Национальный располагаемый доход (валовой или чистый), делится на национальное конечное потребление и национальное сбережение, а так же отличается от национального дохода на сальдо текущих перераспределительных платежей (трансферты – налоги, штрафы, гуманитарная помощь и пр.), полученных из-за границы, или наоборот – переданных туда. Показатели валового и чистого внутреннего продукта и валового и чистого национального дохода взаимосвязаны. (см. Приложение 2.)
Последний показатель СНС - Чистое кредитование/чистое заимствование, состоит из разницы общих величин источников финансирования (сбережения плюс капитальные трансферты) и суммой элементов, таких как: валовое накопление основных фондов, прирост материальных оборотных средств, чистое потребление ценностей, затраты на покупку земли, природных ископаемых и затраты на покупку непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и пр.).
Чистое кредитование (для экономики в целом) – это показатель ресурсов, которые предоставлены другим странам. Чистое кредитование может быть представлено как повышение финансовых активов, приобретенных резидентами данной страны, над суммой финансовых обстоятельств, принятых резидентами данной страны.
Чистое заимствование – категория, симметричная чистому кредитованию: она показывает размер ресурсов, полученных на возмездной основе резидентами данной страны из-за границы.» [3.С.52.]
По специальной таблице (см. Приложение 3.) можно проследить взаимодействие между собой агрегатов или показателей СНС.
Все вышеперечисленные показатели, позволяют охарактеризовать:
- объем произведенного национального продукта (размер рынка),
- темпы экономического роста,
- отраслевую структуру экономики,
- порядок использования произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт,
- производительность труда и общую производительность,
- процесс распределения и перераспределения доходов,
- конечное потребление населения,
- инвестиционный процесс,
- операции с финансовыми инструментами,
- национальное богатство,
- занятость, безработица и т.п.,
- внешнеэкономические операции страны,
- состояние экономики отдельных секторов и отраслей народной хозяйства, межотраслевые связи и пропорции,
- международное сопоставления уровней экономического развития, региональный анализ экономики страны.
§2.5. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен
Стоимостные показатели ВВП напрямую зависят от уровня и структуры цен, в которых измерены товары и услуги входящие в него. Различают номинальный и реальный ВВП, в зависимости от того, в каких ценах он исчислен – текущих или сопоставимых.
Номинальным валовой внутренний продукт называется тогда, когда он подсчитан в текущих ценах определенного периода. Но большое значение играет инфляция, если скажем, цена повысится или снизится, то ВВП также измениться в соответствующем направлении.
Для избежания таких изменений, существует реальный ВВП или валовой внутренний продукт в постоянных ценах, для которого задача состоит в том, что бы стоимостной показатель ВВП не изменялся под воздействием инфляции. Таким образом произведенная продукция выражается в ценах определенного – базисного года.
Существуют три наиважнейших индекса цен:
1. индекс потребительских цен (ИПЦ);
2. индекс цен реализации готовой продукции;
3. индекс цен приобретения текущих ресурсов.
Индекс потребительских цен – это совокупность цен нескольких сотен продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг. С помощью ИПЦ измеряется инфляция для населения, он также используется при исчислении реальной заработной платы.
Индекс цен реализации готовой продукции - показывает изменение цен на свою продукцию предприятиями-производителями и отражает ценовую компоненту изменения доходов предприятий страны.
Глава 3. Результаты международных сопоставлений ВВП Российской Федерации и других стран.
§ 3.1. Международные сопоставления.
«Для изучения физической динамики и реальных структурных изменений стоимостные показатели модели исчислялись в постоянных ценах (цены 1999г.). По внешней торговле – в долларах США. Исходной информацией для расчетов служили данные Госкомстата РФ и некоторые материалы правительственных организаций. Были осуществлены прогнозные расчеты взаимосбалансированной системы основных показателей развития экономики на период до 2010г., обеспечивающие удвоение ВВП по сравнению с 2000г. Определены основные макроэкономические показатели, объемы валовых выпусков основных отраслей народного хозяйства и промышленности, показатели производства и использования важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, развития внешней торговли.
Анализ полученных результатов позволяет проследить изменения в структуре экономики и ее внешнеэкономических связей, требования к росту отдельных отраслей и производств экономики.
Макроэкономическая динамика. По производству ВВП на душу населения Россия существенно отстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 – Испания, в 2 – Чехии и Кореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия.
«Удвоение ВВП за первое десятилетие текущего века означает, что среднегодовой его прирост за этот период должен составить 7,2%. Если учесть, что за первые три года десятилетия он увеличивался в среднем на 5,7% в год, то для удвоения в последующие семь лет потребуется существенное ускорение роста экономики. Среднегодовые темпы прироста ВВП за 2004-2010 гг. должны составить 7,8%.» [5.С.57]
Поскольку экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение жизненного уровня населения, необходим опережающий рост той части ВВП, которая используется на конечное потребление. Эта тенденция просматривалась в последние три года. «При росте ВВП за 2001-2003гг. на 18%, конечное потребление увеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП – с 65,4% в 2000г. до 68%. В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2010г. она поднимется до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за данный период возрастет в 2,14 раза, но среднегодовой темп роста конечного потребления необходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2001-2003гг.)» [5.С.57]
Таким образом, нужны кардинальные изменения налоговой политики, направленные на значительное повышение доли ресурсов ВВП, аккумулируемых в государственном бюджете. «Доля доходов центральных бюджетов в объеме ВВП составляет в США 21,5%, Германии-31,6, Великобритании-36,4, Швеции-40, во Франции-42,5%, тогда как в России доля доходов федерального бюджета в ВВП всего 15,5%. Принимая это во внимание, долю доходов федерального бюджета в ВВП Росси следовало бы повысить к 2010г. хотя бы на 20%, что обеспечит увеличение доходов федерального бюджета в реальном исчислении в 2,6 раза.» [5.С.62] Таких показателей можно достигнуть, во-первых, путем национализации основной массы природной ренты, во-вторых – введением федерального налога на сверхвысокие доходы физических лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11