Рефераты. Торгово-экономические отношения со странами СНГ (на примере Республики Казахстан)

Географическая отдаленность Казахстана от основных рынков сбыта своей продукции (за исключением Китая), «анклавизация» республики в центре евразийского материка. Россия сохраняет тем самым преимущества ближайшего соседа, выгодного партнера по бизнесу и естественного, а часто и единственного транзитного агента.

Сохраняющаяся технологическая зависимость предприятий Казахстана, построенных в советский период, от российских контрагентов.

В большой степени аналогичный российскому уровень подготовки ин­женерно-технического и рабочего персонала предприятий Казахстана.

Отсутствие языкового барьера в общении.

Сходный менталитет населения двух государств.

Сохраняющиеся возможности для казахстанской стороны улаживать спорные проблемы, в том числе финансовые, с помощью политического лоббирования своих интересов в российских эшелонах власти.

Близкие по направленности действия третьих сил в отношении ограничений развития бизнеса России и Казахстана, выхода этих стран со своей продукцией на мировые рынки.[28]

Наличие разнообразных форм межгосударственного интеграционного сотрудничества, включая экономическую сферу. В том числе – в рамках структур СНГ и Евразийского экономического сообщества.[29]

Большие по сравнению с казахстанским бизнесом преимущества российского бизнеса в финансовом отношении.

Удачная политическая конъюнктура, связанная с дискредитацией нынешнего казахстанского руководства в широких кругах политических деятелей и предпринимателей на Западе, вынуждающая казахстанский бизнес искать новых партнеров в России.

Возможность принятия законодательного обеспечения бизнеса двух государств-партнеров в относительно короткие сроки.

К факторам, которые могут затруднить активизацию деятельности российского капитала в Казахстане, следует отнести некоторое ужесточение политики в отношении иностранных инвесторов, стремление защищать интересы местных товаропроизводителей. В правительстве Казахстана, например, открыто высказываются о том, что схема кредитования по линии «Гермеса» является кабальной для отечественных предприятий, выдвигается требование пересмотра условий предоставления кредитов казахстанским предприятиям. Президент РК Н. Назарбаев вскоре после избрания итальянской компании «Agip» в качестве оператора по разведке и разработке месторождения Кашаган заявил, что одна из важнейших задач оператора подключить к проекту казахстанские подрядные организации и закупать оборудование у местных производителей.

Обращают на себя внимание факты, свидетельствующие о том, что казахстанское государство предпринимает попытки вернуть себе часть приватизированной собственности. Так, стало известно, что часть акций Павлодарского НПЗ якобы добровольно была возвращена государству. Является ли это попыткой пересмотра результатов приватизации, сказать на основе имеющейся информации пока невозможно.

Некоторые политики и бизнесмены для решения своих проблем пытаются ущемлять интересы российского предпринимательста в Казахстане.  Об этом свидетельствует, в частности, выступление бывшего министра энергетики, индустрии и торговли М. Аблязова против соглашения между правительством РК и РАО « ЕЭС России», которым предусматривалось создание российско-казахстанского СП с включением в него имущественного комплекса Экибастузской ГРЭС-2. Выступления подобного рода заслуживают внимания с двух точек зрения. Во-первых, они коррелируют в определенной степени с настроениями среди определенных кругов казахских предпринимателей. Во-вторых, риторика подобного рода оказывает воздействие и на правительство, и на местные власти. В Протоколе к Соглашению между Правительством РФ и Правительством РК о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов говорится о том, что стороны окажут содействие своим хозяйствующим субъектам в создании в первом квартале 2001 г. совместной казахстанско-российской компании на базе имущественного комплекса Экибастузской ГРЭС-2 с передачей 50% акций в собственность РАО «ЕЭС России». Тем не менее процесс создания СП пробуксовывает, а высокопоставленные казахстанские чиновники в неофициальном порядке указывают на смущающий их факт, что РАО «ЕЭС России» является интегрированной государственной компанией.

Затруднить сотрудничество с Казахстаном может выдвигаемое его правительственными чиновниками требование снизить тарифы Транснефти  за прокачку казахстанской нефти. Данное требование представляется необоснованным и нереализуемым.[30]

Осложняет работу в Казахстане частая смена министров и других высокопоставленных чиновников в ключевых экономических ведомствах. В Астане допускают, что в конце нынешнего, либо в начале следующего года может быть сменен премьер-министр. Хотя К. Токаев вполне устраивает президента РК, в преддверии парламентских выборов президент, возможно, захочет видеть на этом посту более энергичного и решительного политика.

Остается неясным вопрос о внутренних таможенных сборах в Казахстане. Речь идет не о незаконных поборах со стороны милиции, а о узаконенных местными властями тарифах за провоз груза автотранспортом по территории области. Сотрудники аппарата Совета безопасности уверяли, что все областные таможенные сборы отменены и более не взимаются. Так ли это на самом деле, проверить пока не удалось.

