Рефераты. Шпоры по госэкзамену "коммерция, торговое дело"




























Б.4.1. Планирование и обеспечение материальными ресурсами хозяйственного предприятия. В настоящее время обеспечение предприятия материальными ресурсами осуществляется через: товарно-сырьевые биржи, аукционы, конкурсы, оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости, снабжение производства по запросам и так далее, а также собственное производство. Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. В соответствии с этим оно может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, т. к. трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Процесс планирования включает в себя три этапа:1.анализ стратегических проблем: 2.прогноз будущих условий деятельности и определение задач; 3.выбор оптимального варианта развития. Основными элементами планирования являются: прогнозирование; постановка задач; корректировка плана; составление бюджетов; конкретизация плана. Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями  целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы. Различают три типа организационных структур: линейный; линейно-штатный; линейно-штатно-функциональный.

Б5.1. Планирование сбыта товаров предприятием в новых условиях  хозяйствованиях. Работа по планированию каналов сбы­та включает в себя три основных этапа. Поставщик то­варов промышленного назначения должен,  провести анализ, направленный на выделение видов и подвидов работ, которые следует выполнить для прода­жи его товаров и их беспрепятственного продвижения на рынок. Он должен выявить и правильно истолковать воздействие различных факторов на выполнение этих .работ. После этого должен решить, какие виды аген­тов или торговых' подразделений способны наиболее эф­фективно выполнить задачи, которые он перед ними по­ставит. Наконец, он должен выбрать индивидуальных представителей каждого вида сбытовых органов, наибо­лее подходящих для выполнения его конкретных задач, и установить с ними деловые отношения. Работа по приспособ­лению существующего канала, труднее, чем создание новой системы.  На ранних стадиях планирования и анализа руководитель службы сбыта, скорее всего, обнаружит, что на его мышление влияет тенден­ция считать уже существующую структуру самой верной. Представляя себе требующуюся ему систему каналов сбыта, он сталкивается с неизбежностью столь глубокой ломки существующих сбытовых органов, которая неми­нуемо приведет к серьезному понижению объема сбыта, ухудшению положения его фирмы на рынке и падению прибылей.  Во многих случаях приходится действовать осторожно и постепенное воздвигая новую сбытовую структуру по частям и в течение значительного времени.

№2 Классификация ТЭ услуг.1. операции и услуги по переработке и хранению груза: погр-разгрузка, упаковка, маркировка, пломбирование, пакетирование, взвешив-е груза или ТС, пересчёт грузовых мест, сортировка, закрепление, укрытие или увязка, предоставление необх-х приспособ-й, хранение грузов, предост-е склад-х помещен-й или открытых площадок.2. услуги связанные с транспортировкой- сбор у грузоотпр-ей и их доставка на терминал, развоз грузов с терминалов грузополуч-м, предост-е в аренду ПС или контейнера, сопрсвождение груза в пути. 3. Операции и услуги по приёму и сдачи груза, оформ-е док-ов на перевозку, приём и сдача груза с проверкой массы и кол-ва мест, состояние груза если это предусмотренно договором ТЭ, оформ-е товарно-трансп документ-и, выполнение тамож-х формальностей. 4. Инфор-оно-справочные услуги:предост-е инф-ии о продвижении груза,предост-е инф-ии об услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов, предостав-е консульт-и по юр-м, адм-м вопросам связаные с обслуж-м,предостав-е  инф-и о наличии груза, о грузовладельце, реклама услуг.5. коммерч-е услуги: выполнение расчётов с перевозчиками от имени грузоотправ-я, ведения учёта и отчётности для клиентов, страхов-е груза, продажа тары и упаковки, выбор способа доставки, расчёт рацион-й загрузки ТС, размешение и закрепление груза в ПС, выпол-е функ-й коммер-го посредника между изгот ми потреб-ми, продажа груза который невозможно было доставить, продажа предупр-х знаков и других вспомог-х средств для перевозки, установка доставл-го получателю оборудование.6. сервисные услуги: бранирование и предост-е номеров в гостинице, орг-я питания, отдыха водителей и экспед-ов. Орг-я охранной стоянки ПС, оказ-е мед помощи, заправка ГСМ, орг-я работы ТО и Р.7. при орг-и вывоза груза авт-ым тр-ом со станции ж/д, портов и аэропортов экспедитор раскредитовывает  перевозочные док-ы на грузы прибывшие повагонными, мелкими отправками и в контейнерахи и регистрир-т их, оплачивает за счёт клиента провозные платы и сборы по грузам пребывшие в адпес клиента, приним-т прибыв-е грузы по массе и кол-ву, в случаях повреж-я составл-я коммер-й акт.8. при орг-и завоза груза: получает от станции или порта,аэропорта разрешениена завоз груза в соотв-и с расписан-м приёма груза к отправ-нию, инф-т клиента о получении визы на отправ-е груза, принимает у клиента грузы для завоза в порты и на станции, сдаёт грузы к отправ-ю, соправож-т грузы, оплачивает ж/д к порту, аэропорту за счёт клиентов,получает квитанции в приёме к перевозке груза, вручает клиенту квинтации на сданные к перевозке груза в срок не позднее 24часа после их на станции.

