Такое понимание не исключает, по крайней мере, условий реализации инвестиционных процессов с позиции эффективности достижения общих региональных интересов, к которым относятся императивы конкурентоспособности, безопасности и устойчивого развития региона в составе Российской Федерации. К таким условиям относятся прежде всего прогнозы экономического и социального развития региона, страны, а также минимальные требования общества к результатам и последствиям их реализации. В их числе - характеристики воспроизводственного характера, о которых шла речь выше. Установление условий, требований, ограничений и регламентов подобного рода, а также контроль за их реализацией - задача государственных органов власти.
Таким образом, именно воспроизводственный подход открывает возможности оценки эффективности инвестиционной деятельности в регионе с позиции обеспечения его конкурентоспособности, устойчивости и безопасности за счет включения в рассмотрение некоммерческих, общественных интересов, инновационных факторов развития реального сектора региональной экономики с учетом регулирующего воздействия государственной власти (федерального и регионального уровня).
При этом финансовый рынок находит свое основное предназначение - обслуживание инвестиционных процессов, реализующихся в социально-экономических системах реального сектора экономики различного уровня. Дело в том, что кругооборот инвестиционных ресурсов начинается с преобразования финансовых инвестиций и их рынка <10>. Далее инвестиционные процессы интегрируются с финансовыми процессами, направленными на обеспечение инвестиций финансовыми ресурсами на всех стадиях инвестиционного процесса, образуя финансово-инвестиционный комплекс соответствующего уровня.
Перед этим, на предварительной стадии, должно происходить их накопление. Если внутренних источников недостаточно, финансовые средства приобретаются на инвестиционном рынке в форме кредитных ресурсов, бюджетного финансирования, использования портфельных финансовых инвестиций.
Одной из самых перспективных форм интеграции инвестиционных и финансовых процессов является корпоративная форма. К осуществлению масштабных инвестиционных проектов крупных многоотраслевых корпораций могут привлекаться предприятия и организации, не входящие в корпорацию. В данном случае существенная консолидация ресурсов в границах корпорации дополняется существенным участием организаций (корпораций, предприятий) в совместном инвестиционном проекте на основе долевого участия в эффекте от осуществления проекта [15] . Корпоративная форма реализации реального инвестиционного проекта позволяет снизить его финансоемкость, происходит экономия финансовых ресурсов за счет их замещения активным использованием организационно-управленческого потенциала.
Ты всё мастурбируешь, вместо того, что бы писать рефераты? Вот увидит преподаватель этот абзац и вкатит тебе неуд.
В условиях деформирования воспроизводственных контуров у российских экономических систем различных уровней снизились способности в ходе своего развития формировать внутренние ресурсы. В связи с этим в настоящее время большое значение придается вопросам привлечения внешних источников. При этом высказываются различные суждения о целесообразности их привлечения. Думается, что ответ на обсуждаемый вопрос приобрел бы конкретные очертания в рамках воспроизводственного подхода при наличии неких количественных пороговых значений, обеспечивающих сохранение воспроизводственной безопасности региона, а также национальные интересы в части продвижения стратегических товаров. При этом для обеспечения устойчивости за счет сохранения структурных характеристик необходима активизация имеющегося потенциала региона, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации, накопленный экономический капитал), состояние "человеческого капитала".
Заключение
Обобщая результаты анализа подходов к оценке эффективности инвестиционной деятельности в регионе с точки зрения их соответствия задаче обеспечения устойчивого развития региональной хозяйственной системы, отметим следующее:
1) выполненный анализ, отразив последствия общей экономической нестабильности в стране (проявляющейся в резких скачках инвестиционной активности в разных федеральных округах), еще раз подтвердил обязательность более детального и конкретизированного исследования экономической обстановки в каждом регионе, в котором предполагаются инвестиции;
2) стратегические ориентиры, их количественные показатели (структура, пропорции, целостность) должны быть последовательно и системно выдержаны при толковании базовых категорий и их использовании в построении теоретических концепций;
3) конъюнктурный и стратегический подходы не являются взаимно исключающими, но требуют сочетания и поиска более совершенных принципов и механизмов их согласования;
4) методы оценки эффективности инвестиционной деятельности региона должны быть разработаны с учетом целей оценки, характеристики инвесторов, а также приоритетов регулирующих органов, включая общественные и бизнес-объединения.
