Рефераты. Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте

Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 "Государственное и муниципальное управление"

Кафедра государственного управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Теория управления"

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Студент                                          ________________________                А.И. Назаров

группа  131                                                        подпись                                            

                                                          ________________________

                                                                              дата





Научный руководитель                                                                              В.В. Шихалев

преподаватель                                _______________________                

                                                                             подпись

                                                                                       _______________________

                                                                                                                      дата

 

 

 

 

Хабаровск 2006


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………...…………………………………………………………..3

1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1.В МЕНЕДЖМЕНТЕ……….……………..……………………………………………5

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО 1.ПЛАНИРОВАНИЯ…….……..………………………………………………………12

3 ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО 1.ПЛАНИРОВАНИЯ………………...............................................................................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…….……………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………26

ВВЕДЕНИЕ


Предвидеть - значит управлять.

Б. Паскаль

Одна из важнейших предпосылок оптимального управления  –  это планирование. Планирование необходимо для всех предприятий, независимо от форм собственности и видов деятельности.

Окружающая среда различным образом воздействует на функционирование фирмы, требуя определенных долговременных, текущих, принципиальных, оперативных решений.

Объектом изучения данной работы является планирование в менеджменте. Под менеджментом будем понимать вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления, а также систему теорий о нем[1]. Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы; поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей и c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей[2]. Результатом планирования является план.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: по степени охвата (общее и частичное), содержанию деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),  сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),  охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко- , средне- , долгосрочное), жесткое и гибкое. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования (их более 100).

Предметом исследования является связь тактического и стратегического планирования в менеджменте.

Целью работы является изучение основ стратегического и тактического планирования в менеджменте. В этой связи задачами курсовой работы являются: анализ понятий «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнение процедур осуществления стратегического и тактического планирования в теории менеджмента, практический аспект указанных видов планирования.

На сегодняшний день существует множество публикаций, посвященных исследуемой проблеме, как зарубежных, так и российских авторов.






 


1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ



О проблеме дефиниций многие авторы полагают правильным упоминать лишь вскользь, давая, что называется, общее представление о том, как следует трактовать конкретные понятия. Вероятно, по этой причине сегодня нет единого подхода к тому, что, казалось бы, не должно вызывать споры – понятиям о стратегии и тактике, а, следовательно, и определению тактического и стратегического планирования.

Так, один из наиболее известных ученых в этой области – г-н Зуб А.Т. пишет[3]: «…стратегический менеджмент есть процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе…», далее по тексту: «отметим, что его возникновение как самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-техничес­кой революцией, требующими прогнозирования новых производствен­но-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, на­сыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало  неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Кор­порации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оператив­ным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции ак­тивно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менедж­мента. ... Основная посылка бюджетирования и контроля — представле­ние о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее вре­мя более точно определена область их успешного применения — это, так называемые, «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками.

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определен­ных экономических показателей деятельности организации и экстра­поляции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот под­ход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом, как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в прак­тике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономическо­го развития корпорации, но и среды ее существования. Среда пони­мается как сложная, структурированная система факторов, воздей­ствующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Та­кое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и сла­бые стороны организации, благоприятные возможности, предостав­ляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических фак­торов окружения.

4. Стратегический менеджмент подобно стратегическому планированию основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сво­дится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего про­цесс организационного планирования, но предполагает установле­ние ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз…»[4]

Таким образом, очевидно, что А.Т. Зуб рассматривает стратегический менеджмент, как понятие более общего толка и стремится показать, что планирование является лишь его составной частью, выделяя при этом, что существует оперативное, стратегическое и долгосрочное планирование. Очевидно, однако, что разница между двумя последними заключается лишь в том, что долгосрочное основывается на выявлении трендов экономического развития корпорации, а стратегическое включает также процесс анализа среды ее существования.

Такая классификация – деление на оперативное, стратегическое и долгосрочное планирование, в целом, соответствует общей точке зрения на этот вопрос, принятой в науке.

В то же время понятие «стратегический менеджмент» может быть соотнесено с самим понятием «планирования», которое в «Словаре по экономике и финансам» определяется так: «Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы; c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; и c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; результатом планирования является план..» и формулирует стадии этого процесса как: «анализ состояния системы и определение ее возможностей; определение цели системы и способов ее достижения; доведение планов до всех (ответственных) исполнителей; выбор методов оперативного контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.