Оснавным док-ом ТЭ услуг явл-я договор трансп-й экспедиции- это договор по которому одна сторона обяз-я за вознагрож-е и за сёт другой стороны выполнить или орган-ть выпол-е услуг связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции. Оснавным док-ом ТЭ услуг явл-я договор трансп-й экспедиции. Договор транспортной экспедиции – договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных  с перевозкой груза. Основные обязанности экспедитора состоят в организации доставки груза клиента тем транспортом и по тому маршруту, которые избраны клиентом или документов, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза , получение его   в пункте назначения, информационные услуги. №3 Экспертиза товаров. Экспертиза- это исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение кот-ых требует спец-ых знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др областей. Экспертиза осущ-ся на всех этапах жизненного цикла продукции(тов-в и услуг). Товарная экспертиза-оценка экс пертом, основополагающих харак-ик това ра, а также их изменений в процессе товаро движения, необх-ые для принятия реш и выдачи независимого компетентного зак лючения. Основные колич-ые хар-ки тов (ассортимент): качеств-ая, колич-ая, стои мост-ая, ассортиментная. Экспертная оцен ка-совокуп-ть операций по выбору комплек са или единичных характ-ик тов, опред-ию их действительных значений и подтвержд-ию экспертами соответствие их установленным требованиям. Как любой вид деят-ти экспертиза им структуру: субъект, объект, критерий, методы, процедура, результат.  Субъект экспертизы- экспертная группа (специалист в опред-ой области, к-ый работ в спец-ой орг-ции или группа квалифиц-х спец-ов, которые выполняют экспертизу в определенной области). Структ-ра экспертной группы опред-ся профессион-м соста вом и числом экспертов: 1)вновь формир-ся (существующ, постоянно действующая- постоянного, переменного состава); 2)непо средственная группа эксп-в(рабочая экспер ная группа).Число экспертов м назнач-ся руковод-ем, опред-ся трудоемкой работой, сроками опред-ия, точностью оценки и достоверности результатов. Для экспертной оценки тов-в рекомендовано от 6 до 15 чел. Объектом экспертизы- потребит-ие св-ва тов-в (взаимод тов-в с потребителями). Критериями м.б.: 1)общими, сложившиеся в обществе ценностные представления- нормы, ценностные ориентации); 2) конк ретные (реальные требования к качеству тов-в данного вида-конкрет тов(базовые образцы или базовые показатели).


Б.6.1. Способы организации аппарата сбыта. Канал сбыта (распределения) товара - это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара  на рынке. Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников  возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции. В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков. следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения. Б.6.3. Фальсификация товаров.

Фальсификация – это деятельность, направленная на обман покупателя путем подделки объекта купле продажи в корыстных целях.  Различают :качественную фальсификацию – подделка с помощью пищевых добавок при сохранении /утрате др.потребительских свойств, замена товара высшей градации на низшую .количественная – обман за счет значительного отклонения параметров товара (масса, объем)стоимостная –обман, путем реализации низкокачественного товара по цене высококачественного. информационная – обман с помощью некого искажения информации технологическая –подделка в процессе технологического производства.

