Рефераты. Спрос и предложение. Процесс координации

Таким образом, можно сделать вывод, что эластичность предложения наравне с эластичностью спроса занимает особое место в формировании рынка товаров и услуг, но не это влияние становится заметно лишь по истечении некоторого срока.

Глава 2. Взаимодействие спроса и предложения


2.1 Теоретические основы взаимодействия спроса и предложения


В предыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцов поставить определенное количество товара в зависимости от цены. При этом в рассуждениях намеренно не затрагивалось влияние покупателей на продавцов и продавцов на покупателей, и кривые спроса и предложения построены исходя из предположений, что весь товар, который покупатель готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок поставщиком товар будет куплен. «В действительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать, то количество товара, которое рассчитывал продать.

Планы покупателей вполне могут не совпадать с планами поставщиков, и этот факт может быть наглядно продемонстрирован путем отражения кривой спроса и кривой предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в одних осях»[28].

Рис. 5


«Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции»[29]. Из даного графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0 планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль.

«Избыточный спрос, или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и  вытеснять некоторых потребителей с рынка. В данной ситуации могут также возникнуть «неденежные» издержки для потребителей»[30]. Например, очереди. На графике это отражено в виде цены P1< P0, что означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка B на графике). В этом случае продавцам выгодно поставить товара или услуги лишь в количестве Q2<Q1 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара или услуги на рынке в количестве Q1-Q2).

«Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут побуждать производителей сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и привлекут на рынок дополнительных покупателей»[31]. Цена P2>P0 означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q2 (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q1>Q2 (точка D на графике). Таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения или излишка данного товара на рынке в количестве Q1-Q2.

На любую из ситуаций дефицита и излишка товара или услуги, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков, добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора. Этот дополнительный фактор, а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика, зависит от цены на товар.

Таким образом можно сделать вывод, что конкуренция делает неустойчивой любую цену, которая не соответствует рыночной цене на товар или услугу.

2.2 Практическое применение теории спроса и предложения


Для того чтобы рассмотреть практическое применение теории спроса и предложения, я решала проанализировать рынок отечественных автомобилей. Это решение основано на том, что автомобиль в современном мире уже давно не является роскошью, а многими рассматривается лишь в качестве средства передвижения, поэтому данная тема является весьма актуальной. Еще одним важным фактором при выборе темы практического исследования для меня послужило то обстоятельство, что информация по рынку автомобилей широко представлена в различных источниках.

И так, рынок автомобилей российского производства. Безусловным лидером российского рынка является марка LADA. Рассмотрим спрос и предложения данной марки авто, а так же процесс их взаимодействия.

По данным сайта федеральной службы государственной статистики средняя цена на автомобиль марки Лада составляла: в 2005 году – 189 480.63 рублей, в 2006 году – 205 364.25, а в 2007 – 212 780.01. По информации того же сайта в 2005 году было приобретено 29,3 тыс. автомобилей, в 2006 – 35,2, а в 2007 – 47,1.  Для того, чтобы учесть инфляцию, рассмотрим индексы цен на автомобили в данный период. В 2005 году – 145, 2006 – 146, 2007 – 148. Очевидно, что цены на автомобили отечественного производства растут, но в то же время увеличивается величина спроса.

Указанные данные представим в виде графиков:

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Таким образом, можно сделать вывод, что цена в этом случае не является определяющим фактором, поскольку рост цен не вызывает соответствующего увеличения величины спроса.

Увеличение спроса было вызвано рядом других неценовых факторов. Рассмотрим их ниже.

В последнее время в России активно применяется автокредитование. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов.

Еще одним важным фактором становится рост доходов населения. Также на рост спроса влияют и другие факторы.

В заключение хотелось бы сказать, что из данного примера вовсе не следует, что закон спроса не выполняется. Как и всякое правило, он имеет исключения, одним из которых является такой товар, как автомобиль. Это можно объяснить тем, что многие потребители рассматривают этот товар как средство первой необходимости, другие как предмет роскоши, третьи считают, что с помощью автомобиля они смогут сократить ежедневные расходы на общественный транспорт. Все эти положения побуждают потребителей приобретать автомобили при незначительном росте цен на него.


Заключение


Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары или услуги, и поставщиков, желающих данные товары или услуги продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, при изменении цены на товар или услугу спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях цена, количество определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или излишек товара или услуги на рынке, при существовании которых конкуренция производителей или покупателей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.  

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Список использованных источников и литературы:


1.     Артамонов В. С., Иванова С. А. Микроэкономика. Том 1. – С-Пб: Питер, 2002.

2.     Базылев Н. Микроэкономика. – М.: Инфра – М, 2007

3.     Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. - М., 1995.

4.     Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. – М.: Омега – Л, 2002.

5.     Журавлева Г.П. Микроэкономика: курс лекций. – М.: Дрофа, 2005.

6.     Замедлина Е.А. Микроэкономика: курс лекций. – М.: Феникс, 2007.

7.     Ивашутин А.Л. Микроэкономика. – М.: - Дрофа, 2003.

8.     Константинов С.А. Микроэкономика. – М.: ИВЦ Минфина, 2007.

9.     Котерова Н.П. Микроэкономика. – М.: Academia, 2008.

10.     Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Инфра - М, 2006.

11.     Марков М.В. Микроэкономика. – С-Пб.: Питер, 2004.

12.     Лемешевский И.М. Экономическая теория: Основы. – Мн., 2005.

13.     Океанова З.К. Микроэкономика. – М.: Дашков и Ко, 2005.

14.     Тарануха Ю.В. Микорэкономика. – М.: Дело и Сервис, 2001.

15.     Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. – М.: Инфра - М, 2006

16.     Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика: промежуточный уровень. – М., 2005.


Электронные ресурсы:


1.     #"#">#"#">www.ecsocman.edu.ru/









 

 


[1] Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Том 1. – М., 2002. – С. 40

[2] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики.  –  М., 2002. – С. 82

[3] Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Том 1. – М., 2002. – С. 41

[4] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики.  –  М., 2002. – С. 84

[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2002. – С. 96

[7] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2002. – С. 96

[8] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2002. – С. 99

[9] Ивашутин А.Л. Микроэкономика. – М., 2003. – С. 37

[10] Там же

[11] Там же

[12] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2002. – С. 101

[13] Там же

[14] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2002. – С. 102

[15] #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2002. – С. 102

[17] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2002. – С. 86

[18] Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Том 1. – М., 2002. – С. 48

[19] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. – М., 2006. – С. 47

[20] Там же

[21] Там же

[22] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. – М., 2006. – С. 47

[23] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. – М., 2006. – С. 48

[24] Там же

[25] Марков М.В. Микроэкономика. – С-Пб., 2004. – С.  59

[26] Марков М.В. Микроэкономика. – С-Пб., 2004. – С.  60

[27] Марков М.В. Микроэкономика. – С-Пб., 2004. – С.  61

[28] Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н.. Микроэкономика. – М., 2001. – С. 71

[29] Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н.. Микроэкономика. – М., 2001. – С. 71

[30] Там же

[31] Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н.. Микроэкономика. – М., 2001. – С. 71


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.