Рефераты. Статистическое наблюдение

Предлагаемые варианты ответов называются подсказом. Наличие подсказа обеспечивает единообразное понимание вопросов программы и облегчает последующую обработку данных, так как каждый предлагаемый вариант ответа имеет свой код или шифр и работа по подготовке данных к обработке ведется лишь по тем вариантам ответов, которые не были предусмотрены в подсказе и выписывались самими опрашиваемыми.

Составление программы наблюдения – сложная и ответственная задача. В государственной статистике разработкой программы специальных обследований занимаются специалисты Госкомстата РФ и НИИ при участии представителей Научно-методологического совета и заинтересованных организаций. Программы таких важных и массовых работ, как перепись населения, переоценка основных фондов и другие, обсуждаются на специальных совещаниях, в печати, что обеспечивает их высокое качество.

Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению. Формуляры наблюдения – это бланки, опросные листы, анкеты и т.д., на которых напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем заносятся собираемые сведения. Соответственно в формуляре должно быть предусмотрено место для вопроса и ответа. Обычно в верхней части формуляра или на первой странице располагаются опознавательные признаки, слева - вопросы программы наблюдения, справа- место для ответов. Формуляр наблюдения может быть карточным или списочным. В первом случае он предназначен для записи данных только по одной единице наблюдения, во втором – по нескольким.

Качество данных статистического наблюдения зависит не только от перечисленных факторов, но и от подготовленности счетчиков. Для них организуются инструктаж по разъяснению вопросов анкеты и пользованию инструкцией. Объясняется, например, что при наличии подсказов счетчик обязан ознакомить респондента со всеми вариантами ответов, не выделяя те из них, которые он час считает наиболее вероятными. Затем проводится пробное заполнение анкет, итоги которых коллективно обсуждаются.

Доброжелательность счетчика, его умение вступать в контакт с людьми влияют на атмосферу опроса, а значит, м на его результаты. Важной этической проблемой является анонимность данных опроса. Уверенность в анонимности снимает напряженность при регистрации мнений, суждений, пожеланий, а также характеристик благосостояния. Иногда в интересах планирования наблюдения, контроля данных полной анонимности. Так, если для проведения опроса с целью изучения уровня бедности в России в качестве основы выборки использовались списки избирателей, то соответствующий код респондента позволяет идентифицировать его. В таких случаях респондент должен быть убежден, что его ответы как персональные никогда не будут использованы. Они войдут в общую совокупность ответов и послужат основой расчета обобщающих показателей.

Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы наблюдения все же необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция издается либо в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказах, либо на самом формуляре наблюдения.

2.4.    Статистическая отчетность.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений, формы и программы которых утверждены Госкомитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов. Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

Отчетность различается по периодичности: срочная – содержит данные за месяц и менее; квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности. Срочная отчетность часто передается по телеграфу и называется телеграфной; отчетность за более длительное время является почтовой.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего это документы бухучета предприятий, организаций. Например, форма отчетности 10-ф практически полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках». Госкомстат России проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. С мая 1992г. введен в действие Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности», который определяет правовую ответственность предприятий, учреждений, организации и объединений за нарушение порядка представления государственной статотчетности и других данных, необходимых для проведения государственный статистических наблюдений. Закон предоставляет органам государственной статистики РФ право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статотчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Нарушением сроков представления государственной статотчетности является опоздание на одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается, как её непредставление. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статотчетности, допущенной как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкции и методологических указаний по составлению статотчетности, а также арифметических ошибок.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительный документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций и отражения в государственной статотчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статотчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержания её форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно содержание отчетности- перечень форм, показателей- меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может  давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Формирование содержательной части отчетности осуществляется с учетом требований Госпрограммы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистика, а также систему статистических показателей для оценки экономических преобразований в стране. Развитие малого бизнеса потребовало специального решения вопроса об отчетности малых предприятий. Они отчитываются по минимальному количеству форм статотчетности и показателей. Утверждена унифицированная интегрированная форма статистической отчетности квартальной периодичности для малых предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и годовая форма, содержащая показатели производственной деятельности этих предприятий.

Данные статотчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики – либо в райнспектуры, либо прямо в областные (краевые) управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются, составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом РФ. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат РФ, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных. Местные органы государственной статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научных организаций.

2.5.    Ошибки статистического наблюдения. Методы контроля данных наблюдения.

Как бы тщательно ни был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материалы наблюдения нуждаются в контроле. Это объясняется массовым характером статистических работ и сложностью их содержания.

Прежде всего проверяется полнота охвата единиц наблюдением. С этой целью производится сверка данных по спискам предприятий и организаций, ЕГРПО; пересчитываются заполненные анкеты. При проведении массовых соцобследований часто кроме основного списка составляется дополнительный список корреспондентов на тот случай, если респонденты из основного списка почему-либо не могли быть опрошены. Дополнительный список формируется так, чтобы при замене респондентов общая структура опрашиваемых сохранялась. Поэтому при проверке устанавливается соответствие фактически опрошенных основному и дополнительному спискам. Проверка полноты охвата единиц не означает применения только сплошного наблюдения. Она связана с выявлением недоучета или повторного счета и обеспечения проектируемых пропорций собранных данных.

Одновременно на этой стадии проверяется полнота заполнения пропорций собранных данных.

После такой общей проверки проводится детальная проверка каждого полностью заполненного формуляра.

Чтобы хорошо организовать проверку, нужно представлять характер возможных ошибок. Все ошибки наблюдения можно назвать ошибками регистрации. Но они имеют разный характер и по-разному сказываются на результатах статисследования. Ошибки могут быть случайными и систематическими. Те и другие чаще всего возникают при опросе, но могут быть допущены и при непосредственном или документальном наблюдении.

