Рефераты. Совершенствование структуры управления ОАО «Авиаагрегат». Организационный инжиринг ОАО «Авиаагрегат»...

 

3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием

 

   Рассматривая развитие бизнес-системы как реализацию комплекса взаимосвязанных задач, направленных на создание или изменение ее базовых бизнес-процессов[20], можно предложить  концептуальную модель процессно-ориентированного управления ОАО «Авиагрегат»[21], рис.3.2.   Как следует из рис.3.2., управление бизнес-процессами предприятия обеспечивается  постановкой и решением задач комплексного управления бизнес-системой, реализуемых в той или иной ее форме и поддерживаемых конкретной системой управления  бизнес-процессами.

           Ключевое значение в управлении предприятием  имеет определение стратегии развития бизнеса (I)

            Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития бизнес-системы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри бизнес-системы, а также позиции в окружающей среде, приводящее бизнес-систему к ее целям. Стратегия должна соответствовать долговременным целям предприятия  и ориентировать процессы на эти цели (рис.3.3).

        Методическая схема процесса построения системы целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы включает следующие шаги.

Первый шаг. Осуществляется автономная декомпозиция и иерархическая структуризация в виде дерева задач каждой самостоятельной цели высшего уровня. При этом должны соблюдаться следующие правила:

а) каждая задача определяется количественно и качественно с учетом трех признаков: объекта приложения управленческого воздействия; временного периода, в течение которого должен быть получен требуемый результат; границ среды, в рамках которой функционирует и несет ответственность субъект управления;

б) уровни структуры цели формируются на основе декомпозиции  конечного результата по признаку технологической структуры процесса его достижения или по одному из указанных в предыдущем правиле признаков, но каждый уровень включает элементы только одного признака декомпозиции.

Второй шаг. Все деревья задач самостоятельных целей сводятся в единую систему, где должны совпадать (в горизонтальном разрезе):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием

 

             а) высшие уровни каждого дерева;

            б) уровни, соответствующие каждому признаку декомпозиции (по технологическим стадиям, объектам, времени и т.д.).

Системой управления бизнесом является отображение множества целей бизнес-системы на структуру бизнес-системы, при этом, определяется множество воздействий, призванных обеспечить эффективное, с точки зрения целей, выполнение бизнес-процессов[22].

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.3.3. Схема анализа целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы

 

           

С точки зрения бизнес-процесса предприятие представляет собой систему последовательных действий, которая является достаточно полным, динамичным отображением предпринимательского поведения. Они взаимосвязаны с другими организационными поведенческими процессами, т.е. находятся в подверженных взаимному влиянию отношениях с другими внутрифирменными последовательностями действий.

            В зависимости от содержания выделяют четыре основных типа бизнес-процессов[23] .

1) Производственные и обеспечивающие – первые непосредственно связаны с разработкой, производством и реализацией товаров и услуг, вторые непосредственно влияют на номинальные и реальные товарные потоки. Эти процессы являются основной составной частью цепочки создания благ, включая исследования и разработки, непосредственно производство, материально-техническое обеспечение.

2) Административно-управленческие – служат для управления указанными выше процессами.

3) Относящиеся к сложным проблемам – имеют ключевой стратегический характер, в частности процессы роста и диверсификации производства, распределения ресурсов. Под проблемой в данном случае понимается материальное содержание подлежащего решению вопроса, которое определяет специфику протекания процесса.

4) Метапроцессы – категория более высокого порядка, включающая, например, обучение, разрешение конфликтов, коммуникации.

Выделенные типы бизнес-процессов разделим на основные и вспомогательные[24].

Основные бизнес-процессы – это процессы, создающие новое качество для клиента или субъекта бизнес-системы. Они имеют[25]  следующие характерные черты:

§        Внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;

§        Результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;

§        Потребитель готов платить за результат процесса.

Основными являются, например, бизнес-процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции, продажа готовой продукции и др. 

Вспомогательные бизнес-процессы – это процессы, имеющие только внутренних потребителей и формирующие инфраструктуру организации, т.е., по сути дела, они являются поддерживающими для основных процессов. Вспомогательные бизнес-процессы отражают конкретные функции бизнес-системы.

            Зарубежные авторы большое внимание уделяют вскрытию и описанию характерных для многих предприятий основных бизнес-процессов. Анализ ряда зарубежных исследований[26], а также немногочисленных отечественных исследований[27]  позволяет выделить  следующие ключевые бизнес-процессы для большинства производственных и коммерческих бизнес-систем:

1. Управленческие процессы:

§        стратегического управления;

§        планирования и организации;

§        внешних связей.

§        оперативного управления.

2. Рабочие процессы:

§        обработки заказов;

§        продвижения и развития продукции и услуг;

§        выполнения заказа (оказание услуги);

§        дальнейшего сопровождение и обслуживание клиента.

3. Поддерживающие процессы:

§        управления человеческими ресурсами;

§        управления финансами;

§        управление информационными потоками;

§        маркетинг;

§        технологическая поддержка.

Определим три класса бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения (табл.3.1.).

Таблица 3.1.

Классы бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения

Бизнес-процессы

Свойства

1. Ориентированные на

виды деятельности

§        определяются уникальной последовательностью видов деятельности;

§        деятельность в рамках процесса заканчивается при достижении соответствующей цели.

2. Ориентированные на

цели

§        не определяются уникальной последовательностью видов деятельности;

§        деятельность в рамках процесса заканчивается при достижении соответствующей цели.

3. Ориентированные на

знания

§        не определяются уникальной последовательностью видов деятельности;

§        завершение деятельности в рамках процесса не определяется достижением соответствующей цели.

            На данном этапе спецификация бизнес-процессов представляет описание будущего образа бизнес-системы. Она должна:

§        Идентифицировать и называть бизнес-процессы предприятия.

§        Определять измеримые свойства и цели каждого процесса: цена, качество, жизненный цикл, время и удовлетворение пользователя. Все цели должны быть соотнесены со стратегией.        

Описание информационных  и материальных потоков.

Описание информационных и материальных потоков требует выделения входов и выходов каждого вида деятельности внутри бизнес-процесса.

Вход определяет стимулы, посылаемые пользователями бизнес-процесса к инициирующему виду деятельности и начальные объекты деятельности в последующих видах деятельности бизнес-процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.