Рефераты. Технологическая подготовка и порядок её организации на предприятии и в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000

Срок окупаемости проекта составит 3.0 лет, т.е. через 3 года после проведения реконструкции становиться возможным возврат общей суммы капитальных вложений.

Внутренняя норма доходности равна 57,6 %, что свидетельствует об эффективности проекта.

Индекс рентабельности инвестиций равен 2,78. Это значит, что на каждую единицу дополнительных инвестиций придется 2,78 единиц текущей стоимости будущих поступлений.

Уровень безубыточности в 2010 году составит 38,6 %, что свидетельствует о низком риске получения убытков.

Предоставляемая государственная поддержка проекта окупается на 2-ом году реализации проекта за счет прироста налоговых поступлений. За 6 лет реализации проекта этот прирост составит сумму эквивалентную 1282 тыс. USD.

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ


3.1 Пути сокращения технологической подготовки производства


Массовое производство, порождающее глобальную конкуренцию, заставляет по-особому относиться к качеству как к категории экономической. Каждый из субъектов хозяйствования начинает понимать, что без качественного соответствия недостижима конкурентно устойчивость, а без системы качества невозможно обеспечить устойчивое экономическое функционирование предприятия.

Основным подходом к оценке качества продукции должна быть ориентация на интересы потребителя, на учёт степени удовлетворения его потребности, которая выражается в виде появления у него дополнительного эффекта от использования высококачественной продукции, получение новой услуги по сравнению с прежними, выбранными за базу сравнения, - базовыми. Применяются три основных метода определения качества продукции: органолептический (цвет, запах, вкус и т. д.), лабораторный и экономико-статистический.

Получение продукции это, прежде всего, технологический процесс и достижения научно-технического прогресса аккумулируются в технологиях. Именно поэтому в основе формирования качества продукции находится технологический режим, а фундаментальным элементом системы управления качеством является нормативно-технологическое обеспечение качества. Документами, которые определяют чёткий порядок применение безопасных интенсивных технологий и гарантируют получение конкурентоспособной продукции, являются отраслевые регламенты на типовые технологические процессы.

Основными требованиями, изложенными в регламентах и обязательными для выполнения на предприятиях молочной отрасли являются:

Перечень машин, оборудования, приборов, материалов и установленных системами машин для производства данного вида продукции;

Перечень обязательных технологических операций, составляющих технологический процесс производства определённого вида продукции;

Требования к выполнению технологических операций с указанием конкретных показателей.


3.2 Дальнейшее развитие стандартов ИСО серии 9000


Разработанные на основе опыта разных стран, стандарты ИСО серии 9000 стали “копилкой международного опыта обеспечения качества. Это позволяет на постоянной основе совершенствовать и развивать данную серию, что в свою очередь делает её все более популярной и авторитетной.

На рис.3.1 показан процесс развития стандартов с учетом возрастающего спроса и потребности в процедурах сертификации.



Рис.3.1 Развитие стандартов ИСО 9000

Помимо МС ИСО 9000-9004 и примыкающего к этой серии терминологического стандарта ИСО 8402, были подготовлены и опубликованы следующие стандарты:

ИСО 9000-2 (Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001,9002 и 9003);

ИСО 9000-3 (Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программно го обеспечения);

ИСО 9000-4 (МЭК 300-1) (Руководство по управлению программой надежности);

ИСО 9004-2 (Руководящие указания по услугам);

ИСО 9004-3 (Руководящие указания по перерабатываемым мате риалам);

ИСО 9004-4 (Руководящие указания по улучшению качества).

Эти документы, как видно из их названий, уточняют, конкретизируют и развивают положения стандартов ИСО 9000-9004.

Комплекс стандартов на системы качества в его расширенном составе получил наименование семейства стандартов 9000. При этом наименование серия 9000 сохранилось за первоначальной группой стандартов.

Одновременно с разработкой новых документов осуществлялся пересмотр первых стандартов серии 9000, принятых в 1987 году. Дело в том, что теория и практика формирования систем качества за прошедшие годы получила дальнейшее развитие. Еще более возросло и значение систем качества как фактора конкурентоспособности. Кроме того, некоторые пользователи сталкивались с трудностями применения стандартов ИСО серии 9000 при формировании систем качества, связанными с особенностями их продукции.

В июне 1994 г. пять основополагающих стандартов (ИСО 9000- 9004) были переизданы в новой редакции. Соответствующая работа по пересмотру и переизданию национальных стандартов была проведена практически во всех странах, принявших стандарты ИСО 9000. В настоящее время в международной практике сертификации систем качества используются стандарты серии 9000 версии 1994 г. На смену им приходят стандарты версии 2000г. Новая редакция стандартов имеет новую структуру, которая приведена на рис.3.2.