предреализационная – при подготовки товара к продажи, отпуску потребителю



Б.7.1. Стимулирование сбыта как один из прогрессивных приемов, направленный на достижение коммерческого успеха. Мероприятия СТИС: 1. Обращены к покупателю для предложения ощутимой коммерческой выгоды (скидки за опт, бонус покупок). 2. Используется кредит в различных его формах (рассрочка кредита, подарок некоторой суммы при покупке товара). 3. Бесплатное распространение образцов тов. в расчет на покупку крупных партий. 4. Бесплатная передача тов. во временное пользование на пробу. 5. Прием подержанных изделий в качестве первого взноса за новую вещь. 6. Презентация – показ новых тов. для представителей потенциальных покупателей. 7. Экскурсия на предприятие изготовитель. 8. пресс-конференция по случаю введения на рынок нового тов. 9. Резкое снижение цены, особенно с переходом к выпуску новой модели тов., с началом нового сезона.  СТИС,  направлен на достижение высоких показателей сбыта: дополнительные дни отпуска, вознаграждения, развлекательные поездки за счет фирмы, ценные подарки, моральные формы воздействия.

При планировании расходов на ФОССТИС считается целесообразным распределять средства таким образом: 30% на рекламу в прессе, 15 % на печатную рекламу, 15% на выставки, 10% на почтовую рассылку, 7,5% на сувениры, 7,5% на поездки посредников для знакомства с предприятием, 7,5% public relations, 7,5% на непредвиденные расходы.

№2 Виды транспорта Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Железнодорожный транспорт. Морской транспорт.Воздушный.Промышленный

Транспортно-экспедиционное обслуживание Требования: Автомобиль должен удовлетворять техническим требованиям, которые деиствовали на момент его изготовления. Ограничение шумности. На грузовик заполняют сертификат, которыи всегда должен находиться в кабине. Для упрощения и ускорения процедуры пересечения границы на бампер такого грузовика крепят табличку L. Наличие сертификата и знака строго обязательно! минимальныи перечень технических требовании и требовании безпасности для более «зеленого» и безопасного грузовика.  Автомобили и их прицепы должны иметь минимальную глубину протектора 2 мм на всех шинах. Автомобили и их прицепы должны иметь задние защитные устройства (бампер безопасности). Автомобили и их прицепы должны иметь защиту от бокового удара (боковое защитное устроиство). В рабочем состоянии должна находиться аварииная световая сигнализация и на борту автомобиля должен быть знак авариинои остановки (красныи предупреждающии треугольник). 

А.  должны в обязательном порядке быть оборудованы тахографом в соответствии с новеишими требованиями к последнему. А.  должны иметь приспособлеия, ограничивающими скорость согласно существующим нормативам.Автомобили большои длины и грузоподьемности должны иметь задние световозвращающие опознавательные знаки.

Авт. должны иметь антиблокировочную систему тормозов.Авт. должны иметь рулевое управление в соответствии с установленными правилами или директивами.

Авт. должны выполнять требования относительно теста на пригодность к эксплуатации, в особенности по тормозам. На такои грузовик заполняют сертфикат соответствия и устанавливают табличку S. Все вышеприведенные знаки должны в обязательном порядке подтверждаться сертификатом завода-изготовителя и находиться на борту автомобиля. №3Факторы влияющие на качество и конкурентоспособность товаров

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные Факторы влияющие на конкурентоспособность

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы. Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др. Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.


Б.8.1. Планирование и организация коммерческой деятельности оптового торгового предприятияОрганизация коммерческой деятельности строится на основе следующих принципов: • полное равноправие торговых партнеров по поставкам тов.; • хозяйственная самостоятельность поставщиков и покупателей; • строгая материальная и финансовая ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.  №3 Информация о товаре. Основное назначение информации – информирование потребителей о потребительной стоимости товаров. Информация облегчает выбор товара и тем самым оказывает влияние на формирование потребительского спроса, выступает посредником между производителем и покупателем, способствует расширению товарного рынка. Кроме основной, информация выполняет такие функции как экономическая, социальная, нравственно-воспитательная.

