Рефераты. Спрос и предложение. Процесс координации

Спрос и предложение. Процесс координации

Содержание




Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Спрос и предложение. 5

1.1 Спрос. Закон спроса. Функция спроса. 5

1.2 Неценовые детерминанты спроса. Эластичность спроса. 8

1.3 Предложение. Закон предложения. Функция предложения. 17

1.4 Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения. 20

Глава 2. Взаимодействие спроса и предложения. 26

2.1 Теоретические основы взаимодействия спроса и предложения. 26

2.2 Практическое применение теории спроса и предложения. 30

Заключение. 34

Список использованных источников и литературы: 36

Введение


 Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.

Целью данной работы является установления определений спроса и предложения, анализ их функций, факторов, влияющих на их изменение, а также выявление взаимосвязей между ними.

Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой,  на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.

Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.

В  данной курсовой работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и направление их изменения, а так же их эластичность. 

Эластичность – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Глава 1. Спрос и предложение


1.1 Спрос. Закон спроса. Функция спроса


Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени при прочих равных условиях.

Следует различать понятия спроса и объема (величины) спроса. Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени при прочих равных условиях.

«Основное свойство спроса заключается в том, что при прочих равных условиях снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть, существует отрицательная или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Эта зависимость называется законом спроса»[1].

Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение, потому что на количество купленного товара или услуги, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют также многие другие факторы.

Зависимость величины спроса от цены блага, а также от прочих факторов можно изобразить графически с помощью кривой спроса. «Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени»[2]. Кривую спроса можно изобразить в зависимости не только от цены, но также и от других факторов, которые могут оказывать влияние на спрос. При этом, как правило, цену, или другие факторы, влияющие на спрос, откладывают по оси ординат, а величину спроса – по оси абсцисс.

Рис. 1


«Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество блага, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями»[3].

Кривая спроса является графическим изображением функции спроса. При этом функцию спроса определяют как функцию, устанавливающую спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

«Необходимо различать изменение объема (величины) спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены – движение вдоль линии спроса. Если же в силу изменения прочих факторов установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т. е. изменится функция спроса, то говорят, что изменился спрос – сдвиг линии спроса.

Рис. 2


 

1.2 Неценовые детерминанты спроса. Эластичность спроса


На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.

Одним из таких неценовых детерминантов спроса являются потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос независимо от цены. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, физическое здоровье становится все более популярным, что увеличивает спрос на спорттовары, в частности на тренажеры.

Следующим неценовым фактором является число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Например, снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

Еще одним немаловажным детерминантом спроса является доход. В отношении большинства товаров, можно с уверенностью утверждать, что повышение дохода приводит к увеличению спроса, хотя, конечно, существуют и исключения. В связи с этим принято различать товары высшей категории, или нормальные товары, и товары низшей категории.

Товары высшей категории – товары (или услуги), спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода. Примером таких благ могут служить предметы роскоши, дорогая одежда, парфюмерия, косметика и другие.

Товары низшей категории - товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов. Это ношеная одежда, недорогие продукты питания, такие как капуста, картофель и другие.

Цены на сопряженные блага также являются неценовым детерминантом спроса. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар или услугу к повышению или снижению спроса на рассматриваемое благо, зависит от того, является ли он для рассматриваемого блага взаимозаменяемым или взаимодополняющим благом. «Когда два экономических блага взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два экономических блага являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров и услуг являются независимыми, самостоятельными товарами и услугами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой»[4].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.