Рис.3.2 Структура стандартов редакций 1994 и 2000 годов

В новой версии стандартов ИСО 9000:2000 предусмотрена единая модель системы качества - ИСО 9001 (ИСО 9002 и 9003 отменяются), в которую включены основные положения ТQM.

Действующий в настоящее время стандарт ИСО 8402:1994 преобразован в стандарт ИСО 9000:2000. В него вошли: основы систем менеджмента качества (справочный раздел) и понятия, термины и определения (нормативный раздел).

Пересмотр стандартов ИСО 9000 не требует разработки новой документации системы качества организации. Соблюдается основное требование, чтобы организации, которые уже внедрили действующие стандарты ИСО 9000, смогли легко перейти к их пересмотренной версии.

Новая редакция стандартов серии ИСО 9000:2000 основана на восьми принципах управления, определяющих его философию и позволяющих достигнуть цели качества. Эти принципы следующие:

1. Ориентация на потребителя - организации зависят от своих потребителей и, следовательно, должны понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Роль руководства - руководители создают единство целей организации и ее управления. Они должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации.

3. Вовлечение всех работников - работники всех уровней составляют сущность организации, полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации.

4. Процессный подход - желаемый результат достигается эффективнее, если управление осуществляется на основе понимания качества как результата цепочки взаимосвязанных процессов.

5. Системный подход к управлению - эффективность и результативность организации улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью.

6. Непрерывные улучшения - непрерывное улучшение должно быть постоянной целью организации.

7. Подход к принятию решений на основе фактов - эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения, как с внешними, так и с внутренними поставщиками - организация и её поставщики взаимозависимы, а взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности.

Соблюдение этих принципов и их реализация в практической деятельности предприятия требуют серьезных организационных усилий, но рост конкурентоспособности оправдывает все затраты.

Эти принципы практически совпадают с принципами TQM. Структура требований к QM-системам в стандарте ИСО 9001:2000 состоит из четырех разделов:

·                     Ответственность руководства.

·                     Управление ресурсами.

·                     Управление бизнес-процессами создания продукта.

·                     Система измерений, анализа и непрерывных улучшений.

Стандарт ИСО 9001:2000 предназначен для целей сертификации и содержит набор требований для создания системы управления качеством. Особое внимание в стандарте ИСО 9001:2000 уделено процессному подходу к менеджменту качества. На рис.3.3 дано концептуальное представление процессной модели управления качеством.


Рис.3.3 Процессная модель системы управления качеством

В общем случае, под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия понимается ориентация на бизнес-процессы в рамках существующей организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия.

Модель устанавливает, что потребители играют существенную роль при определении входящих данных. Любая деятельность, получающая входящие данные и преобразующая их в выходящие, может рассматриваться как процесс. Для успешного функционирования организации необходимо определить многочисленные взаимосвязанные процессы и управлять ими. Данная модель не отражает процессы на детальном уровне, однако охватывает все содержание стандарта. В наименовании ИСО 9001:2000 отсутствует термин «обеспечение качества». Это свидетельствует о том, что стандарт ориентирован на требования к системе качества организации и используется для демонстрации ее возможностей выполнить требования потребителей. При этом улучшена совместимость со стандартами ИСО экологической серии 14000, в которых также применяется цикл улучшения Деминга Рlаn-Do-Chek-Act (планирование - осуществление - проверка корректирующее воздействие).

Необходимость создания на предприятии полноценной системы управления качеством (Quality Management System, QM-системы) определяется, с одной стороны, требованиями рынка, а, в некоторых случаях, и требованиями государственных органов. С другой стороны, QM-система является важной составной частью системы управления предприятием, влияющей на качество продукции или услуги и конкурентоспособность. Для белорусских предприятий сертификация по ИСО 9000 – это еще и пропуск на международный рынок, а также действенное средство для эффективного улучшения работы всего предприятия.

Внедрение эффективной QM-системы дает предприятию следующие преимущества:

·                     расширение рынка сбыта;

·                     наглядность управления процессами;

·                     снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структуры и процессов;

·                     рост коллективизма;

·                     повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;

·                     снижение риска ответственности за продукцию.

Следует отметить неэффективность большинства проектов по внедрению систем управления качеством на многих белорусских предприятиях по следующим причинам:

·                     ограниченный период времени работы со стандартами ИСО;

·                     слабость нормативной базы;

·                     недостаточная техническая оснащенность;

·                     отсутствие опыта и недостаток специалистов.

