Рефераты. Состояние и перспективы рынка ценных бумаг в России

Значительная часть этих займов размещалась на зарубежных рынках из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов на местах.

Таким образом, на российском фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства, долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных и транспортных предприятий. Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи.

Если в первом случае проценты выплачивались предъявителю купона, то проценты по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на чьё имя было выписано удостоверение или на его поверенного в делах. До 1885 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, затем по правилам, принятым в 1895 г., если владелец ценной бумаги могу доказать время приобретения, время утраты и обстоятельства, при которых утрачена ценная бумага, то можно было рассчитывать на получение капитала и процентов по нему. Поэтому именные ценные бумаги считались более надёжными и давали гарантию прочности владения ценной бумагой.

Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казённый счёт. а при обратном превращении – на счёт владельца бумаги.

Акции по законодательству Российской империи были именными бумагами. Но поскольку устав акционерного общества являлся законодательным актом, положения которого имели приоритете над положениями общего законодательства, то во многих случаях уставами АО делались исключения в пользу акций на предъявителя. Поэтому на р.ц.б. преобладали предъявительские акции, причём доля последних постоянно росла. Так, если в 1910 г. соотношение между именными бумагами и предъявительскими было 1 : 2, то в 1912 г. – уже 1 : 3.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.

Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ц.б. началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883 г. и первые правила, регулирующие операции с ц.б. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже.

Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.

Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:

¨      действительных членов;

¨      постоянных посетителей;

¨      гостей.

Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства финансов, как для осуществления надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счёт государственного банка и государственного казначейства.

Действительными членами могли быть только представители банков, банкирских контор и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Действительные члены имели право заключать сделки на бирже через своего уполномоченного и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров.

В отличие от действительных членов постоянные посетители, кроме права присутствия на биржевом собрании, имели право заключения сделок через посредничество фондовых маклеров. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии.

Гости допускались на биржу по рекомендации действительных членов, уплачивали за каждое посещение по рублю и были лишены права заключать сделки.

Все остальные могли совершать сделки путём открытия специального (онкольного) счёта в банке, на который клиент вносил средства для покупки ц.б. (не менее 100 руб.),  при этом банк мог закупить бумаг на сумму, в 5-8 раз большую вложенных средств.

Купленные на деньги клиента бумаги оставались в банке в залог, он получал по ним дивиденды и распоряжался ими по своему усмотрению. На деньги, вложенные на онкольные счета, клиенту начислялись установленные проценты, а за сумму, на которую банк кредитовал своего клиента, купив для него ц.б., брал до 8% годовых.

Эта система обслуживания клиентов была выгодна банкам, т.к. давала возможность обогащаться за счёт мелких инвесторов.

Покупка и продажа акций не за наличные деньги, а с поставкой к известному сроку по определённой цене были запрещены.

Несмотря на то, что указанное правило было отменено законом в 1893 г., срочная торговля на российских биржах так и не получила широкого распространения.

Высшим органом управления фондового отдела биржи являлось общее собрание действительных членов, состав совета утверждался Министерством финансов, которое к тому же оставляло за собой право изменять состав совета по своему усмотрению.

Совет фондового отдела определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, принимал решения о допущении ц.б. к котировке.

Фондовые маклеры назначались Министерством финансов по представлению Совета фондового отдела. Маклерам запрещалось совершать сделки за свой счёт, они выступали только посредниками. Для  получения должности маклер должен был удовлетворять определённым нравственным критериям и внести залог 1500 руб. По сделкам с ц.б. маклер получал вознаграждение в размере 0,1% по сделкам с фондами с обеих сторон,  с иностранных переводных векселей – 0,1% со стороны продавца; по внутренним учётным векселям от 1/32 до 18% в зависимости от срока векселя с той и другой стороны сделки.

О всех совершаемых сделках маклеры обязаны были сообщать котировальной комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в «Биржевых ведомостях» и «Торгово-промышленной газете».

Международный политический кризис в в1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней  после объявления войны прекратили операции с ц.б. российские биржи. Операции с ц.б. оказались дезорганизованными.

С конца 1914 г. В Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ц.б. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.

Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной политики в отношении частных эмиссий и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г. вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки, объектом сделок могли быть только ц.б., круг участников биржевых собраний ограничивался («гости» не допускались, иностранные подданные – только с разрешения Министерства финансов). Для упрощения взаимных расчётов акционерных банков по покупкам и продажам ц.б. при Петербургской конторе Государственного банка был утверждён фондовый расчётный отдел. При этом имелось в виду, что все биржевые сделки без исключения будут подлежать регистрации и контролю со стороны представителей Министерства финансов. Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц.

После революции рынок ц.б. фактически прекратил своё существование.

Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ц.б. и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.

С переходом к НЭПу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала. Несмотря на небольшое количество акционерных обществ, они имели важное экономическое значение. В 1927 г. только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.