Виды товарной информации в зависимости от назначения:

основополагающая информация – основные сведения о товарах, играющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений; относятся: вид, наименование товара, его сорт, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения (срок годности);

коммерческая товарная информация – сведения о товарах, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков, продавцов, но малодоступная для покупателей; эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативные документы о качестве товара, ассортиментной классификации продукции по общероссийскому классификатору продукции и торговой номенклатуре внешнеэкономической деятельности (штрих-код);

потребительская товарная информация – сведения о товарах, предназначенные для создания потребительских предпочтений; эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара, в частности о пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах эксплуатации и использования, безопасности, надежности и т.д.; красочные изображения на товаре или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия товаров потребителями. Требования к информации - достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие субъективизма в представлении сведений и дезинформации; - доступность – связана с открытостью сведений о товарах, для всех пользователей (языковая и т.д.); сюда относится востребованность – продавец должен предъявлять информацию о товаре покупателю; понятность;

- достаточность – рациональная информационная

насыщенность.

Средства информации о товарах

В зависимости от назначения средства товарной информации подразделяют на группы, а в зависимости от носителей информации на подгруппы.

Группы товарной информации:

- информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных носителях: нормативные документы (стандарты, технические документы, общероссийские классификаторы технико-экономической информации), товарные документы (товаросопроводительные документы, эксплуатационные документы, проектные, конструкторские документы и др.); - специальная литература (словари); - реклама (буклеты, каталоги, листовки, рекламные щиты); - маркировка



Б 25.Вопрос №1 Модели построений и ведения КД предприятий.

1. Организация торгово-технологического процесс. Торговое предприятие   это пер-вичное, звено торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического ли-ца, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутст-вующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получаемой прибыли.

Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязан-ных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса за-ключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работ-ники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели уча-ствуют в торговом процессе.

2. Управление трудовыми ресурсами

 Без людей нет организации. Поэтому несомненно, что организация управления трудовыми ресур-сами является одним из важнейших факторов в коммерческой деятельности предприятия.

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных орга-низациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров.

Организация управления трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование ресурсов.

2. Набор персонала:

3. Отбор

4. Определение заработной платы и льгот

5. Профориентация и адаптация

6. Обучение

7. Оценка трудовой деятельности

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение

  На предприятиях торговли наиболее распространена повременно-премиальная оплата труда, которая применяется для всех категорий работников.

  Труд определенной части работников розничной торговли в настоящее время оплачива-ется сдельно.

 Сдельная оплата труда имеет несколько разновидностей:

 Прямая сдельная, при которой оплата производится по твердым расценкам и зарабо-ток работника или бригады изменяется пропорционально изменению выработки.

 Сдельно-премиальная, при которой труд оплачивается по сдельным расценкам и нор-мам выработки.

..

3. Организация руководства

Организационно-распорядительные методы это методы которые определяют прямое воздейст-вие субъекта управления на объект управления.

1. Методы организационного регламентирования. К ним относятся различные доку-менты, регламентирующие работу какой-либо фирмы. Функционирование системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции, например, устав общества. 

2. Методы организационного нормирования, которые служат основой производственных процессов и процессов управления.

 Номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет. Другой пример - положение об обязательном ассортименте продо-вольственных продуктов в магазине. Его задача установить обязательный перечень про-дуктов питания, которые должны постоянно быть в продаже;

 Организационно-технические нормативы. В качестве, которых выступают ГОСТы, серти-фикаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.

 Административно-организационные. К административно-организационным можно отне-сти правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

3. Методы методического инструктирования.

Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздей-ствия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника).

Под социально-психологическими методами понимают группу методов, направлен-ную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работни-ка). Таким образом, эти методы воздействуют  на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.

Вопрос 2. Показатели логистики

Логистика, как наука и сфера профессиональной дея­тельности,  характеризуется научностью и конкретностью.

