Рефераты. Ситуационный подход к понятию лидерства

Ситуационный подход к понятию лидерства

Министерство образования и науки Украины

Межрегиональная академия управления персоналом

Придунайский колледж

Специализация: Экономика и управление бизнесом

Специальность: Менеджмент организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: «Ситуационный менеджмент»

 

на тему: «Ситуационный подход к понятию лидерства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киев, 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Ситуационный подход к пониманию сущности лидерства……………………4

1.1.  Понятие «лидерство»………………………………………………………...4

1.2.  Различие понятий "менеджер" и "лидер"…………………………………...4

1.3.  Смысл модели лидерства Танненбаума-Шмидта…………………………..5

1.4.  Самый лучший стиль руководства по Блейку-Моутону…………………...6

1.5.  Подходы, оказывающие влияния на людей………………………………...7

  1. Суть модели принятия решений Врума-Йеттона……………………………….8
  2. Примеры влияния сомнения внешней среды на стиль руководства………….12

Заключение…………………………………………………………………………....13

Список использованной литературы………………………………………………..14







































Введение.

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.

Зачем? Почему? Что значит - быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их
работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как общетеоретических трудов (например: работа У. Д. Дункана), так и узкоспециальных работ (Д.Френсис, Б.Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно американские теоретики менеджмента являются главными специалистами по данному вопросу, и, значит, вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа Стогдилла: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов остаются дискуссионными. Как должен вести себя управляющий, который является лидером? Какие стили поведения лидера наиболее эффективны в управлении? Какую роль играют личные качества и ситуация? Может ли успешный менеджер не быть лидером? Можно обосновать лидерство, как важнейший фактор эффективного менеджмента? Это сложные и важные вопросы, ответы на которые
можно получить, лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства. [6, 45].

Не менее важной задачей данной работы является вопрос о лидерстве в постсоветском менеджменте и о возможности применения общемировых теорий лидерства в украинской практике управления.

К сожалению, рассмотрение этого вопроса затруднено, в отличие от других, скудностью источников и исследований, в основе которых лежит не общемировая практика, а непосредственно украинская экономическая действительность. Причины этого положения вполне понятны: из общетеоретических - слишком юный возраст украинского менеджмента и практика периода первоначального накопления капитала, который не совсем соответствует классическим понятиям цивилизованной рыночной экономики.

Данная проблема ещё не изучена, трудов, где напрямую затрагивается эта тема, обнаружено не было, некоторую информацию можно было почерпнуть из учебника Виханского и Наумова, поэтому глава, посвящённая лидерству в практике постсоветского менеджмента, является творчеством автора (возможно и не бесспорным), основанном на анализе практики российской экономической действительности. [1, 21].

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа ор­ганизуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции группо­вой деятельности, а психологически описывают субъекта этой ин­теграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической тради­ции, связанной с исследованием данного феномена. В современ­ных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести поня­тия «лидер» и «руководитель». [5, 82].

1. Ситуационный подход к пониманию сущности лидерства.

1.1. Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Как писал Президент компании "Бритиш Аэроспейс: "Лидерство - это искусство получать от людей больше, чем, по их мнению, они могут дать". [3, 38].

Марвин Вайсборд считает, что лидерство является тем механизмом, который удерживает все ячейки (цели, структуры, вознаграждения, вспомогательные механизмы и взаимоотношения) в равновесии.

Следует сразу отметить, что термин leadership в английском языке обозначает поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовывать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи.

Лидерство — это процесс социальной организации и управле­ния общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство — это не новый  стиль  руководства,  а  способ  организации  власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех  или  большинства  его  социальных  слоев.  Такое  общество   возникло  сравнительно  недавно  либо  еще  только  складывается,  и то пока не  везде.  Но это перспектива и необходимость истории и политики.  Члены  гражданского   общества  -  мыслящие  участники  политической  жизни,  поэтому они  имеют  возможность  сознательно  выбирать  себе  лидера.  Поведение  же  лидера  должно  убеждать  их  в том,  что его действия  правильны  и   выгодны,   а   не   продиктованы   своекорыстием   или  властолюбием.  Общество  со  своей  стороны  не  может манипулировать  лидером.  Социальное  и  политическое  партнерство,   взаимопонимание  лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.[12, 76].

     Итак, лидерство  -  одно   из   проявлений власти,   отличительное  свойство  политической  деятельности,  право  выдвигать руководителя,  который  ее  осуществляет.  Это  явление  присуще  и   другим   видам  деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

     Обязательное условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных  групп  и  движений.  Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые за ним следуют.[12, 61].

Важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия. [7. 35].


1.2. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко­водить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. [13, 31].

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером, становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, кото­рый при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходи­мые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от ха­рактера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-испол­нитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).[13, 29].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.