Потенциальная возможность "эффекта вытеснения" национальных предприятий ("crowding out") в связи с допуском в страну ПИИ - предмет озабоченности многих правительств. "Эффект вытеснения" может иметь две основные формы. Первая касается положения на товарных рынках, когда филиалы ТНК, пользуясь конкурентными преимуществами, подавляют развитие национальных компаний. Другая форма относится к ситуации на финансовых рынках и рынках других основных ресурсов, когда филиалы ТНК "оттягивают" на себя основную долю этих ресурсов, лишая тем самым доступа к ним местные компании.
Как правило, сохраняющиеся ограничения на ПИИ обосновываются необходимостью предотвратить захват иностранцами господствующих позиций на местном рынке, а также ряд иных возможных негативных последствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную экономику (ухудшение платежного баланса страны в результате неконтролируемой заемной деятельности филиалов местных; ТНК, вытеснение с рынка отечественных фирм). Именно поэтому правительства многих принимающих стран продолжают контролировать трансфертное ценообразование во взаимоотношениях между филиалами иностранных фирм и их материнскими компаниями, процессы слияний и поглощений фирм, а также ограничивать доступ иностранцев к местному финансовому рынку.
Несмотря на необходимость стимулирования конкуренции для формирования эффективной бизнес-среды, реализация этой задачи представляется делом чрезвычайно трудным. Особенно остро эта проблема стоит в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой, где для ее решения, как правило, нет ни опыта, ни соответствующих организационных структур, ни кадров с достаточной квалификацией. Неудивительно, что многим странам пока не удалось добиться сколько-нибудь ощутимого прогресса в сфере регулирования рыночной конкуренции, несмотря на официальное признание ее важности.
Международный опыт, однако, свидетельствует, что в современных условиях усилия в этом направлении должны оставаться в центре внимания государственных органов принимающих стран. Это особенно важно в случаях, когда национальная экономика превращается в арену крупномасштабной деятельности ведущих транснациональных корпораций мира, которые способны значительно деформировать местные рынки - если государство не противопоставит этому своевременные, взвешенные и точно дозированные меры.
Аналогичные задачи стоят перед правительствами принимающих стран в области защиты окружающей среды. Известно, что существующие в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой низкие стандарты экологических требований к предприятиям выступают одним из наиболее весомых мотивов перевода туда ресурсоемких и экологически "грязных" производств.
Вместе с тем в ряде зарубежных исследований по проблемам ПИИ отмечается, что обвинения ТНК в хищническом отношении к экологии принимающих стран не всегда обоснованы. Дело в том, что в последнее время деятельность многих международных корпораций исходит из единых природоохранных стандартов, независимо от страны размещения своего филиала. Более того, ряд фирм требует соблюдения своих внутрикорпорационных экологических требований даже от местных поставщиков и субконтракторов, тем самым, стимулируя повышение таких стандартов в принимающих странах.
Естественно, повышенное внимание к экологическим проблемам - результат не доброй воли ТНК, а многолетнего давления на них со стороны государственных органов стран базирования, влиятельных ассоциаций потребителей, а также многочисленных и чрезвычайно активных экологических групп и организаций.
3. Конкуренция за ПИИ
Ускорение процесса либерализации регулирования ПИИ привело к тому, что ТНК имеют необычайно широкий выбор мест возможного приложения капитала и, как результат, очень требовательно подходят к оценке инвестиционного климата в принимающей стране. Конкуренция за ПИИ усиливается, и в этих условиях просто проводить либеральную политику регулирования оказывается уже недостаточным, а для привлечения инвесторов требуются целенаправленные стимулирующие меры.
Изменение инвестиционного имиджа требует распространения информации, представляющей интерес для инвесторов. Это прежде всего сведения общего характера о стране и ее инвестиционных возможностях (общеэкономические показатели, состояние отдельных отраслей, перечень и конкретные данные о местных компаниях и др.). Необходима также информация юридического характера относительно законодательного и административного режимов регулирования ПИИ и, в целом, деятельности частного бизнеса, существующих мер поощрения инвестиций, структуры органов и процедур, с которыми иностранному инвестору придется иметь дело при осуществлении проекта.
Для широкомасштабного привлечения иностранных инвесторов в современных условиях не обойтись без специальных стимулирующих мероприятий налогового, финансового и организационного характера.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее фундаментальные стимулы для ПИИ относятся к базисным характеристикам экономики принимающей страны. Поэтому усилия со стороны государственных органов могут лишь помочь частично компенсировать недостаточную привлекательность экономики для иностранных инвесторов. Это, безусловно, не устраняет необходимости и важности проведения активной политики привлечения ПИИ. Так, например, целенаправленные усилия по снижению чрезмерных затрат на ведение в ней бизнеса, в том числе связанных с административными и иными бюрократическими моментами, представляют важную составную часть стратегии повышения привлекательности страны для иностранных инвесторов.