Научность логистики подразумевает выполнение под­робных расчетов, проведение анализа всех показателей, характеризующих движение материального потока.

Конкретность логистики заключается в наличии вполне точного и вещественно определенного результата деятельности по управлению потоками. Научность и конкретность логистики обеспечивают воз­можность оценки реакции процесса на те или иные управ­ленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность управления материальным по­током появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристик этого потока.

Показатели, которые применяют для ха­рактеристики состояния логистики:

1. Средний запас на складе. Показатель может опреде­ляться как в натуральном, так и в стоимостном выраже­нии, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся ве­личиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рас­считывают средний запас, используя при этом формулу средней хронологической:

Зср1=(Зн+Зк)/2  ; Зср n=(Зср1+Зср2+……+Зср n)/n

где 3cp1— средний запас за первый период;

Зн — запас на начало первого периода;

Зк — запас на конец первого периода.

Средний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов:

где Зсрn— средний запас за n периодов.

2. Товарооборачиваемость — характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость товарооборота и время обра­щения товаров.

2.1. Скорость товарооборота (показывает, сколь­ко раз в течение одного периода продается и возобновля­ется имеющийся товарный запас

3.  Готовность к поставке ( Данный показатель моле­но использовать как для оценки собственного уровня сер­виса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщи­ком. три метода расчета готовности к по­ставке


 где  Чт — число выполненных заказов, Ч   — общее число поступивших заказов.

4.  Доля запасов в обороте (Д3):

5.  Затраты на связанный капитал (Ик).

6.  Характеристика дисциплины поставок — показате­ли,  характеризующие  объем,  структуру и  ритмичность поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной про­дукции, а также фактических сроков поставок с соответ­ствующими обязательствами по договору.

Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей:

6.1.  наличие в поставленной партии дефектного товара',

6.2.   наличие в поставленной партии товара, который покупатель не заказывал;

6.3.   отсутствие в поставке полного комплекта зака­занных покупателем товаров;

6.4.   наличие поставок с опозданием;

6.5.   наличие преждевременных поставок.

Могут использоваться также и другие показатели, от­ражающие степень исполнения поставщиком значимых ус­ловий договора.

7.   Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота Д    Показатель; характеризует долю затрат на логистику в обороте компании. Чем выше  Д    тем более значима деятельность по упорядочению


8.2.  Показатели, характеризующие эффективность ис­пользования складских площадей:

8.2.1.  Вместимость склада. Измеряется в кубических метрах, в тоннах или в количестве вагонов груза, которые можно разместить на складе;

8.2.2.  Полезная площадь склада;

8.2.3.  Коэффициент использования площади склада;

8.2.4.  Коэффициент использования объема склада;

8.2.5.  Грузонапряженность склада.   Характеризует ис­пользование грузовой площади склада;

8.3.  Показатели, характеризующие уровень сохраннос­ти груза, а также:

8.3.1.  Число случаев хищения товаров;

8.3.2.  Число случаев порчи товаров по вине работников склада;

8.4.  Показатели, характеризующие финансовые резуль­таты работы склада:

8.4.1.  Расходы складов. Определяют по сумме затрат на организацию хранения различных грузов и сумме админис­тративных расходов;

8.4.2.  Себестоимость хранения грузов. Рассчитывается как средняя величина по всем складам и определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ к числу тонно-суток хранения.














Б 26 Вопрос №1 Нововведения в организации и технологии коммерции, влияние коммерческих инноваций на эффективность деятельности предприятия.

Само по себе понятие инновации (нововведения) расшифровывается довольно просто: это внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, спосо бов), повышающих результативность этой дея тельности.

1. Тотальное управление качеством продуктов и услуг

Западные фирмы буквально сходят с ума, перехватывая друг у друга различные управленческие нововведения и инвестируя десятки и сотни тысяч в различных валютах в обучение своих сотрудников действиям в   условиях внедрения программ управления качеством. Лозунг "организация, ведомая клиентами" стал своеобразным лейтмотивом ведения бизнеса. Причем этот лозунг внедряется на уже довольно подготовленной почве, где своеобразное "облизывание" клиента уже сравнительно давно внедрено в сознание людей, и необходимо просто (хотя это просто только на словах) свести усилия организации в единое целое для достижения конечного результата.

