3. Сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма) и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как оно сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение гос. контроля за золотодобычей и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие сотни килограммов в год.
Еще один источник монополизма ‑ деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и т. п. ‑ негосударственные структуры (по крайней мере они не являются "унитарными казенными" предприятиями, к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной гос. информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися гос. ведомств. Это ‑ "квазичастные" фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и гос. ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах ‑ в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, ‑ от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они почти закрыты от общественного и гос. контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности.
В то же время между "квазичастными" монополиями и правящими группировками существует определенный "социальный договор". Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую деятельность монополий, фактически снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды обострения политической ситуации (во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти. Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших "квазичастных" монополий предполагает значительный объем теневой активности.
Новая форма монополизма ‑ монополизм "снизу" как надстройка над частной рыночной активностью. Это ‑ система "крыш", которые делят между собой тот или иной рынок. "Крыша" ‑ неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающими проникнуть на данный сегмент множество барьеров, включая силовые, связанные с применением насилия. Экономический смысл деятельности "крыши" ‑ поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных в него субъектов (производителей, посредников, торговцев и др.). "Крыша" забирает часть прибыли у других участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог. Подобное монопольное регулирование рынка имеет много аналогов в других странах, но в отличие от них в России ему не противостоит антимонопольная деятельность государства.
4. Чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед гос. налоговой инспекцией. В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.
5. Неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшего социалистического имущества. Кроме того, сами правоохранительные органы вовлечены в хозяйственную активность. Они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью (милиционеры в форме работают охранниками в частных фирмах, торгуют в "свободное" от службы время и т.п.), а во-вторых, коррумпированы.. При этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами.
Другое проявление неправового характера преобразований ‑ принятие законодательных актов без учета интересов и запросов населения. Законодательные органы в большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, а административные распоряжения, отражающие интересы влиятельных групп. Отсюда и восприятие многих законодательных актов, как "сговора начальства".
6. Асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Налицо резкое снижение даже прежнего невысокого уровня жизни: по достоверным оценкам, это падение составляет не менее 40% по отношению к 1991 г. Либерализация цен свела к нулю сбережения основной массы населения, и тем самым был осуществлен крупномасштабный акт по перераспределению доходов.
Вопрос о бедности ‑ это и вопрос минимальной заработной платы, соотношения последней с прожиточным минимумом. Если в 1990 г. она составляла 80 рублей, в полтора раза превышая его, то с 1992 г. она в четыре-пять раз меньше прожиточного минимума. Таким образом, минимальная заработная плата утратила роль важнейшей социальной гарантии. Проблема бедности усугубляется задержками с выплатой заработной платы, пенсий, пособий, порой доходящими до полугода и более.
Причины разрастания теневой экономики в России, казалось бы, ясны: экономический кризис, инфляция, скоротечная приватизация, отсутствие необходимой правовой базы, то ест нужных законов. Но как тогда объяснить существование теневой экономики в стабильном обществе?
Американцы, нигерийцы и немцы практически каждый день сталкиваются с теневой экономикой. Причем не обязательно с наиболее неприятным ее порождением ‑ черным рынком, где прибыль извлекается из деятельности, нарушающей уголовное законодательство. Нелегальная торговля оружием, наркотиками и даже людьми в большинстве стран мира находится в "социальном подполье" и в повседневной жизни не видна. Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая серая экономика ‑ совершенно легальная деятельность, доходы которой не фиксируются так, как того желают налоговые органы.
Согласно исследованию австрийского экономиста Фридриха Шнайдера, во второй половине 90-х гг. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой ‑ 23%, а в развивающихся ‑ 39% ВВП.
По данным МВФ, официальный общемировой ВВП в 1999 г. составил 39трлн долларов (при расчете по паритету покупательной способности). Можно считать, что с учетом теневого сектора еще как минимум 8трлн долларов добавленной стоимости ежегодно производится экономикой неофициальной, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций.
Исследование профессора Шнайдера, проведенное по 17 наиболее развитым странам мира с 1994-го по 1998 год, свидетельствует, что теневая экономика на Западе не только значительна по своим масштабам, но и постоянно растет. Если взять данные за 1998 год, то страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). Ненамного отстают от нее Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). В среднем эшелоне оказываются Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). На первый взгляд эти цифры относительно невелики. Но если перевести их из относительных в абсолютные показатели, то получиться, что в США теневая экономика ежегодно создает товаров и услуг на 700млрд долларов, в Италии ‑ на 310млрд, а в Великобритании ‑ на 190млрд долларов. В странах Евросоюза не менее 10млн человек занято исключительно в теневой экономике.
В восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах ‑ Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). А такое государство, как Албания, вообще представляет собой сплошной черный рынок. Помимо широко известных народных промыслов ‑ торговли наркотиками и оружием ‑ большое значение имеет перепродажа угнанных в Западной Европе автомобилей.
Роста теневой экономики на Западе вполне объясним. Во-первых, богатые страны ‑ основной рынок сбыта наркотиков: именно здесь можно найти достаточное число покупателей этого недешевого товара. Во-вторых, торговля оружием и проституция в силу той же причины (платежеспособный спрос) имеют наибольший оборот именно в этих государствах. И, конечно же, миллионы граждан развитых стран прибегают к различного рода услугам ‑ от детективных до образовательных, не утруждая себя заполнением налоговых деклараций. Чтобы избежать проблем с полицией и налоговыми органами, большинство расчетов в таком случае осуществляется наличными. Большая доля теневой экономики объясняется и чрезмерной налоговой и социальной нагрузкой на предприятия: в Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени ‑ США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) ‑ имеют относительно небольшой теневой сектор.
Теневая экономика в России, как ее видят с Запада, представляет собой совершенно уникальный феномен. Если исходить из недавнего доклада известного американского "мозгового треста" Rand Corporation, российский теневой сектор имеет давнюю историю.
Постоянный дефицит товаров народного потребления и система фиксированных цен (которые были значительно ниже рыночных) еще в 70-е гг. создали в СССР предпосылки для широкомасштабных "спекуляций" и торговли "из-под прилавка". Огромный размах приняло присвоение государственной собственности (феномен "несунов"). Сюда можно добавить также приписки на производстве. С одной стороны, они позволяли фиктивно выполнять спускаемые сверху планы, а с другой ‑ скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые "официальные" наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при центральном планировании ошибки в распределении ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5