Зарубежные эксперты отмечают, что ТНК часто действуют в условиях недостатка информации, и как результат - процесс принятия решений об инвестировании подвержен различного рода привходящим влияниям и субъективизму. Поэтому при равных общеэкономических условиях (которые невозможно изменить в одночасье никакими мерами экономической политики) более привлекательными для ТНК оказываются страны, о которых они имеют больше информации, особенно положительного характера. Соответственно усилия по формированию и улучшению "инвестиционного имиджа" могут и должны быть неотъемлемым компонентом политики по привлечению ПИИ.
Несмотря на повсеместное признание важности ПИИ как мощного инструмента стимулирования экономического роста, необходимость регулирования зарубежных капиталовложений сохраняется. Как теоретический анализ, так и практический опыт многих стран показывают, что широкомасштабная деятельность иностранного капитала может не только способствовать, но и при определенных условиях препятствовать развитию хозяйств принимающих стран и повышению конкурентоспособности национальных фирм. Поэтому ПИИ нельзя рассматривать как панацею от всех проблем, а либерализация политики в отношении инвестиций не означает полного отказа от регулирования. Однако в условиях глобализации мировой экономики неизбежно меняется перечень задач и доступных инструментов такого регулирования, что требует от правительств тщательного и сбалансированного подхода к выработке приоритетов политики в этой области и конкретных мер по ее реализации.
V Социальные последствия привлечения иностранных инвестиций
Основные направления влияния иностранных инвестиций на социальную сферу обусловлены трансформациями в экономике.
Так, например, иностранные инвестиции способствуют снижению социальной напряженности, т. к. они создают дополнительные рабочие места на национальном рынке и тем самым снижают уровень безработицы. На иностранных предприятиях в США в начале 2000 г. работало 6 млн. рабочих и служащих, в том числе на филиалах британских компаний - 966 тыс. человек, германских - 848 тыс. и японских — 834 тыс. человек. Кроме того, во многих развитых странах ТНК создают новые рабочие места быстрее, чем местные компании. Так, во второй половине 90-х годов в Великобритании и Франции занятость на промышленных предприятиях филиалов американских корпораций росла на 1,7% в год, а на местных сокращалась на 2,7%.[8]
Иностранный капитал влияет также и на уровень заработной платы в стране, являясь источником дополнительного спроса на местную рабочую силу. Работникам «иностранных» предприятий в США выплачивается более высокая плата (на 10-15%), чем в национальных компаниях. Этот разрыв наиболее ощутим в развивающихся странах, и составляет порядка 20-25%. Рабочие занятные на иностранных производствах получают возможность повысить свою квалификацию и производительность труда. Кроме повышенной заработной платы работникам таких компаний часто предлагаются более выгодные социальные пакеты, включающие в себя частично или полностью оплачиваемое питание, медицинскую и др. страховки, оплату проезда и другие льготы.
Следует отметить, что зачастую с иностранными компаниями взаимодействуют средние и мелкие национальные компании – поставщики, агенты, дилеры, которые перенимают стандарты ведения бизнеса. Деятельность иностранных фирм оказывает воздействие и на работу отдельных национальных компаний, способствуя повышению эффективности производства, улучшению качества выпускаемой продукции и внедрению новых методов управления
Как было показано, в предыдущих главах процесс иностранного инвестирования приводит к экономическому росту в стране. Экономический рост сопровождается расширением совокупного и потребительского спроса, повышается жизненный уровень населения. Граждане страны получают возможность покупать современную продукцию, произведенную с учетом новых технических и технологических разработок.
Предприятия с иностранным капиталом точно так же как и национальные компании отчисляют налоги в бюджеты всех уровней. Что соответственно приводит к пропорциональному увеличению расходов на социальную сферу – образование, медицину, и др. социальные программы.
Кроме того, предприятия с иностранным капиталом часто устанавливают тесные связи с научными учреждениями, с системой подготовки кадров. Что особенно важно для постсоциалистических стран, для которых характерен разрыв между образовательной и производственной системами. Обычно иностранные компании имеют специальные программы по подбору и адаптации молодых специалистов на предприятии.
Вместе с тем, иностранный капитал может оказывать и негативное влияние на социальную ситуацию в стране. Такой эффект может возникнуть, например, в случае переноса вредных и экологически опасных производств на территорию страны принимающей инвестиции.
Как уже отмечалось, иностранные инвестиции являются локомотивом глобализации. В последние несколько лет во всем мире отмечается всплеск движения антиглобалистов. Питерские художники приходят в McDonald's в костюмах Адама и Евы (т. е. нагишом) и поедают гамбургеры со столов оторопевших граждан, "Седьмой континент" становится местом проведения акции против генетически модифицированных продуктов, а антиглобалисты отмечают профессиональный праздник - День борьбы с McDonald's.