Под тотальным управлением качеством понимается вовлечение руководителей и  исполнителей фирмы в процесс ведения бизнеса на основе постоянного удовлетворения или  предвосхищения ожиданий клиентов. Этот процесс сопровождается обязательствами всех работников по неуклонному его исполнению не на словах, а на деле.

Система тотального управления качеством предполагает серьезные изменениях в организации, т.е. фактическом изменении системы мышления работников и внедрении комплекса управленческих процедур ведущих к настоящему "промыванию мозгов" персонала. Это довольно трудоемкий процесс. Существует несколько подходов к внедрению системы тотального управления качеством, их различие в основном в финансовых возможностях внедряющих Любая организация, осознавшая необходимость проведения практических шагов на пути совершенствования качества продуктов и услуг, сталкивается с четырьмя барьерами, которые ей необходимо взять, прежде чем будут видны осязаемые результаты.

 Первый барьер: ограниченное понимание руководителями различных уровней, что такое совершенствование качества и как это связано с эффективностью организации коммерческой деятельности.

 Второй барьер: ломка сопротивления внутри организации новациям по теме.

 Третий барьер: рассмотрение процесса совершенствования управления качеством как очередной управленческой кампании, имеющей определенный конец. На самом деле этот процесс бесконечен.

 Четвертый барьер: рассмотрение процесса совершенствования управления качеством как чисто статистического, а не как управленческого мероприятия.

Существует довольно много причин по которым организация может ввязаться во внедрение системы тотального управления качеством. Вот несколько из них:

 улучшение качества позволяет легче продавать продукты и услуги и увеличивать присутствие на рынке.

 улучшение морали работников, создание атмосферы удовлетворенности своим трудом.

 вопрос выживания, когда конкуренты проявляют агрессию на рынке и необходима ответная реакция

Но как определить качество.  Здесь, безусловно клиент решает достоин ли данный продукт или услуга быть оплаченным из его столь тяжело заработанных финансовых ресурсов. И это не зависит от отрасли. Типичной ошибкой производителя является расчет на то, что клиент вприпрыжку будет бежать за продуктом или услугой низкого качества, но низкой стоимости. Это возможно только на начальной стадии запуска продукта или услуги, - информация распространяется быстро. Клиент всегда хочет заплатить поменьше, но получить удовлетворяющее его качество. Эта аксиома часто забывается производителями продуктов и услуг.

Что дает внедрение системы тотального управления качеством На этот вопрос можно дать по меньшей мере шесть ответов.

1. Увеличение степени удовлетворенности клиентов продуктами и услугами.

2. Усиление имиджа и репутации фирмы.

3. Увеличение лояльности клиента. Любой клиент, ставя ногу на порог фирмы, посылает ей немую записку: я доверяю Вам в том, что Ваша фирма может предоставлять продукты и услуги, качество которых меня удовлетворит.

4. Повышение производительности труда.

5. Рост морали работников.

6. Увеличение прибыли.

Не следует думать, что данная система является панацеей от всех бед и абсолютно каждой организации необходимо пускаться во внедрение системы.

2. Информационное обеспечение

Наличие   на предприятии информационной поддержки на базе компьютерного обеспечения создает   для   пользователей   принципиально   новые   возможности   интегрального   характера,   благодаря   прикладным   системам  ПК   и   другому   оборудованию   сети.   Организуется   автоматизированный   документооборот создаются   различные   массивы   управленческой,   коммерческой   и   другой   информации   общего   назначения   и   персонально   используются   вычислительные   ресурсы   всей   сети,   а   не   только   отдельного   ПК.   Появляются   возможности   использования   различных   средств   или   инструментов   решения   определенных   профессиональных   задач   (например,   средств   машинной   графики,   подготовки   отчетов,   ведомостей,   докладов,   публикаций   и   других   документов).   Кроме   организации   внутренних   служб,   компьютерное обеспечение   позволяют   организовать   внешние   по   отношению   к   обслуживаемому   учреждению   службы,   такие,   как   телексная   (телетайпная)   связь,   почтовая   корреспонденция,   электронные   доски   объявлений,   газеты   и   пр.,   а   также   выход   в   глобальные   (региональные)   сети   ЭВМ   и   использование   их   услуг.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы управленческого звена коммерческой компании, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства.

