Рефераты. Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений

В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.

В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.



Рис 1. Взаимосвязи и взаимодействие субъектов рынка



 











Предприятия, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

         Предприятие в рыночной экономике  выступает  на  различных  рынках:

производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется  на  локальный, национальный или даже международный рынок. Предприятие в рыночном  механизме выступает  агентом  спроса  и  агентом  предложения,  предлагает  свои  цены потребителям и поставщикам и одновременно  учитывает  сложившийся  на  рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает  (в  той  или иной степени) предложения других  рыночных  агентов,  строит  свою  рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом  рыночной  структуры и текущей ситуацией.

            Характерным   признаком   деятельности   предприятия    является хозяйственный риск. Рыночные отношения требуют от  предприятия  производства качественной и конкурентоспособной продукции.  Ключевой  момент,  лежащий  в основе хозяйственного риска, - соотношение между  предполагаемыми  затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают  затрат,  это значит,  что  либо  предприниматель   не   сумел   эффективно   организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась  конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий  производства  все время   заставляет   изыскать   новые   технологические   решения,   снижать себестоимость продукции и т.д.

          Свобода  предпринимательства,  свобода  выбора  и  личный  интерес

формируют  отношения   состязательности,   конкуренции   между   участниками рыночного обмена.

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и предприятиям свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.


2.2.                    Объекты рынка


Объекты рынка – специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру,способу и целям потребителя.[6]

Объекты рыночных отношений – это средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.[7]

Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики — это товар.

Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики — это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:

1. товар создает стоимость, причем большую, чем он сам стоит (или, точнее сказать,чем оценивает его работодатель);

2. ни одно производство невозможно без привлечения данного вида товара;

3. от рабочей силы зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйственной структуры в целом.

Стоимостный критерий рабочей силы зависит от многих факторов, таких как соотношение уровня безработицы и занятости, степени развитости социального партнерства, региона, отраслевой принадлежности предприятия и многих других.

Оценка рабочей силы исполнителя — это заключение о выполнении работником его трудовой функции. Она выражается в официальной и систематической оценке руководителем своих подчиненных. В большинстве случаев строится на субъективном восприятии, зависящем от "рекомендационных отзывов" конкурирующих работников или "полезных" партнеров. В результате стоимость высококвалифицированной рабочей силы снижается, а затем компетентные кадры вообще вытесняются с рынка труда, заменяясь менее компетентными и менее квалифицированными, но "удобными" работниками. Особенно часто процесс попрания интеллектуального потенциала наблюдается в научной сфере, где наиболее существенное значение при расстановке кадров имеют родственные и свойственные связи.

Ценные бумаги - необходимый атрибут всякого рыночного хо-зяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эми-тированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.

Ценными бумагами в юридическом смысле являются ценные документы, которые ценны не сами по себе, как бумаги - материальные предметы : в силу своих естественных свойств, а в силу содержащегося в них права на некоторую ценность.

2.3.                    Рыночная связь между продавцом и покупателем


    Рыночная связь, устанавливаемая между продавцом и покупателем, имеет ряд отличительных черт:

1) равноправное положение участников. Это означает, что ни продавец, ни покупатель не должны обладать возможностями внеэкономического принуждения контрагента к вступлению в отношения обмена. Конечно, сделка может принести кому большую, а кому и меньшую выгоду или даже убытки, но вступление в нее носит добровольный, свободный характер;

2) применение принципа экономической выгоды в качестве основного критерия целесообразности вступления в рыночную связь. Можно выделить три основных правила, которыми руководствуются участники обмена: а) обмен должен приносить выгоду; б) каждый стремится совершить сделку с возможно большей выгодой для себя; в) лучше совершить сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от нее;

3) полная экономическая ответственность участников за свои действия. Если свобода – это одна сторона рыночного положения субъекта, то полная самоответственность – другая. Когда экономический субъект выбирает контрагента отношений без принуждений, по собственной воле, то естественно, сам должен нести ответственность за правильность своего выбора, за всю совокупность своих действий;

4) правовые гарантии и правовая защита со стороны государства. Цивилизованное общество, как правило, закрепляет в юридических нормах основные принципы своего функционирования. Современное государство устанавливает правовые нормы отношений экономических субъектов, формирует «правила игры». Оно же и обеспечивает реальную действенность таких норм, создавая для этого контрольные и судебные органы.

















3.    Структура рынка и рыночных отношений


Структура рынка – это совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики, или внутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.[8]

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.[9]


3.1.                    Виды рынков по соотношению ситуации продавцов и покупателей


Конкурентный (монополистическая конкуренция) – это рынок, который предполагает большое количество продавцов, предлагающих многочисленным покупателям разнородную продукцию. Вход на такой рынок относительно несложен, но каждая фирма должна найти свое собственное место, закрепить за собой свою группу покупателей методами неценовой конкуренции (реклама, торговая марка, имя фирмы, и т.п.).

Характеристика особенностей монополистической конкуренции:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.