Во всех случаях источниками ошибок может быть как информация, поступившая от объекта наблюдения, так и ошибки регистратора или экономиста предприятия, представляющего данные.

Случайные ошибки не имеют какой-либо направленности. Это описки, оговорки, перестановки цифр при записи цифровых данных и т.д. При обобщении массового материала они взаимопогашаются и не могут исказить значения сводных показателей и результаты анализа.

Другое дело систематические ошибки – они являются неслучайными и имеют определенную направленность. Такие ошибки очень опасны, т.к. приводят к искажению результатов статисследования. Эти ошибки, как правило, являются преднамеренными. Известно, например, что люди предпочитают уменьшать свои доходы, округлять возраст, стараются показать большую осведомленность в области культуры, науки, чем это есть на самом деле. Предприятия также могут внести элементы недостоврености в свою информацию, особенно в те характеристики, от которых зависят величина налоговых платежей., расчеты с кредиторами и т.п. Все ошибки такого рода необходимо выявить и исправить. Поэтому после проверки полноты данных проводится их контроль – счетный и логический.

Счетный контроль основан на жесткой связи м/у признаками, которая может быть проверена арифметическими действиями: сложением, вычитаением, умножением, делением. Связь такого рода часто отражается в заголовках граф отчетности и в подсказах такого рода: графа Х равна графе У плюс графа Z или графа Х равна графе У, деленной на графу Z, и т.д. Счетный контроль используется для проверки итоговых сумм. Если представленное число слагаемых не является полным, то сумма слагаемых должна быть меньше либо равна общему итогу, но не выше.

Счетный контроль совершенно определенно устанавливает наличие ошибки, тогда как логический контроль может лишь поставить под сомнение правильность данных. Логический контроль основан на логической взаимосвязи м/у признаками. Классическим примером является пример взаимосвязи данных при переписи населения: вопросы о возрасте, образовании, семейном положении взаимоконтролируются. Если окажется, что гражданин десяти лет женат или пятилетний имеет общее среднее образование, то ясно, что при заполнении формуляра допущены ошибки либо при записи возраста, либо другой характеристики.

Логический контроль основан и на сравнении с данными прошлого периода. Например, достоверность данных о выпуске продукции по видам может быть проведена сравнением с данными прошлого периода для того же предприятия. Кроме того, логический контроль опирается на представления о пределах возможных значений признака: минимуме и максимуме.

Величина оборачиваемости дебиторской задолженности выражается в разах. Маловероятно, чтобы этот показатель был меньше 5 или больше 12. При проверке срока погашения дебиторской задолженности мы можем использовать и нормативное значение этой величины. Если реальный срок погашения намного отличается от нормативного в ту или иную сторону, необходимо поставить под сомнение резко отличающиеся данные и сделать запрос на предприятие.

Обычно для проверки поступающего материала наблюдения составляется схема контроля, в которую все увязки м/у вопросами программы наблюдения: как арифметические, так и логические.

Никогда не следует произвольно вносить исправления в формуляр. Необходимо либо самому провести повторное наблюдение, либо обратиться к лицам, отвечающим за представленную информацию.

Данные наблюдения считаются принятыми, если они прошли контроль и если потребовалось, в них внесены исправления. Проверкой собранных данных завершается начальный этап статисследования.






















 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Федеральная программа “Реформирования статистики в 1997-2000 годах” рассматривает реформирование системы статистического наблюдения как одно из основных программных направлений. Ставится задача: “...перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которыми крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом.

Статистическое наблюдение обеспечивает получение необходимых данных о количественных значениях тех или иных показателей и, естественно, должны изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.

Во первых, как это предусматривается в федеральной программе реформирования статистики, необходимо создание системы регистров, субрегистров и банков данных, позволяющих накапливать, актуализировать и соответствующим образом трансформировать базовую информацию, необходимую для применения методически сложных методов наблюдения. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, Единый государственный  регистр предприятий и организаций продолжает оставаться малопригодным для этих целей.

Во вторых нужно решать проблему качества первичной статистической информации. Влияние ошибок на конечный результат наблюдения неизмеримо возрастает, поэтому на выверку первичных данных затрачиваются большие средства. Несмотря на всю психологическую сложность, необходимо рассмотреть вопрос о сопровождении публикаций статистических данных, ссылками на их точность. Должно прийти понимание: без ссылок на точность - нет статистических данных.

Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения: прежде всего формирование на базе системы статистических показателей социально-экономического развития перечня важнейших мероприятий за ходом и выполнением реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления, методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей, единовременных, выборочных и монографических обследований.

Показатели должны быть максимально ориентированы на методологию, применяемую для международных статистических сопоставлений, а также свободными от конъюнктурных наслоений периода застоя.

Предлагается разработать и внедрить в практика статистической системы цензов ряд регулярно предоставляемых отчетных показателей.

Ценз содержит в себе ряд признаков (обычно в количественном выражении), наличие которых при проведении статистических работ (переписи, выборочные обследования и т.п.) служит основанием для отнесения объекта к исследуемой совокупности.

Систему цензов можно применить также и для проведения единовременных учетов и обследований, охватывая ими лишь предприятия или организации, преобладающие в изучаемой совокупности.

Исходя из программы совершенствования системы статистического наблюдения, предлагается следующая последовательность этапов ее разработки и реализации:

1.Определение перечня статистических показателей, характеризующих важнейшие экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечня показателей и объектов статистического наблюдения, информация по которым может быть получена при помощи переписей, выборочного наблюдения и единовременных учетов;

    2.Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также форм и программ выборочного наблюдения и необходимого математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов;

    3.Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения цензовой отчетности на всю совокупность объектов;

     4.Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.