Код – знак или совокупность знаков, которые служат для обозначения группировки или объектов классификации. Для формирования структуры кода применяются цифры, буквы или их сочетания, штрихи в комбинации с пробелами.
Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом, а количество знаков в коде без учёта пробелов – его длиной.
Различают такие методы кодирования:
· порядковый;
· серийно–порядковый;
· последовательный (иерархический);
· параллельный (фасетный).
Каждый метод кодирования имеет достоинства и недостатки. Так, порядковый метод простой, экономный, но недостаточно информативный; серийно-порядковый более упорядочен, однако более сложен при формировании.
Методы классификации и кодирования применяются при создании классификаторов - утверждённых официальных документов, которые представляют собой систематизированный перечень наименований и кодов групп и объектов классификации.
Приказом Госстандарта Украины от 30 декабря 1997г. №822 утверждён и введён в действие Государственный классификатор продукции и услуг (ГКПУ). Он адаптирован к Европейской классификации продукции и услуг по видам деятельности и охватывает продукцию и услуги, на которые распространяются действующие стандарты, технические условия и равносильные им документы.
Использование ГКПУ обеспечивает условия для решения следующих основных задач:
· выполнение комплексного учёта продукции и услуг органами государственной статистики;
· построение межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг в стране;
· осуществление сопоставления национальных статистических данных с данными Статистической комиссии Европейского Союза и ООН;
· предоставление информации об отечественной продукции и услугах для зарубежных рынков;
· информационное обеспечение работ по исследованию отечественных и зарубежных рынков.
Блок идентификации имеет иерархическую систему классификации и последовательную систему кодирования с использованием цифрового кода.
Общая структура цифровых кодов для образования классификационных группировок в ГКПУ отвечает такой схеме:
ХХ -- раздел;
ХХ.Х -- группа;
ХХ.ХХ -- класс;
ХХ.ХХ.Х -- категория;
ХХ.ХХ.ХХ -- подкатегория;
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ -- тип.
Буквенные обозначения и цифровые коды ГКПУ до подкатегории полностью соответствуют обозначениям и кодам Европейской классификации продукции и услуг по видам деятельности (СРА).
Кодирование продукции и услуг ниже уровня тип осуществляется по фасетной схеме. Это позволяет оперативно изменять объекты классификации.
I.3. Ассортимент товаров.
Важнейшей характерной группировкой товаров является ассортимент – совокупность товаров и изделий определённого назначения, объединённых в группы по классификационному признаку. Ассортимент подразделяют на групповой, видовой и внутривидовой.
Развёрнутый ассортимент продукции чёрной металлургии называют сортаментом (сокр. от «ассортимент»), лесной и деревообрабатывающей промышленности – сортиментом.
Номенклатура промышленной продукции – это систематизированный перечень продукции в натуральном выражении с установленными кодами позиции, применяемыми при автоматизированной обработке информации.
Все товары по назначению подразделяют на три большие группы:
1) товары производственно-технического назначения – для производства других товаров (сырьё, материалы, детали, полуфабрикаты, машины и оборудование);
2) потребительские – для личного потребления индивидуальными (конечными) потребителями;
3) оргтехнические – для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Наиболее общая классификация продукции производственно-технического назначения приведена в таблице 2.
В теории и практике товароведения рассматривают такие понятия, как свойства, показатели широты, полнота, новизна, структура, реальность, гармоничность ассортимента.
Все они используются при управлении ассортиментом товара, формировании ассортимента и определении ассортиментной политики.
Таблица 2. Классификация продукции производственно-технического назначения.
Признак классификации
Классификационная группировка
1
2
Степень пригодности к использованию
Степень укрупнения (номенклатура)
Характер и уровень использования
Назначение в процессе производства
Видовой состав
Соответствие уровню качества
Сырьё
Материалы
Полуфабрикаты
Комплектующие изделия
Продукция конечного потребления
Групповая (укрупнённая)
Видовая
Внутривидовая (специфицированная)
Первичная
Вторичная
Возобновляемая
Регенерируемая (восстанавливаемая)
Традиционная
Экономичная
Отходы производственные и непроизводственные, утилизированные (металлолом, макулатура, стеклобой и др.)
Предметы труда: основные и вспомогательные материалы, топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) и др.
Средства труда: оборудование, инструменты и т.д.
Материалы и металлоизделия (чугун, сталь, цветные металлы и сплавы на их основе, прокат, метизы) и др.
Топливо и горюче-смазочные материалы (угли, торф, древесина, горючие сланцы, кокс, газовое топливо, бензин, керосин, солярка, моторные и индустриальные масла, консистентные смазки и др.)
Химические материалы (кислоты, щёлочи, соли, пластмассы, каучук, резина и РТИ, лакокрасочные материалы и др.)
Стройматериалы (каменные материалы, кирпич, цемент, битум, стекло, лесные и бумажные материалы и др.)
Оборудование (машины, станки и др.)
Инструмент
Продукция, изготовленная в соответствии со стандартами, техническими условиями, образцами, с договорами и сертификатами, в которых оговорены потребительские, физико-химические, механические и другие свойства, условия хранения и транспортирования
Прецизионная продукция
II. Стандартизация, сертификация и качество продукции.
Современный научно-технический прогресс сопровождается появлением и развитием новых отраслей промышленности, а также реконструкцией и переоснащением действующих предприятий на базе новой техники, оборудования и технологий.
В этой связи предъявляются повышенные требования к качеству современных видов продукции (материалов и оборудования). Товары, не отвечающие мировым стандартам, не выдерживают конкуренции на рынке, что наносит значительный ущерб экономике. В рыночных условиях невыгодно производить большое количество товаров низкого качества при высоких ценах. Важную роль в решении этих вопросов играют стандартизация и сертификация продукции.
II.1. Стандартизация продукции.
Стандартизация – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области установлением положения для всеобщего и многократного использования с учётом реально существующих или потенциальных задач.
Стандарт – нормативный документ, который устанавливает общие и многоразово применяемые правила, общие принципы или характеристики, которые относятся к деятельности или её результатам, в целях достижения оптимальной степени упорядочения в отдельно взятой отрасли, разработанный в установленном порядке на основе конкурса. Стандарт у большинства заинтересованных сторон разрабатывает и утверждает специальный орган на основе достижения согласованности по существенным вопросам.
Страницы: 1, 2, 3