В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин,  позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов, уменьшить непроизводительные затраты  при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает коммерческой компании прямой экономический эффект.

Вопрос №2 Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики

Взаимосвязь отдельных функциональных областей ло­гистики в общих чертах охарактеризована в предыдущем параграфе. Более подробно проанализируем взаимодействие распределительной и закупочной логистики в процессе до­ведения продукции от поставщика к потребителю.

Рассмотрим процесс управления материальным пото­ком на участке между двумя предприятиями, одно из ко­торых является поставщиком товаров, а другое — опто­вым покупателем. С позиции первого предприятия управ­ление материальным потоком должно осуществляться ме­тодами распределительной логистики. Однако с позиции второго тот же поток должен управляться методами заку­почной логистики. Кажущееся противоречие легко разре­шимо.

Рассмотрим управление потоком на выделенном участ­ке, если покупатель по договору уже оплатил поставщику доставку товаров на свой склад. В этих условиях прибыль поставщика от сделки в существенной степени зависит от того, насколько рационально его служба сбыта организует доставку заказа на склад покупателя. Другими словами, управлением потоком на рассматриваемом участке в этом случае занимается поставщик. Применяемые методы отно­сятся к распределительной логистике. Покупатель, уже оплативший доставку, от ее рациональной организации ни­чего не выигрывает (как ничего и не проигрывает, если доставка организована плохо).

Методы закупочной логистики при управлении матери­альным потоком будут применяться на данном участке тог­да, когда по условию договора покупатель самостоятельно вывозит товар со складов поставщика. Рациональность дей­ствий службы закупок покупателя, в этом случае, может существенно улучшить его экономические показатели. Контрагенты могут договориться об иных условиях до­ставки. Допустим, иногородний поставщик доставляет то­вар на железнодорожную станцию своего города (а стоимость работ по доставке включает в цену поставляемого товара). Далее организует движение груза покупатель. Здесь дове­дением товара до станции пункта отправления занимается служба распределения поставщика, далее — служба заку­пок покупателя.

Точка, в которой служба распределения поставщика передает управление материальным потоком службе заку­пок покупателя, определяется условиями франкировки гру­за, закладываемыми при заключении договора поставки. Термин "франко" обозначает порядок учета в цене изде­лия издержек по доставке продукции потребителю. В до­говоре поставки термин "франко" указывает на то, до ка­кой точки на пути движения продукции к покупателю из­держки, связанные с транспортировкой и страховкой, не­сет поставщик.

Условия франкировки груза обозначают (в определен­ной степени) границу между сферами деятельности служ­бы сбыта поставщика и службы снабжения покупателя. Однако не следует забывать, что как закупочная, так и распределительная логистика являются функциональными областями единой логистической деятельности. Эта деятель­ность осуществляется совместно как службой закупок покупателя, так и службой распределения поставщика. Поэтому все решения в области распределительной логис­тики должны приниматься во взаимной связи с решениями в области закупочной логистики покупателя. Только такой подход обеспечит реализацию логистической концепции уп­равления материальным потоком.

Вопрос №3Организационные формы комм. посреднической деятельности

Практически невозможно найти область коммерческой деятельности, связанной с обменом товарами и услугами, в которой посредники не играли бы решающей роли. Число посредников в промышленно развитых странах достигает десятков, а то и сотен

тысяч. услуги может оказывать и одно физическое лицо, и гигантские компании типа японских сого-сеся, годовые обороты которых сопоставимы с внешнеторговым оборотом России.

Посредники юридически независимы от производителей, потребителей и иных посреднических организаций. Их связывают с ними договорные отношения. Сбытовые и закупочные отделы в составе одного юридического лица посредниками не являются.