Если в оценках эффективности инвестиционной деятельности российских регионов преобладает либо бизнес-подход, либо идеи конкурентоспособности конъюнктурного характера, то подходы к обоснованию управленческих решений инвестиционного характера на федеральном уровне ясно не определены.
Государственное регулирование экономического развития регионов в настоящее время осуществляется на основе адаптационной модели региональной экономики, т.е. рейтинговой оценки социально-экономического развития региона. При таком подходе (конъюнктурном, по сути) игнорируется проблема формирования оптимальной отраслевой структуры. Предложения по методике оценки эффективности региональной экономической политики сводятся к следующему: "Оценивая результаты региональной политики, можно прежде всего сравнить динамику социально-экономических показателей в среднем по стране и в регионах, не поддерживаемых государством. Региональную экономическую политику можно считать успешной, если темпы роста показателей в поддерживаемых регионах выше средних по стране, а такие показатели, как безработица, - ниже средних" [8, с. 65].
С точки зрения управления инвестиционной деятельностью в регионе ее эффективность является одним из ключевых элементов системы (модели) инвестиционной деятельности, инструментом инвестиционной политики региона. Выше показано значение решений в инвестиционной сфере с точки зрения формирования будущих воспроизводственных пропорций и задач структурной модернизации. Другим принципиально важным ориентиром инвестиционной политики являются приоритеты промышленной политики. Промышленная политика, в свою очередь, в качестве одного из механизмов реализации имеет формирование (выбор) организационных форм и стимулов, а также инструментов и механизмов мобилизации инвестиций. В этом проявляется один из аспектов системной связности промышленной и инновационной политики региона. Более того, в рамках стратегического подхода возникает возможность обеспечения системной связности инновационной, инвестиционной, структурной, кредитно-финансовой и других видов функциональных политик развития всех отраслей региональной экономики.
Таким образом, процедура оценки эффективности инвестиционной деятельности в регионе может быть использована в качестве одного из инструментов повышения эффективности региональной экономики с точки зрения задачи обеспечения ее конкурентоспособности, устойчивости и безопасности. Параметрами, задающими ограничения системы управленческих решений в инвестиционной сфере региона, являются: воспроизводственные пропорции, целостность воспроизводственной базы с учетом формирования сбалансированного финансово-инвестиционного регионального комплекса, а также приоритеты системно связанных функциональных политик развития промышленности и других отраслей экономики региона.
Литература
1. Владимиров С.А. О научном обосновании экономической эффективности стратегии сбалансированной программы государственных инвестиций // Финансы и кредит. 2006. N 3. С. 23 - 30.
2. Губанова Е. Инвестиционный процесс в Вологодской области: проблемы и перспективы // Экономист. 2004. N 7. С. 66 - 73.
3. Губанов С. Теория воспроизводства: новые данные // Экономист. 2006. N 2. С. 26 - 42.
4. Инвестиции: системный анализ и управление / Под ред. К.Б. Балдина. - М.: ИТК "Дашков и К", 2006.
5. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизм формирования и использования. - М.: Анкил, 2005.
6. Коршунова Г.В. Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики // Финансы и кредит. 2006. N 6. С. 74 - 77.
7. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2001.
8. Кузнецова О. Мировой и российский опыт региональной экономической политики // Мировая экономика и международные отношения. 2003. N 10. С. 60 - 69.
9. Материалы Волгоградского международного экономического форума "Инвестиции в Россию", г. Волгоград, 25 - 26 сентября 2005 г. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005.
10. Райзберг Б.А., Лозовская Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА, 1999.
11. Самогородская М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. N 4.
12. Сизов В.С. Стратегическое управление воспроизводственным процессом. - М.: Экономистъ, 2004.
13. Сорокин Д. Воспроизводственная динамика и ее качество // Экономист. 2006. N 2. С. 6.
14. Точеная Т.И. Новая стратегия территориального развития России и ориентиры промышленной политики регионов // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей N 7(22). Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 4. Волгоград: ВолГТУ, 2006. С. 192 - 197.
15. Точеная Т.И. Социально-экономическое развитие регионов России и его корпоративная форма // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. Вып. 6. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005. С. 451 - 460.
16. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. - М.: Экономика, 1999.
17. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. С.В. Валдайцева. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2006.
18. Чуб В.Е. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. - М.: Буквица, 2001.
19. Яшин С.Н., Пузов Е.И. Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов // Финансы и кредит. 2006. N 1. С. 15 - 19.
Страницы: 1, 2, 3, 4