Рефераты. Социальная сфера промышленных предприятий в условиях рыночной экономики

   Несколько  иная  ситуация  в  акционерных  обществах.   Большинство  из  них  не  меняет  имеющуюся  структуру  (от  59  до  92 %  по  разным  объектам  этой  сферы);  если  изменения  происходят,  то  в  других  направлениях – либо  социальные  учреждения  передаются  на  балансы  других  предприятий  (соответственно  от  38  до  5 %),  либо  выводятся  из  состава  общества  с  преобразованием  в  самостоятельные  юридические  лица  (от  6  до  3 %).

   Оформление  самостоятельного  юридического  статуса  происходило  только  при  выделении  социальных  объектов  из  состава  акционерных  обществ.   Во  всех  прочих  случаях – будь  то  государственные  или  акционерные  предприятия,  товарищества  с  ограниченной  ответственностью  и  другие – социальные  учреждения  либо  не  меняли  своей  принадлежности,  либо  передавались  на  другой  баланс,  но  не  приобретали  самостоятельного  статуса.

   Важнейшей  характеристикой  эффективности  производства  на  предприятии  и  его  экономического  и  финансового  положения  является,  как  известно,  динамика  выпуска  продукции  в  натуральном  выражении.   Чем  устойчивее  и  эффективнее  работает  предприятие,  тем  больше  финансовых  ресурсов  оно  может  выделить  для  содержания  объектов  социальной  сферы.   Поэтому  можно  попытаться  выявить  связь  между  экономическим  положением  предприятия  и  институциональными  изменениями  в  социальной  сфере.   Анализ  показал,  что  если  физические  объёмы  производства  устойчиво  возрастают  или  остаются  стабильными  (в  течение  двух – трёх  месяцев),  то  более  стабильна  социальная  инфраструктура  (Таблица  3).   Там  же,  где  физические  объёмы  выпуска  сокращаются,  социальные  объекты  чаще  передаются  на  балансы  других  предприятий  (  46 – 6 %  случаев  по  разным  объектам).

     Социальные  объекты  принимались  на  баланс  (6 – 1 %  случаев)  или  преобразовывались  в  самостоятельные  юридические  лица  (7 – 3 %  случаев),  в  основном  на  предприятиях  машиностроения  и  металлообработки.   Предприятия  остальных  отраслей  либо  чаще  всего  сохраняли   ранее  имеющиеся  социальные  учреждения,  либо  передавали  их  со  своих  балансов  на  другие.   Исключением  является  лишь  лёгкая  промышленность:  здесь  на  3,45 %  предприятий  детские  дошкольные  и  оздоровительные  учреждения  и  на  3 % - объекты  жилищно-коммунального  хозяйства  выделились  в  самостоятельные  юридические  объекты.


Количество  предприятий,  на  которых  не  происходили  изменения  в  составе  социальной  инфраструктуры.

(в  %)

Таблица  3                                                                                                            

Показатель :

ДДоу

ОЖКХ

ОКН

ОЗд

ОбУ

Объём  производства:

Возрос………………

Не  изменился……..

Сократился…………

 

 

67,44

60,87

50,91

 

 

67,39

62,50

65,63

 

 

97,14

77,14

73,33

 

 

80,00

89,06

87,50

 

 

95,65

94,12

80,77

 

   Однако  доля  подобных  изменений  слишком  невелика,  чтобы  делать  заключения  о  тенденции  к  реформированию  социальной  инфраструктуры  на  предприятиях  лёгкой  промышленности.   О  выраженной  тенденции  можно  говорить  лишь  в  отношении  машиностроения  и  металлообработки.   Очевидно,  что  одной  из  причин  более  активной  приватизации  там  социальных  объектов,  является  их  лучшее  (по  сравнению  с  другими  отраслями)  материально-техническое  оснащение,  что  связано  с  традиционно  благоприятным  положением  машиностроительного  комплекса  в  инвестиционной  политике  страны.

   Выявить  региональные  различия  в  отношении  промышленных  предприятий  к  объектам  социальной  инфраструктуры  по  данным  проведённого  исследования  не  представляется  возможным,  так  как  в  каждом  из  субъектов  Федерации  были  опрошены  всего  несколько  предприятий.   Выборка  репрезентативна  лишь  для  Москвы  и  Московской  области,  поэтому  только  эти  данные  можно  сравнивать  со  средними.

   В  Москве  и  Московской  области,  так  же  как  и  в  среднем  по  РФ,  на  большей  части  предприятий  положение  социальных  объектов  не  изменилось.   Однако,  если  изменения  всё  же  происходят,  то  они  неодинаковы.   Так,  в  Москве  намного  меньше  предприятий,  передающих  свои  социальные  объекты  на  балансы  других  предприятий  (кроме  жилищно-коммунального  хозяйства),  чем  в  среднем  по  России.   Но  в  то  же  время  здесь  больше  приватизирующихся  и  приобретающих  статус  самостоятельного  юридического  лица  объектов  социальной  сферы.

