Рефераты. Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений

1. На рынке действует достаточно большое количество продавцов. Что значит «достаточно большое»? Для существования монополистической конкуренции количество продавцов должно быть:

- не слишком большое, чтобы спрос не стал абсолютно эластичным, что характерно для чистой конкуренции;

- не слишком маленькое, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной частью рынка и имела ограниченный контроль над ценой;

- достаточно значительное, чтобы избежать тайных соглашений отдельных фирм с целью ограничения объемов производства и штучного повышения цен;

- достаточное, чтобы фирмы отрасли не чувствовали взаимной зависимости, имели возможность определять собственную политику, не обращая внимания на реакцию конкурентов.

Таким образом, если для чистой конкуренции на рынке необходимо иметь сотни или тысячи фирм, то для монополистической конкуренции достаточно 30, 50 или 70 фирм.

2. Продукты, которые предлагаются на рынке, хоть и принадлежать к одной товарной группе, достаточно дифференцированы. Эта дифференциация основывается как на реальных, так и на мнимых отличиях. Реальные отличия достигаются за счет: качества товара, углубления послепродажного обслуживания, места продажи товара, стимулирования сбыта.

Кроме того, дифференциация товара со временем основывается на мнимых отличиях. Чаще всего на них направлена активная рекламная политика фирмы («Наша зубная паста – это единственный надежный защитник от кариеса!» или «Наш стиральный порошок чистит все, кроме ваших карманов!»).

3. Ограниченная возможность влияния на цену. Было бы ошибочным считать, что при монополистической конкуренции фирма вообще не может влиять на цену продукта, который она реализовывает. Последующее размещение, яркая упаковка, результативная рекламная компания дают фирме значительную победу над другими, что дает возможность реализовать свою продукцию немного дороже. Однако, эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической конкуренции существует множество почти идентичных товаров, а поэтому, покупатель имеет возможность приобрести товар у другого продавца, если его цена покажется привлекательнее.

4. Легкое проникновение на рынок. Поскольку на рынке достаточно большое количество конкурирующих фирм, то создать какие-то барьеры для проникновения в отрасль новых производителей практически невозможно. Вместе с тем, существует исключение из этого правила. Скажем, количество мест, самых удобных для установления киосков, ограничена, а поэтому для дополнительных конкурентов появляются барьеры. Это особенно важно для понимания модели поведения фирмы на рынке с монополистической конкуренцией в долгосрочном периоде.

Рынку монополистической конкуренции принадлежит промежуточное место между монопольным рынком и рынком чистой конкуренции. Поэтому и механизм установления цены и объемов производства при монополистической конкуренции является переплетением двух моделей рынка.


Монопольный (чистая монополия) – рынок, на котором одна фирма продает единственный  в своем роде продукт, эта фирма контролирует цену на продаваемый ею продукт.

Рынок чистой монополии обладает такими характеристиками:

1. На рынке функционирует только один производитель какой-либо продукции. Так, справедливым является утверждение: фирма-монополист – это и есть отрасль производства. Тогда для монопольного рынка не хватает деления на спрос, касающийся отдельной фирмы и рыночный (отраслевой) спрос, а так же на предложение отдельной фирмы и рыночное предложение. Для чистого монополиста эти понятия являются синонимами.

2. Товар, который производит монополист, не имеет похожего заменителя. Практически нет таких товаров, которые нельзя было бы заменить на что либо другое. Но что касается товара монополиста, то справедливым будет предположение, что у потребителя существует лишь два возможных варианта поведения: либо вообще отказаться от употребления этого товара, либо купить его у монополиста.

Следует обозначить, что у чистого монополиста нет прямых конкурентов на рынке товаров. Но это не означает, что он вообще не вступает в отношения конкуренции. Сначала нужно принять ко вниманию, что монополист, в свою очередь, становится покупателем на рынке ресурсов, где он сталкивается с другим конкурентным окружением.

3. Чистый монополист сам устанавливает цену на свой товар. Если конкурентную фирму мы назвали такой, которая соглашается с ценой, то монополист – это тот, кто диктует свою цену. Чтоб понять механизм диктата монополиста, нужно вспомнить, как вообще формируется рыночная цена. Цена равновесия является результатом взаимодействия спроса и предложения. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным, и его можно рассматривать как заданный, то установить равновесную цену он может, управляя предложением: увеличение предложения снижает цену, и наоборот, уменьшение предложения приводит к увеличению цен.

