В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 гг. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.
В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платёжных документов, золота и серебра в слитках, государственных ц.б., облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ц.б.
Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.
Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой.
Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.
Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение общих собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность маклеров, издавал справочники и т.д.
Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представители Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.
Помимо членов фондового отдела участниками торгов могли быть постоянные и разовые посетители. Они имели право совершать операции исключительно через маклеров. Фондовые маклеры заключали сделки согласно Положению о биржевых маклерах, по которому они не имели права производить операции ни за свой счёт, ни от своего имени, не могли состоять ни на какой-либо службе или заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с целью создать в лице фондового маклера профессионального посредника на бирже.
У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение валют и фондов. На основе полученных данных маклер заключал сделки. Заключённые сделки оформлялись им в так называемой «маклерской записке».
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период НЭПа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.
В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.
Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И тем не менее возрождение р.ц.б. в период НЭПа произошло за счёт расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. В двадцатые годы было размещено 24 госзайма. Первый из них был осуществлён в 1922 г.; для физических лиц 6%-ный выигрышный заём на 100 млн. руб., а для предприятий 8%-ный заём, в ц.б. которого предприятия должны были вложить не мене 60% резервных капиталов. Первоначально реализация займа шла в добровольной форме, длительные сроки и трудности распространения привели Наркомфин на путь принудительного размещения. Облигации выдавались в счёт заработной платы рабочим и служащим.
С начала 30-х годов по 1957 г. государство осуществило 45 займов. В 1948 г. займы 1936-1946 гг. были конверсированы в государственный 2%-ный заём 1948 г. В 1957 г. правительство приняло решение об отсрочке начальной даты выплат по облигациям на 20 лет до 1977г.
Погашение всех послевоенных займов закончилось в декабре 1991 г.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики.
Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка.
3. Российский рынок государственных ценных бумаг
Рынок государственных ц.б. обычно занимает ведущее место (до 50%) в общем объёме р.ц.б. (государственных и корпоративных). До сих пор государственные ц.б. по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ц.б.
С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать р.ц.б. Значение государственных внутренних выигрышных займов упало практически до нуля. Последний заём их этой серии был выпущен в 1992 г., под 15% годовых, что в связи с огромной инфляцией полностью его обесценило.
Фактически на период 1992-1994 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.
Активно использовать р.ц.б. для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путём дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.
в этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным из которых оказались в конечном счёте выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств. Хотя число видов государственных ц.б., обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объёмы выпуска которых в 1996 г. превысят 150 трлн. руб. Если в 1994 – 1995 гг. ГКО со сроком погашения три месяца составляли до 75% всего объёма выпуска, то к концу 1996 г. ставится задача уменьшить их удельный вес до 25% и увеличить удельный вес ОФЗ со сроком погашения до 2 лет до 50% всего объёма ГКО – ОФЗ.
Особенностью российского рынка государственных облигаций является, как уже упоминалось, их высокая доходность (до 1000 и более процентов годовых), позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в существующих российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечить подобную доходность. На ближайшую перспективу государство будет стремиться экономическим путём снизить столь высокую доходность, которая в конечном счёте разорительна и не может быть оправдана на длительный период.
в отличие от рынка корпоративных ц.б. рынок государственных облигаций в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчётной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ц.б. в режиме компьютерных биржевых торгов.
Следует заметить, что российские государственные ц.б. обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах.
С 1996 г. российское правительство начало практику допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.
4. Российский рынок корпоративных
ценных бумаг в 1990 – 1995 гг.
В отличие от рынка государственных ц.б., который существовал в России на протяжении всего периода её социалистического развития, рынок негосударственных, или корпоративных, ц.б. возродился с начала 90-х годов, прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной собственности в 1992 г., а раньше – с образованием акционерных коммерческих банков и бирж.
Условно современную историю российского рынка корпоративных ц.б. можно разделить на три этапа:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5