Нападкам антиглобалистов подвергаются самые известные транснациональные компании. Например, McDonald's в России (и не только) преподносится антиглобалистами как олицетворение "чуждого, американского образа жизни". Из-за усилившихся нападок антиглобалистов и экологов знаменитая корпорация начала тратить деньги на проведение рекламных кампаний, сообщающих, например, что для упаковки McDonald's берет вторсырье, бережет тропические леса, а с животными, используемыми для приготовления гамбургеров, обращаются гуманно. Что фирма нанимает только местных сотрудников и работает только на местном сырье, а значит, поддерживает местную экономику.
Общественность опасается исчезновения традиций и этнической самоидентификации. Социологи прогнозируют большое будущее различным альтернативным движениям. Выступления антиглобалистов, популярные ныне "мгновенные толпы" - флэш-мобы, оранжевые акции экологов, привлекающие внимание к некой проблеме, становятся привычным делом. "Скептикам следует помнить, что настоящая радикальная и публичная акция, какого бы результата она ни достигла, способна вызвать сильнейший резонанс в будущем в самых непредсказуемых сферах жизни", - сказано в рекомендации "Как устроить акцию" радикальной фракцией Нижегородской конференции Социально-экологического союза.
VI. Заключение
Мы рассмотрели основные направления влияния иностранных инвестиций на экономическую, политическую и социальную сферы. Необходимо отметить, что сферы эти взаимосвязаны, поэтому одно и тоже явление может оказывать оказывает воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране.
Невозможно дать однозначную оценку процессу иностранного инвестирования, т. к. в разных условиях и в разных странах этот процесс может иметь разные последствия. Вместе с тем рассмотренный нами процесс либерализации законодательства в отношении иностранных инвестиций не может не наводить на мысль, что в целом иностранные инвестиции являются скорее благом для страны, чем злом.
Инвестиционные процессы неразрывно связаны с усилившимися процессами глобализации мировой экономики. Более того, движущей силой процесса глобализации выступают именно иностранные инвестиции. В настоящее время транснациональный капитал органически вливается в экономическую жизнь принимающих стран, становясь неотъемлемой частью воспроизводственного процесса. Поэтому сейчас уже невозможно говорить о мировой экономике в разрыве с процессом иностранного инвестирования.
Подводя итоги, хочется сказать, что в основном иностранные инвестиции оказывают положительное воздействие на социально-экономическую жизнь принимающих стран. Ряд отрицательных тенденций можно нивелировать путем государственного регулирования. Существующие методы регулирования иностранных инвестиций при грамотном их использовании и четкой проработкой законодательства позволяют получить все выгоды от этого процесса и оградить страну от негативных последствий.
Литература:
1. «Перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций при вступлении России в ВТО», Иваненко В., Вопросы экономики, №10 2003 г.
2. «Экономическая роль иностранных инвестиций». Назаров В., Экономист, №11 2001 г.
3. «Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования», Балацкий Е., Павличенко Р., МЭиМО, №1 2002 г.
4. «Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности», Мадиярова Д.М., Алматы: Экономика, 1999 г.
5. «Современные тенденции Международного движения капитала и проблемы участия в нем России», Фаминский И. П., из материалов «круглого стола» - «Инвестиционные процессы в условиях глобализации» 2001 г.
6. «Инвестиционный фактор экономического развития в условиях глобализации», Клавдиенко В. П. из материалов «круглого стола» - «Инвестиционные процессы в условиях глобализации» 2001 г.
7. «Теоретико-методологические основы иностранных инвестиций отечественного производства». Гнилитская, 2001
8. «Международная инвестиционная деятельность США», Р. И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2002 №2
9. «Прямые иностранные инвестиции в экономике США», Р. И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2003 №1
10. «Международное движение капитала в современных условиях», Л. Зубченко, Экономист, №6 2001
11. Статья «С тараканами в голове», газета Ведомости от 23 марта 2004 г.
12. «Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы», Р. Павличенко, МЭиМО, №4 2001.
[1] «Инвестиционный фактор экономического развития в условиях глобализации», Клавдиенко В. П. из материалов «круглого стола» - «Инвестиционные процессы в условиях глобализации» 2001 г.
[2] Problemes econ. – P.: 2000. 12 avr. №2660. P. 20
[3] Доклад о мировых инвестициях 1999: Обзор. – Нью-Йорк, Женева: 1999 с. 21
[4] «Международная инвестиционная деятельность США», Р. И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2002 №2
[5] «Прямые иностранные инвестиции в экономике США», Р. И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2003 №1
[6] «Международное движение капитала в современных условиях», Л. Зубченко, Экономист, №6 2001
[7] World Investment Report 1999. Foreign Direct Investment and the Challenges of Development. UN. N.Y. – Geneva, 1999. P.115
[8] «Международная инвестиционная деятельность США», Р. И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2002 №2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7