   Различия  средних  данных  по  России  и  в  Московской  области  имеют  противоположный  характер.   В  Подмосковье  больше  социальных  учреждений,  которые  передаются  на  балансы  других  предприятий,  в  результате  чего  даже  доля  предприятий,  на  которых  не  происходило  изменений,  заметно  ниже,  чем  по  России  и  Москве.   Процесс  приватизации  социальных  учреждений  в  области  также  проявляется  существенно  слабее  (за  исключением  образовательных  учреждений,  по  которым  показатели  в  Московской  области  выше,  нежели  в  среднем  по  выборке  и  по  Москве).

   Изменение  затрат  на  содержание  объектов  социальной  инфраструктуры  в  1995 г.   Затраты  на  содержание  (в  сопоставимых  ценах)  объектов  социальной  инфраструктуры,  находящейся  на  балансе  промышленных  предприятий,  в  195 г.  в  большинстве  случаев  не  снижались  (Таблица  4).   Наибольшая  доля  предприятий  увеличила  расходы  на  учреждения,  имеющие  жизненно  важное  значение  для  работников  (жилищно-коммунального  хозяйства  и  здравоохранения).   Почти  на  2/3  предприятий  возросли  затраты  и  на  содержание  детских  дошкольных  и  оздоровительных  учреждений.   Это,  вероятно,  объясняется,  с  одной  стороны,  социальной  нежелательностью  коммерциализации  тех  объектов  социальной  инфраструктуры,  расходы  на  оплату  услуг  которых  имеют  обязательный  характер  (в  части  оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг,  услуг  здравоохранения,  детского  отдыха  и  лечения),  а  с  другой  стороны – недостаточными  финансовыми  и  иными  возможностями  местных  администраций  по  приёму  на  баланс  таких  объектов  социальной  инфраструктуры.


Распределение  предприятий  по  изменению  затрат  на  содержание  объектов  подведомственной  им  социальной  инфраструктуры  в  1995 г.

(в  %  к  общему  числу  ответивших  предприятий)


Таблица  4

Объекты  социальной  инфраструктуры

Доля  предприятий,  на  которых  затраты  на  содержание  объектов  социальной  инфраструктуры

Увеличились

Не  изменились

Снизились

ОЖКХ…………..

ОЗд………………

ДДОУ……………

ОКН…………….

ОбУ……………..

68,37

64,90

64,77

56,20

46,84

16,84

22,52

16,48

27,01

41,77

14,80

12,58

18,75

16,79

11,39


   Затраты  на  содержание  культурных  и  образовательных  учреждений  увеличивало  меньшее  количество  предприятий.   Ситуация  с  образовательными  учреждениями,  о  повышении  затрат  на  содержание  которых  сообщили  менее  50 %  предприятий,  может  быть  связана  с  неустойчивыми  перспективами  рынка  труда  и  сокращением  спроса  на  работников  определённых  профессий.

   Связь  между  распределением  учреждений  социальной  инфраструктуры,  затраты  на  содержание  которой  увеличились  и  уменьшились,  отсутствуют.   Например,  наименьшей  была  доля  тех  предприятий,  которые  сократили  затраты  именно  на  содержание  образовательных  учреждений.   В  расчёте  на  одно  предприятие,  уменьшившие  затраты  на  содержание  объектов  здравоохранения,  приходилось  в  среднем  5,2  предприятий,  их  увеличивших.   По  объектам  жилищно-коммунального  хозяйства  это  отношение  составило  1 : 4,6,  образовательным  учреждениям – 1 : 4,1,  детским  дошкольным  и  оздоровительным  учреждениям – 1 : 3,5  и  объектам  культурного  назначения – 1 : 3,3.


Предприятия,  увеличившие  затраты  на  содержание  объектов  социальной  инфраструктуры.

(В  %)

Таблица  5

Объекты  социальной  инфраструктуры

Численность  занятых,  человек

Инверсии  в  распределении  (%  численность  занятых)

До  200

Более  5000

ДДОУ……….


ОЖКХ………


ОКН…………


ОЗд………….




ОбУ…………

33,33


55,00


33,33


40,00




25,00

80,00


80,00


66,67


77,78




71,43

56,10  (501 – 1000)

61,36  (501 – 1000)

48,39  (501 – 1000)

51,52  (501 – 1000)

70,67  (1001 – 5000)

30,00  (501 – 1000)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.