Понятие "устойчивое развитие" - сложная и развивающаяся категория. В настоящее время специалисты склонны включать в эту категорию уже не столько охрану и воспроизводство окружающей среды, сколько сбалансированное решение экономических и социальных задач на основе сохранения и воспроизводства природно-ресурсного и человеческого потенциала соответствующей системы.
Как известно, экономическая безопасность зависит прежде всего от внутренних факторов, а нарушение предельно допустимых величин соответствующих параметров приводит к региональным кризисным ситуациям. Среди различных аспектов экономической безопасности региона в качестве наиболее значимой выделяют инвестиционную (воспроизводственную) безопасность, уровень которой зависит от пропорций воспроизводства и целостности воспроизводственной базы региона как основных характеристик структуры системы. Преобладающая часть региональных кризисных ситуаций связана именно со структурными изменениями в отраслях [7, с. 103]. Современные проблемы структурной модернизации промышленности, в свою очередь, прямым образом связаны с пропорциями регионального воспроизводства.
Региональные пропорции воспроизводства отражают уровень соответствия между различными элементами регионального воспроизводственного цикла и являются количественными показателями, позволяющими оценить состояние регионального воспроизводственного процесса.
Пропорции регионального воспроизводства, согласно результатам экономических исследований советских ученых 1970-х гг., тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, носят объективный характер и порождены сочетанием всех многочисленных процессов, которые протекают на территории региона. Установление прямых и косвенных взаимосвязей между ними, определение форм их проявления относятся к задачам управления регионом.
Теоретические выводы ученых относительно воспроизводственных пропорций в советские времена не вызывали возражений, но на практике в условиях административно-распределительной системы, основанной на принципах приоритета отраслевого управления, региональная экономика была наиболее слабым звеном. Комплексные планы развития регионов по существу не отражали требуемых внутренних пропорций региональной системы.
В современных условиях вопрос формирования прогрессивных пропорций региональной системы уступил место поискам факторов ее конкурентоспособности. С одной стороны, интегрируясь в мировую экономику, регионы вынуждены все более конкурировать между собой и на рынке товаров, и на рынке ресурсов: инвестиций, рабочей силы, природных ресурсов. Регион как продавец товаров и услуг становится равноправным участником рынка. Привлекательность территории в рыночных условиях приобретает форму товара, следовательно, имеет свою стоимость и полезность, оказывает значительное влияние на конкурентоспособность региона
С другой стороны, реализация концепции стратегического регионального маркетинга призвана способствовать совершенствованию структуры региональной экономики, созданию системы уникальных особенностей региона. (Примечательно, что соответствующий уровень развития и стратегической конкурентоспособности региона формируется, начиная с продуктового уровня.) В этом проявляется конъюнктурная сторона категории "конкурентоспособность".
Стратегическому аспекту конкурентоспособности соответствует оценка не столько конкурентных преимуществ, сколько стратегического потенциала социально-экономической системы. Дело в том, что конкурентные преимущества зависят от конъюнктурных факторов, а реализующиеся конкурентные преимущества относятся к сфере не стратегического, а текущего планирования деятельности хозяйственной системы.
Обеспечение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий, привлечение в регион новых предприятий, создание привлекательного для инвестора образа относятся к основным целям регионального маркетинга. Конкурентоспособность региональных предпринимательских структур обеспечивает выигрышные маркетинговые позиции региона, служит средством активизации внутреннего потенциала. Формируя стратегию бизнеса, рыночные структуры ориентируются на состояние рыночного потенциала региона, который специалисты приравнивают к потенциальной емкости рынка конкретного продукта. Для устойчивого и сбалансированного развития страны регионы, входящие в тот или иной экономический район, должны определить для себя в рамках исторически сложившихся отраслей специализации группы товаров, которые можно производить не только для внутреннего рынка, но и для внешнего. Повышенная конкурентоспособность товаров, на наш взгляд, является одним из наиболее существенных факторов инвестиционной привлекательности региона, если речь идет об инвестициях в реальный сектор экономики.
Таким образом, две стороны конкурентоспособности тесно взаимосвязаны, диалектически предопределяют друг друга, что не снимает задачи их обособленного анализа. Так, с анализом стратегической составляющей конкурентоспособности связана проблема возрождения рынка стратегических товаров и управления производственными объектами стратегического назначения. Отмеченные проблемы тесно связаны с региональной безопасностью и с оценкой ситуации в конкретных регионах.
