Рефераты. Совершенствование структуры управления ОАО «Авиаагрегат». Организационный инжиринг ОАО «Авиаагрегат»...
3.2.
Модель процессно-ориентированного управления предприятием
Рассматривая развитие бизнес-системы как реализацию
комплекса взаимосвязанных задач, направленных на создание или изменение ее
базовых бизнес-процессов[20] , можно
предложить концептуальную модель
процессно-ориентированного управления ОАО «Авиагрегат»[21] ,
рис.3.2. Как следует из рис.3.2., управление бизнес-процессами предприятия
обеспечивается постановкой и решением задач комплексного управления
бизнес-системой, реализуемых в той или иной ее форме и поддерживаемых
конкретной системой управления бизнес-процессами.
Ключевое
значение в управлении предприятием имеет определение стратегии развития
бизнеса (I)
Стратегия
– это долгосрочное качественно определенное направление развития
бизнес-системы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений
внутри бизнес-системы, а также позиции в окружающей среде, приводящее
бизнес-систему к ее целям. Стратегия должна соответствовать долговременным
целям предприятия и ориентировать процессы на эти цели (рис.3.3).
Методическая схема процесса построения системы целей в задаче формирования
стратегии бизнес-системы включает следующие шаги.
Первый шаг. Осуществляется
автономная декомпозиция и иерархическая структуризация в виде дерева задач
каждой самостоятельной цели высшего уровня. При этом должны соблюдаться
следующие правила:
а)
каждая задача определяется количественно и качественно с учетом трех признаков:
объекта приложения управленческого воздействия; временного периода, в течение
которого должен быть получен требуемый результат; границ среды, в рамках
которой функционирует и несет ответственность субъект управления;
б)
уровни структуры цели формируются на основе декомпозиции конечного результата
по признаку технологической структуры процесса его достижения или по одному из
указанных в предыдущем правиле признаков, но каждый уровень включает элементы
только одного признака декомпозиции.
Второй шаг. Все деревья задач самостоятельных
целей сводятся в единую систему, где должны совпадать (в горизонтальном
разрезе):
Рис.3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием
а) высшие уровни каждого дерева;
б)
уровни, соответствующие каждому признаку декомпозиции (по технологическим
стадиям, объектам, времени и т.д.).
Системой управления бизнесом является отображение
множества целей бизнес-системы на структуру бизнес-системы, при этом,
определяется множество воздействий, призванных обеспечить эффективное, с точки
зрения целей, выполнение бизнес-процессов[22] .
Рис.3.3. Схема
анализа целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы
С точки зрения бизнес-процесса предприятие
представляет собой систему последовательных действий, которая является
достаточно полным, динамичным отображением предпринимательского поведения. Они
взаимосвязаны с другими организационными поведенческими процессами, т.е.
находятся в подверженных взаимному влиянию отношениях с другими
внутрифирменными последовательностями действий.
В зависимости от содержания выделяют четыре
основных типа бизнес-процессов[23] .
1) Производственные и
обеспечивающие – первые непосредственно связаны с разработкой,
производством и реализацией товаров и услуг, вторые непосредственно влияют на
номинальные и реальные товарные потоки. Эти процессы являются основной
составной частью цепочки создания благ, включая исследования и разработки,
непосредственно производство, материально-техническое обеспечение.
2) Административно-управленческие
– служат для управления указанными выше процессами.
3) Относящиеся к
сложным проблемам – имеют ключевой стратегический характер, в
частности процессы роста и диверсификации производства, распределения ресурсов.
Под проблемой в данном случае понимается материальное содержание подлежащего
решению вопроса, которое определяет специфику протекания процесса.
4) Метапроцессы –
категория более высокого порядка, включающая, например, обучение, разрешение
конфликтов, коммуникации.
Выделенные типы бизнес-процессов разделим на основные
и вспомогательные[24] .
Основные бизнес-процессы – это процессы, создающие новое качество для клиента или
субъекта бизнес-системы. Они имеют[25] следующие
характерные черты:
§
Внешний потребитель стоит в начале и в
конце процесса;
§
Результаты этих процессов оказывают
большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;
§
Потребитель готов платить за результат
процесса.
Основными являются, например, бизнес-процессы,
связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки,
производство продукции, продажа готовой продукции и др.
Вспомогательные бизнес-процессы – это процессы, имеющие только внутренних потребителей и
формирующие инфраструктуру организации, т.е., по сути дела, они являются
поддерживающими для основных процессов. Вспомогательные бизнес-процессы
отражают конкретные функции бизнес-системы.
Зарубежные авторы большое внимание
уделяют вскрытию и описанию характерных для многих предприятий основных
бизнес-процессов. Анализ ряда зарубежных исследований[26] ,
а также немногочисленных отечественных исследований[27]
позволяет выделить следующие ключевые бизнес-процессы для большинства
производственных и коммерческих бизнес-систем:
1. Управленческие процессы:
§
стратегического
управления;
§
планирования
и организации;
§
внешних
связей.
§
оперативного
управления.
2. Рабочие процессы:
§
обработки
заказов;
§
продвижения
и развития продукции и услуг;
§
выполнения
заказа (оказание услуги);
§
дальнейшего
сопровождение и обслуживание клиента.
3. Поддерживающие процессы:
§
управления
человеческими ресурсами;
§
управления
финансами;
§
управление
информационными потоками;
§
маркетинг;
§
технологическая
поддержка.
Определим три класса бизнес-процессов, в зависимости
от их внутреннего наполнения (табл.3.1.).
Таблица 3.1.
Классы бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего
наполнения
Бизнес-процессы
Свойства
1. Ориентированные на
виды деятельности
§
определяются уникальной последовательностью видов
деятельности;
§
деятельность в рамках процесса заканчивается при
достижении соответствующей цели.
2. Ориентированные на
цели
§
не определяются уникальной последовательностью видов
деятельности;
§
деятельность в рамках процесса заканчивается при
достижении соответствующей цели.
3. Ориентированные на
знания
§
не определяются уникальной последовательностью видов
деятельности;
§
завершение деятельности в рамках процесса не
определяется достижением соответствующей цели.