Рефераты. Социальный менеджмент

Социальный менеджмент

ВОПРОСЫ К ГЭК  ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «Социальный менеджмент»


1.     Становление социального менеджмента, его место в системе социальных и управленческих наук.

2.     Система,  функции и принципы социального менеджмента.


Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты управления, объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления.

К субъектам управления относятся население, органы власти (фе­деральные, региональные, местные), органы местного самоуправле­ния в муниципальных образованьях, гражданские институты общест­ва и институт менеджмента и финансово-промышленные группы, ко­торые создаются в местных сообществах в рамках Программы «СЭПИН». К объектам управления — социальные процессы, соци­альная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.

Механизмы социального менеджмента сводятся к социальному целеполаганию, к методам управления (экономическим, административ­но-организационным, юридическим, научным и т.д.). Среди них осо­бенно выделяются социальные, которые являются объединяющими во всей системе управляющих воздействий. В их содержание входит со­вокупность мер по мотивации человеческого поведения, отношения к труду. К социальной организации относятся проектирование и созда­ние социальных организаций, их постоянное инновирование, техноло­гии саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала, технологии самоменеджмента и профессиональной подготовки соци­альных менеджеров.

Процесс управления и механизм самой системы социального ме­неджмента включает методы социальной диагностики, сбора, анали­за и хранения социальной информации, передачи ее субъектам Управления и осуществления контроля за деятельностью субъектов Управления по социальным нормативам на разных уровнях управле­ния.

Для более эффективной реализации социальных целей и осуществления принципов социального менеджмента необходимо более полное использование следующих научных методов:

• социального проектирования и программирования;

• сбора и анализа социальной информации на основе современ­ных вычислительных средств, прежде всего компьютерной тех­ники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;

• сплочения социальных организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;

• создания положительной мотивации у людей к труду, к жизни в целом, к целесообразному поведению в организации и в общест­ве в целом (за счет инновирования целей организации, проясне­ния перспектив развития, разработки стратегии организации и личных интересов);

• психологического влияния (специальные тренинга и игровые методы), направленного на активизацию жизненных сил лично­сти, в том числе и менеджеров;

•  методов самосовершенствования личности, в том числе лично­сти менеджера, развития самоменеджмента;

•  использования знаний, полученных в фундаментальной науке, кибернетике, синергетике и других отраслях, прикладных ис­следованиях, пригодных для повседневных и перспективных за­дач, социологии управления.

Только системный подход ко всему комплексу проблем, решае­мых в рамках системы социального менеджмента, позволит подъять его теорию и практику на уровень тех задач, которые сегодня стоят пе­ред современным обществом. Именно поэтому будущие специалисты в области социального менеджмента должны в каждой изучаемой дис­циплине вычленить социальный аспект решения проблемы и искать адекватные методы их решения.

Функции управленияэто особые виды деятельности, выражаю­щие направления или стадии осуществления целенаправленного воз­действия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций управления должен обес­печить эффективную реакцию управляющей системы на любое изме­нение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

1)                особенности самого процесса управления, т.е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;

2)                процесс социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жиз­недеятельности общества.

В силу этого процессу социального управления объективно прису­щи основные и конкретные функции. К основным функциям управле­ния относятся:

§                     планирование (прогнозирование), представляющее собой форму проявления целенаправленного воздействия на коллективы лю­дей, которая предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере социального управления, а также определение пу­тей и средств реализации планов для достижения поставленных . целей;

§                     организация — форма проявления целенаправленного воздейст­вия на коллективы людей, предусматривающая создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элемента процесса реализации планов и целей социального управления;

§                     координация (регулирование) — форма проявления целена­правленного воздействия, предусматривающая обеспечение не­обходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;

§                     стимулирование (активизация) и обучение (инструк­таж) — формы проявления целенаправленного воздействия на людей путем побуждения и подготовки их к действию, преду­сматривающие обеспечение повышения эффективности систе­мы менеджмента как элемент процесса реализации целей управ­ления.

Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако, переход от одной ступени (уровня) социального травления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли. Например, ведущая для министерского уровня функцией прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т.д.

Если основные функции являются общими для любых процессов (Социального управления, в каких бы системах управления обществом они ни осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или [иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность пред­приятия может быть подразделена на три стадии — подготовитель­ную, производственную и заключительную, — каждая из которых, (обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствую­щих каждому выделенному объекту социального управления. По со­держанию каждая конкретная функция управления является в свою очередь комплексной и включает планирование, организацию, коор­динацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обо­собленных объектов воздействия.

Важным условием совершенствования системы управления явля­ется анализ ее функций, который предполагает:

§                     четкое определение и структурное обособление объектов управ­ления на основе разработанных критериев;

§                     выделение конкретных функций управления, видов работ и опе­раций;

§                     четкое разделение труда между функциональными и линейны­ми звеньями управляющей системы;

§                     наличие положений о структурных звеньях и должностных ин­струкций;

§                     разработка модели процесса управления на основе реализации и учета всех основных функций менеджмента;

§                     обоснование путей сравнения модели процесса управления с фактически осуществляемой управленческой деятельностью ос­новных направлении совершенствования системы управления.

Анализ функций социального менеджмента содержит четыре этапа:

1)                выделение объектов и конкретных функций управления;

2)                построение модели процесса управления;

3)                выявление фактически выполняемого состава работ и операций по реализации функций менеджмента;

4)                сопоставление фактического состава управленческих работ с объективно необходимыми и выявление расхождений с по­строенной моделью.

Категория структура отражает строение и внутреннюю форму системы. Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие взаимодействие ее элементов, направленное на дос­тижение определенных целей, является организованной. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения опреде­ленной цели, называется организационной.

Функции и структура управления — две неразрывно взаимосвя­занные и взаимообусловленные стороны единого целого — организа­ции системы управления; они выступают, соответственно, как содер­жание и форма процесса управления. Наличие организационной ПО структуры управления и ее развитие является основой всей организа­ции. Вне их рамок исключается возможность реализации функций ме­неджмента, то есть самого процесса управления. Процесс формирования организационной структуры представляет собой, прежде всего, организационное закрепление тех или иных подразделений аппарата управления. При этом функции управления определяют задачи орга­нов управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.