Особо следует отметить еще одну очень важную проблему, связанную с подготовкой QM-документации - трудоёмкость подготовки и актуализации пирамиды бумажных документов QM-системы.

Здесь реализуется принцип TQM – фокус на заказчика, основной смысл которого заключается в том, чтобы сформировать такую корпоративную культуру, при которой персонал осознает тот факт, что зарплату платит заказчик, а не руководитель предприятия. Этому процессу служит еще один принцип TQM – принцип «поставщик-заказчик» внутри предприятия, который помогает исключить потери, повысить ответственность, устранить разобщенность и создать нормальный внутренний климат в коллективе.

Непрерывный мониторинг и анализ бизнес-процессов позволяют оценить разные направления деятельности предприятия, главными из которых являются следующие:

·                     взаимоотношения с клиентом;

·                     внутрихозяйственная деятельность;

·                     финансовое обеспечение;

·                     инновации, развитие и обучение.

Каждому из вышеперечисленных направлений можно сопоставить определенный набор показателей. Например, взаимоотношения с клиентом можно оценить через степень удовлетворения клиента, количество постоянных заказчиков, увеличение количества клиентов за определенный промежуток времени, отсутствие жалоб и рекламаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время процесс технической подготовки производства стал тем элементом которому необходимо уделять такое же серьезное внимание как и бизнес-плану или любому другому процессу связанному с организацией предприятия, в то время как еще совсем недавно это было прерогативой различных конструкторских бюро и НИИ которые разрабатывали технологии не особо ориентируясь на рынок сбыта, условия производства и т.д. Это связано с тем, что в настоящее время с одной стороны быстрыми темпами развивается мелкий и средний бизнес, а с другой стороны на наш рынок технологического оборудования прорвались зарубежные производители которые предлагают широкий ассортимент различных технологических линий включая их установку и обслуживание. Это предполагает то, что предприниматель должен быть ознакомлен с основным технологическим процессом по производству продукции и четко представлять себе с какими типами технологического оборудования ему предстоит работать и какие для этого потребуются ресурсы. Можно сказать, что в настоящий момент процесс технической подготовки претерпел некоторые изменения и в большинстве отраслей производства (особенно в легкой и пищевой) достаточно провести хорошую технологическую подготовку производства, а сугубо техническую часть предоставить поставщикам оборудования.

Для обеспечения конкурентоспособности продукции и достаточного уровня рентабельности Кореличскому льнозаводу необходимо, во-первых, улучшить качество производимой продукции и обеспечить увеличение выхода длинного льноволокна. На решение данной задачи и нааправлена программа модернизации производства и создания механизированных отрядов по выращиванию льна. Во-вторых, в связи с возможными трудностями со сбытом короткого льноволокна целесообразно увеличить расход короткого волокна на собственное производство (выпуск веревки, шпагата, холстопрошивной ткани).

В качестве базовой маркетинговой стратегии ОАО “Кореличи-Лен” следует принять стратегию совершенствования товара, а именно увеличение выхода длинного льноволокна из льнотресты. Соответственно, продукция завода должна позиционироваться на рынке как более качественная и, соответственно, более дорогая, чем продукция конкурентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Ким С.А., Пушкин П.С., Овчинников С.И. Организация и планирование промышленного производства, - Минск: “Вышэйшая школа”, -2002

2.Кожекин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства, - Минск: ИП “Экоперспектива”, - 2001

3.Синица Л.М., Шебеко Н.Г. Организация производства: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.М. Синицы. – Мн.: БГЭУ, 2001

4.Зайцев Н. Л. Экономика  промышленных  предприятий. М. 2002 г.

5.Романенко И. В. Экономика  предприятия. М. 2002 г.

6.Экономика предприятия/ В.Я.Хрипач, А.С.Головачев. И.В.Головачева и др.; Под ред. В.Я.Хрипача; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Кафедра экономики и организации производства. – Мн., 2002

7.Организация и планирование машинно-строительного производства, - Под ред. М.И. Ипатова, В.И. Постникова, М.К. Захаровой, - Москва: “Высшая школа”, - 2001 г.

8.Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий, - Под ред. С.Е. Каменицера, Ф.Ф. Русинова, - Москва: “Высшая школа”, -2002 г.

9.Золотогоров  В. Г.. Организация  и  планирование  производства. Мн.. 2001 г

10.Финансы предприятий. Москва 2003 г. Е.И.Бородина, Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина, З.М.Смирнова.

11.Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Москва 2002 г. В.А.Раевский.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.