Эффективно использовать транспортную систему Казахстана мешает плохое состояние автомагистралей, к тому же уровень ремонтной базы транспортных хозяйств Казахстана не отвечает требованиям качества эксплуатации транспортных систем сегодняшнего дня. В Казахстане даже по сравнению с другими странами СНГ (Россией и странами Закавказья) низка доля электрифицированных железнодорожных путей общего пользования (примерно 26%, в РФ – 45%) Отслужили свой нормативный срок многие устройства контактной сети и оборудование тяговых подстанций на электрифицированных линиях железной дороги.

К факторам в долговременном плане, затрудняющим активизацию деятельности российского капитала в Казахстане, можно отнести:

Элементы этнократизма в политике государства Казахстана.

Коррумпированность государственных структур Казахстана.

Внедрение в массовое сознание казахского народа антироссийских фобий.

Острая конкурентная борьба за вытеснение российского влияния из Казахстана со стороны третьих сил.

Стремление казахстанской политической и деловой элиты поправить за счет России свои дела, получить временные выгоды, надежды на очередное списание ряда долгов со стороны российского руководства.

Сырьевая направленность казахстанской экономики, делающая ее в некоторых отношениях конкурентом российских аналогов.

Возрастающая внешняя угроза безопасности Казахстана со стороны агрессивного ислама.

Надежды казахстанского руководства на отдачу российскому бизнесу наименее прибыльных сегментов рынка в обмен на внушительные инвестиции.

Уменьшение численности русскоязычного населения республики.

Неэффективность деятельности интеграционных структур в рамках СНГ.[31]


2.5. Рекомендации по ускорению дальнейшей эффективной демократизации торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном.

Анализируя тенденции нашего взаимного товарооборота, можно констатировать, что Россия и Казахстан вошли в некий коридор возможностей. Причем этот коридор объективно ограничен. С одной стороны, степенью развития каждой из отдельно взятых экономик, а с другой стороны, степенью реальной, работающей интегрированности российской и казахстанской экономик и мер по ее регулированию.

У такого коридора может быть лишь две перспективы: сужение (замыкание в рамках национальных границ, ужесточение барьеров для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, убыточное импорто-замещение). Можно спрогнозировать, что в этих условиях объем товарооборота будет находиться в пределах 3,5 млрд. долл., демонстрируя некоторые всплески в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой или сезонностью, но постепенно двигаясь к своей нижней границе. При этом проблемы на рынке услуг и капиталов будут заставлять обе стороны искать инвесторов в третьих странах и обходные маршруты транспортировки.

Расширение (минимизация, а в перспективе устранение трансграничных издержек движения товаров, услуг, капиталов, чтобы конкурировать с потенциалом общего интегрированного пространства). В этой связи единственный путь интенсивного развития - реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция.

Политический импульс для нового качества процессов уже есть - это заявление Президентов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В соответствии с этим заявлением планируется реализовать движение в направлении четырех свобод:

- трансграничной торговли товарами;

- трансграничной торговли услугами;

- движения капиталов;

- движения рабочей силы. [32]

При этом важно не повторять определенных ошибок прошлого, не пойти по пути "упрощенных" решений, нивелирующих эффект интеграции.

Давайте вырвем одну позицию, пусть даже очень важную, например, транспортные тарифы. Унифицируем их, и что, все будет после этого хорошо? Не будет. Радость от успеха продвижения просуществует короткое время и затем под тяжестью различий в конкурентной, таможенной, нетарифной и т. д. политиках рухнет, а по транспортным тарифам откатимся на еще более тяжелые позиции, чем до унификации.

Давайте двигаться от одной формы интеграции к другой: сначала полноценная зона свободной торговли, а потом… Но ничего потом может и не быть. Мы все это проходили и сегодня имеем без всяких хлопот. Любая замороженная форма, например зоны свободной торговли, будет воспроизводить препятствия, объективно ей присущие, и, как корабль, обрастать ракушками, мешая движению или вообще устойчивости. Поэтому двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех четырех свобод и выстраивая, таким образом, единое экономическое пространство.

Если исследовать проблему с позиции понимания интегрированных процессов, то очевидно, что нужна замена административных мер и барьеров экономическими механизмами и совсем другая логика регулирования. В основу должны быть положены эффективность деятельности, снижение издержек, реальная отдача от инвестиций, возможность конкурировать на внешних для единого экономического пространства рынках.

Примерами же сотрудничества могут стать Кузбасс, Экибазстуз, общее обустройство энергетического рынка, образование единого топливно-энергетического баланса, зерно; принятие единой тарифной политики, а также политики в области технического регулирования и т. д. [33]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.