Если же банком выбран вариант при котором большее количество прибыли будет оставаться у лизинговой компании то реально уменьшить налогообложение можно при помощи организационно-правовой формы лизинговой компании. Согласно “Временному положению о лизинге” лизингодателем может быть как юридическое лицо, так и гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Второй вариант организационно-правовой формы, без образования юридического лица, лизинговой компании позволяет значительно сократить налоговые выплаты (не только налога на прибыль). Так для сравнения предприниматель без образования юридического лица платит только подоходный налог в размере от 10 до 30 % в зависимости от декларируемой величины дохода (страховые взносы в Пенсионный фонд составляют 5 % и фонд медицинского страхования – 3,6 % с дохода).
Что же касается налога на доходы при сдачи оборудования в лизинг международной компанией то российским законодательством предусматривается две схемы уплаты налога на доходы.
Так по первому варианту законодательство предусматривает порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство. В частности, иностранные юридические лица, получаемые доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат обложению на доходы у источника выплаты. То есть российский лизингополучатель должен удерживать 20 процентов налога на доход с лизинговых платежей выплачиваемых зарубежному лизингодателю.
Следует подчеркнуть, что к доходам из источников в Российской Федерации, в частности относятся доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории РФ, в том числе от лизинговых операций. При этом доходы от лизинговых операций рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом суммы возмещения стоимости лизингового имущества (при финансовом лизинге), платы лизингодателю в качестве компенсации за использованные им кредитные ресурсы на приобретение имущества и суммы налога на лизинговое имущество.
Однако при использовании данной схемы возникает одно затруднение. В данном случае источником проблем может явится лицензионное законодательство. Как уже было отмечено, Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ предусматривает необходимость лицензирования всех лизинговых компаний, осуществляющих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации. В пункте 4 предусматривается лицензирование компаний-нерезидентов. Вместе с тем положение не разъясняет должны ли иностранные юридические лица без постоянного места осуществления деятельности в России получать лицензию на лизинговую деятельность. Это обстоятельство чрезвычайно важно по следующей причине. В случае отсутствия соответствующей лицензии налоговые органы могут признать взаимоотношения российского лизингополучателя с иностранной лизинговой компанией выступающей в роли лизингодателя сделкой нефинансового характера, что соответственно увеличит сумму налога у источника иностранного юридического лица.
По другому же варианту предусматривающему наличие постоянного представительства зарубежного юридического лица законодательство[12] оговаривает, что налог на прибыль иностранного юридического лица исчисляется налоговым органом по месту осуществления деятельности в Российской Федерации.
Налогообложению подлежит прибыль постоянного представительства, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов, других доходов и затрат, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в РФ, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные на территории РФ, так в отдельных случаях и за границей.
Доходы, полученные иностранным юридическим лицом (включая доходы от аренды и иных видов использования), определяемые в виде разницы между выручкой и материальными затратами, связанными с получением этих доходов, облагаются налогом по ставкам, установленным законодательством для зачисления указанного налога в соответствующие бюджеты, и не учитываются для целей исчисления налога на прибыль.
Для проведения лизинговых операций важно то обстоятельство, что согласно инструкции к другим доходам постоянного представительства, в частности, относят доходы от сдачи имущества постоянного представительства в аренду.
При включении в состав доходов постоянных представительств доходов, полученных от источников в Российской Федерации и подвергшихся предварительному обложению налогом при их выплате, иностранным юридическим лицам предоставляется зачет на сумму ранее уплаченных налогов.
Предусмотрено, что состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, определяется в том же порядке, что и для предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552, кроме подп. «т» п. 2 этого Положения.
При применении подп. «т» п.2 Положения в части отнесения платежей по кредитам сверх учетных ставок, установленных Центральным банком РФ, следует руководствоваться постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 года № 3257-I «О внесении изменений в постановление Верховного Совета Российской Федерации по вопросам налогообложения», согласно которому платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, установленной Центральным банком РФ, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий. То есть расходы по оплате процентов, превышающих указанный предел, не относятся на затраты постоянного представительства.
При определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль отделениями иностранных банков и других кредитных учреждений следует руководствоваться Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 года № 490 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями».
Также, при определении облагаемой прибыли следует учитывать следующие особенности:
- налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в Российской Федерации;
- иностранные юридические лица, получающие доходы не в денежной, а в натуральной форме (в виде продукции или имущества), уплачивают налог на прибыль исходя их рыночных цен на такую же или аналогичную продукцию или имущество, действующих на момент получения дохода.
Прибыль иностранного юридического лица в связи с деятельностью в Российской федерации рассчитывается прямым методом.
В случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в Российской Федерации, налоговый орган рассчитывает прибыль условно, на основании дохода иностранного юридического лица, полученного в связи с такой деятельностью.
При условном методе расчета прибыли иностранных юридических лиц расчет производится исходя из нормы рентабельности 25 процентов.
Для страховщиков и банкиров, участвующих в лизинговых операциях, важным представляется то, что доходы и расходы по страховой и банковской деятельности, по посредническим операциям и сделкам для целей исчисления налога на прибыль иностранного юридического лица учитываются отдельно в случае установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации по этим видам деятельности ставки налога, отличной от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности.
Прибыль иностранных юридических лиц от страховой и банковской деятельности, а также от посреднических операций и сделок облагается по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации по этим видам деятельности.
При применении второй схемы иностранное юридическое лицо может столкнутся с проблемой того же свойства как и ведении бизнеса без постоянного представительства. Здесь источником проблем также может явится также лицензионное законодательство. Налоговый инспектор может расценить наличие лицензии на проведение лизинговых операций в России как предпосылку к необходимости платить российские налоги, в частности налог на прибыль, налог на пользователей автодорог, а также местные налоги, исчисляемые с суммы реализации.
Кроме того, в связи с тем, что российское законодательство, определяющее понятие постоянного представительства, недостаточно проработано, существует риск обнаружения такого представительства, даже если деятельность иностранного юридического лица по извлечению дохода на территории Российской Федерации носит не постоянный, а периодический характер.
НДС касается только лизинговой компании, а именно лизинговых платежей. И хотя в законодательстве довольно ясно изложен порядок уплаты НДС и его уменьшение представляется маловероятным, тем не менее он представляет некоторые скрытые трудности как лизингодателей так и для лизингополучателей. Так неправильное понимание роли НДС в лизинговых операциям может привести к появлению потерь.
Например в связи с начислением на лизинговые платежи НДС существует мнение, что он значительно увеличивает стоимость лизинга и лизинг становиться недоступен потенциальному пользователю. При этом основными доводами являются то, что НДС на стоимость имущества начисляется дважды: один раз – при покупке имущества и второй раз в составе лизинговых платежей. Из этого следует, что по лизинговым операциям в отличие от кредитного договора НДС начисляется на проценты за банковский кредит, взятый лизингодателем для покупки лизингового имущества.
Однако возрастание лизинговых платежей происходит только в абсолютном выражении и как это не странно без начисления НДС и с НДС финансовые результаты для участников лизинговой сделки будут практически одинаковыми. Хотя и здесь существуют исключения и есть незначительные частные случаи когда НДС будет увеличивать стоимость лизинга для лизингополучателя.
Такое ошибочное мнение существует потому, что этот вопрос рассматривается статически то есть сравниваются непосредственно лизинговые платежи с НДС и без него. В действительности как лизингополучатель так и лизингодатель при расчетах с бюджетом суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, уменьшат на суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров и услуг, относимых на издержки производства.[13] Следовательно те суммы НДС которые лизингополучатель переплатил лизингодателю в составе лизинговых платежей, уменьшат его собственные платежи в бюджет по НДС. Фактически суммы погашаются и тем самым двойное обложение НДС стоимости лизингового имущества не существует.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20