В этой связи целесообразно проанализировать ситуацию, сложившуюся в топливно-энергетическом, металлургическом и химическом комплексах европейских и азиатских регионов России [7, с. 118]. Продукция этих комплексов имеет конъюнктурную значимость на мировом и российском рынках
Например, в промышленность Волгоградской области вкладывают капитал российские ФПГ, специализирующиеся на экспорте углеводородного сырья и металлов, а также на операциях финансового рынка, в том числе РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", НК "Лукойл", ФПГ "Мидланд", "Трубная металлургическая компания", ОАО "Северсталь", Сибирско-Уральская алюминиевая компания - "ОАО "Сибур", "СУАЛ", "Вимм - Билль - Данн" [9, с. 76].
Обеспечение анализа
Вопросы обеспечения стратегической конкурентоспособности региона решаются путем реализации инвестиционной политики инновационного содержания, в связи с чем исследование категорий инвестиционной деятельности в регионе приобретает особую актуальность. До настоящего времени эти категории не определены, в лучшем случае применяется микроэкономическая концепция. Микроэкономическую концепцию можно определить как бизнес-концепцию, так как в ее основе лежат коммерческие интересы участников рыночных отношений.
Очевидно, что за пределами бизнес-концепции остаются те факторы инновационного характера, движущей силой которых являются некоммерческие интересы, опосредуемые государством. В этом случае государство выступает контрагентом и заказчиком для предприятий, принимающих участие в соответствующих инновациях. Другая важная функция государства заключается в организации и регулировании взаимодействия участников рынка инноваций.
Инвестирование является одним из основных способов государственного регулирования процесса структуризации экономики, а выбор направлений инвестиций - одним из основных методов регулирования регионального воспроизводственного процесса наряду с налоговым и бюджетным регулированием. Путем инвестиций решаются проблемы регионального и отраслевого развития. Следовательно, именно в инвестиционной сфере замыкаются многие процессы экономического развития, что повышает системную значимость управленческих решений в этой сфере.
Более того, инвестиции самым непосредственным образом связаны с общественным богатством, которое структурировано в аспекте отношений собственности. Инвестиционный процесс также структурируется в аспекте отношений собственности. Именно отношения собственности, реализуясь посредством экономических интересов, формируют региональные воспроизводственные пропорции, поскольку эти отношения являются движущей силой, запускающей инвестиционный процесс. Следовательно, инвестиционные возможности региона - предмет интересов различного характера (коммерческого, некоммерческого характера, частных, общественных и др.), выявление и согласование которых - задача региональных органов власти.
По нашему мнению, стратегическим задачам развития экономики более соответствует подход к исследованию инвестиционной деятельности в регионе, опирающийся на концепт воспроизводственной безопасности региона (назовем его воспроизводственным).
В рамках такого исследования ключевым понятием является понятие инвестиционной деятельности на мезоуровне, которое на сегодня не определено в необходимой мере: инновационная деятельность представляется как набор автономных или взаимосвязанных проектов. Как правило, "инвестиционная деятельность - вложение средств, инвестирование; совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений" [10, с. 128]. "Инновационная деятельность фирмы - это подготовка и осуществление обновления продукции (услуг) и производства (основных фондов), включая создание (разработку и освоение) новых продуктов и технологий" [17, с. 24]. Такое понимание соответствует бизнес-концепции. Определения инвестиционной и инновационной деятельности в рамках бизнес-концепции не включают в рассмотрение интересов субъектов соответствующих процессов.
Придерживаясь идей воспроизводственного подхода, отметим, что инвестиционная деятельность в регионе включает деятельность всех участников реализации инвестиционных проектов, а также регулирующую деятельность органов государственной власти. "Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и др." [4, с. 10]. Такое понимание открывает возможности определить критерии эффективности инвестиционной деятельности в регионе с учетом не столько конъюнктурных факторов инвестиционной привлекательности, сколько стратегических факторов реализации инвестиционного потенциала региона, а значит, реализации общих региональных интересов территориального сообщества.
С представлениями бизнес-концепции согласуется следующее определение инвестиционного потенциала региона (оно и используется в рейтинговых оценках): "Инвестиционный потенциал региона - совокупность условий реализации инвестиционных процессов, выражающая интегральную оценку привлекательности региона для размещения на его территории инвестиций с позиций корпоративной эффективности (корпоративная эффективность трактуется как эффективность в рамках миссии компании)" [18, с. 101].
Более адекватным воспроизводственному подходу является другое понимание инвестиционного потенциала, а именно как совокупности ресурсов, "составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала" [16].
Страницы: 1, 2, 3, 4