясняется тем, что между товарами, формирующими товарный набор, существует обратная связь, то есть увеличение в наборе количества одного товара сопровождается сокращением другого.

2)        Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, отражает набор товаров более предпочтительный для данного потребителя.

3)     Кривые безразличия никогда не пересекаются, так как потребительские предпочтения транзитивны. Транзитивность потребительских предпочтений означает, что если набор А, предпочтительнее набора Б, а набор Б, предпочтительнее набора В, то набор А предпочтительнее набора В.

Замечание: в отличие от непересекающихся прямых, которые параллельны, кривые безразличия не пересекаются и будучи непараллельными.

Кривые безразличия могут быть параллельными (гомотетичными) – это означает, что предпочтение потребителя при переходе от одной кривой к другой остаются теми же самыми, меняется только количество товаров, входящих в набор.

Непараллельные кривые безразличия называются квазилинейными (квази - почти). Эти кривые сближаются или расходятся под разными углами, но никогда не пересекаются. Они свидетельствуют об изменении системы предпочтений потребителя.

4)     Кривые безразличия преимущественно выпуклы к началу координат. Это объясняется принципом диверсификации. Сущность этого принципа определяется так:

При прочих равных условиях разнообразие потребления обеспечивается готовностью потребителя замещать один товар другим. Степень готовности характеризуется с помощью показателя предельной нормы замещения.

Предельная норма замещения (MRS) – количество одного товара, от которого отказывается потребитель ради приобретения другого товара.

 MRS рассчитывается по формуле:

 Трактовка эффективности в рамках экономической теории , где

 - изменение товара X 

 изменение товара Y;

MRS может принимать следующие значения:

1. Значение, равное 0. Это случай абсолютной взаимодополняемости. Кривые безразличия при этом принимают вид двух, взаимоперпендикулярных отрезков:

Y  

 Трактовка эффективности в рамках экономической теории
 Трактовка эффективности в рамках экономической теории
 

 

 


                  X

2. Значение, равное counst., причем  если MRS=1, то это случай абсолютной взаимодополняемости ресурсов. Кривые безразличия имеют вид косых линий:

 

 Трактовка эффективности в рамках экономической теории Y

 Трактовка эффективности в рамках экономической теории
 


                                  X

 

В случае, когда для потребителя товар не представляет никакой пользы, кривые безразличия принимают вид горизонтальных и вертикальных прямых. Причем, если бесполезен товар Y, то прямые – вертикальны, а если X, то горизонтальны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.