4. Проникновение в отрасль других производителей невозможна. Практически каждый производитель желает стать монополистом и ограничить конкуренцию на рынке его товара. Однако, какой либо монополист сможет сберечь свое положение только тогда, когда вступление в эту отрасль для других производителей будет надежно заблокирована. Поэтому, невозможность вступления в отрасль, установление соответствующих барьеров – это обязательное условие для чистой монополии. Барьеры для проникновения в отрасль касаются не только чистой монополии, но и олигополии или монополистической конкуренции, а поэтому заслуживают особенного внимания.


Олигопольный – рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары. Такие фирмы имеют возможность согласовывать свою производственную и торговую политику, контролировать рынок и препятствовать проникновению на него новых фирм.

Основные признаки олигополистического рынка:

1.     Олигополия в буквальном переводе с грецкого языка означает « господствование немногих», поэтому главным признаком олигополистического рынка является господствование на нем нескольких фирм. Их может быть от трех до двадцати, поскольку олигополия занимает весь промежуток между чистой монополией и монополистической конкуренцией.

2.     Продукт, который изготавливает олигополия, может быть как стандартным, так и дифференцированным. Типичными олигополистическими рынками являются рынки стали и автомобилей. Если в первом случае изготовляется стандартный продукт, то в другом он достаточно дифференцирован. Однако вид продукта (стандартный или дифференцированный) по сути не влияет на функционирование олигополистического рынка, поэтому далее мы не уделяем этому внимания.

3.     Поскольку, часть какого либо производителя на общем рынке определенного товара достаточно значительна, каждый из них может проводить самостоятельную ценовую политику. Либо это снижение цен отдельным производителем и увеличение объемов продажи, либо это повышение цен за счет ограничения предложения таким образом влияют на общую динамику цен в отрасли. Однако следует учитывать, что результаты этого влияния во многом будут зависеть от реакции на действия одного участника рынка со стороны других производителей.

4.     Проникновение на рынок новых производителей частично ограничена. Он не настолько заблокирован, как это характерно для рынка чистой монополии, но те барьеры для проникновения на рынок могут быть применены так же для характеристики олигополистического рынка.

Олигополистическая модель рынка – почти такая же расширенная модель, как и рынок монополистической конкуренции. Это объясняется такими обстоятельствами:

а) при относительно небольшом количестве производителей у большинства отраслей есть возможность достичь эффекта масштаба. В этом случае переход к большим фирмам обязательно сопровождается поглощением конкурентов и переходом к олигополии;

б) в экономике существует объективное стремление фирм к слиянию, поскольку объединение нескольких фирм может значительно увеличить их часть и дать возможность новой структуре достичь высших результатов, в том числе за счет эффекта масштаба. Слияние может дать большую экономическую власть, большие возможности контроля цен, а так же выигрыш на ценах закупки ресурсов вследствие превращения на значительного покупателя.

         Завершая общую характеристику олигополистической конкуренции, следует обратить внимание на принципиальное отличие этой модели рынка от остальных, а именно: незначительное количество производителей дает возможность каждому проводить свою ценовую политику, однако взаимная зависимость достигает такого значения, что ни одна фирма не отважится на какие либо действия, не попробовав просчитать ответную реакцию своих конкурентов.


3.2.                    Виды рынков по экономическому признаку


Рынок товаров и услуг – это определенная совокупность экономических отношений по организации и купле-продаже  товаров и услуг.

Услуга – это особая потребительная стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности людей. Особенностью услуг как товаров (в сравнении с обычным товаром, воплощенным в конкретной вещи) является то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление вещей совпадает с процессом их создания, с деятельностью, их невозможно накапливать, транспортировать и т.д.

         Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования товаров, туризм услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные, инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля) и нематериальные (образование, здравоохранение) услуги.

         Услуги создаются как в сфере материального производства, так и в сфере нематериального производства. Если цены на услуги превышают общественно необходимые затраты на их создание, происходит чрезмерное присвоение части финансовых ресурсов производителями услуги и их изъятие из доходов потребителей. Присвоенные ресурсы могут распределяться в разной пропорции между владельцами предприятий и учреждений, которые предоставляют услуги, и теми, кто их создает (если предприятия не являются собственностью самих производителей услуг).

         Главным условием расширения рынка услуг в Украине является рост производительности труда в сфере материального производства, насыщение рынка товарами широкого потребления, что позволит увеличить занятость в сфере нематериального производства, значительно расширить ассортимент платных и бесплатных услуг для населения. Кроме того, важными условиями увеличения объема рынка услуг являются повышение реальной заработной платы, формирование полноценного рынка рабочей силы и другие факторы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.