Как производители так и потребители нередко создают посреднические организации в форме дочерних предприятий, в которых они владеют контрольными пакетами акций, и практически руководят их работ в своих интересах, но с юридической точки зрения такие посредники являются независимыми.

Развитые рыночных отношения в экономически цивилизованных странах стимулируют специализацию и выстраивают оптимальные цепочки посредников, выталкивая из своей среды лишние звенья и снижай тем самым общие издержки обращения.

Любая посредническая деятельность ведется предпринимателями с целью получения прибыли.

По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды.

Коммерческие представители — посредники, выполняющие поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и действующие от имени принципалов при заключении ими договоров (см. ст. 184 ГК РФ).

Комиссионеры — посредники, содействующие по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от свое го имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (см. гл. 51 ГК РФ).

Поверенные — посредники, которые по поручениям предпринимателей (доверителей) содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (см. гл. 49

ГК РФ).

Агенты — посредники, совершающие по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (см. гл. 52 ГК РФ).

дистрибьюторы — оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов, заключая контракты купли-продажи.

Одним из главных показателей высокого профессионального уровня коммерческой фирмы является число посредников, активно содействующих ей в сбыте товаров на наиболее перспективных рынках.



Б 27 Вопрос №1 Инвестиции в коммерческие инновации

В современном обществе рынки потребительских товаров перенасыщены предложениями, схожими по цене и качеству. Большое их количество в каждом рыночном сегменте не позволяет потребителю сформировать предпочтение к товару, опираясь лишь на собственный опыт: в таких условиях информация начинает играть решающую роль и на первый план выдвигаются бренды как основные инструменты конкурентной борьбы за потребителя. Эти тенденции заставляют по-новому взглянуть на принципы успешной конкуренции на рынке и приводят к необходимости пересмотра основ ведения бизнеса.

Одним из ключевых способов достижения конкурентоспособности в индустриальной и постиндустриальной эпохе является инновация. Общий объем инвестиций в создание конкурентных преимуществ за счет развития инновационного потенциала в России составляет около 0,3% мировых инвестиций в НИОКР (чуть менее $2 млрд в год). Для примера: на долю США приходится около 40% объемов инвестиций в инновации (около $400 млрд в год). Учитывая стабилизацию и некоторый рост экономики России в 1999 2003 гг. и усиленное внимание к коммерческим инновациям (доля их финансирования предпринимательским сектором и внебюджетными фондами за счет аккумулирования свободных средств увеличилась), можно предположить, что повышение эффективности инновационной деятельности отечественных предприятий является одной из первоочередных задач, решение которой позволит сократить отставание от мировых лидеров производства товаров и услуг.

определение

      К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, модификации продуктов, новые услуги.

комментарий

      Основаны на использовании достижений науки и передового опыта, а также использовании этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

 Внедрение научных и технических разработок в производство, стимулируется, как правило, налоговыми льготами.

Практическое освоение новшеств в нововведениях (инновациях) означает реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноосферы, укреплению обороноспособности страны. Наличие спроса на инновации свидетельствует об общем признании интеллектуальной и производственной деятельности широкого круга ученых, инженеров, техников и рабочих.

      Особенностью инноваций является высокая неопределенность в достижении желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Новизна потребительских свойств технических процессов как товаров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.

 Конечный результат инновации не всегда можно точно определить, поэтому для их осуществления создаются специальные инновационные фонды, банки и другие финансовые учреждения.

  Стимулирование инноваций - важный фактор повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности национальной продукции. Важную роль в инновациях играет мелкий и средний капитал (венчурный капитал), в то время как крупный капитал склонен к освоению изделий, уже апробированных рынком.

Вопрос №2 Логистические каналы и логистические цепи.

Материальный поток исходит либо из источника сы­рья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распреде­лительный центр, либо конечному потребителю .

Во всех случаях материальный поток поступает в по­требление, которое может быть производственным или   непроизводственным. Потребление производственное — это текущее исполь­зование общественного продукта на производственные нуж­ды в качестве средств труда и предметов труда. Потребле­ние непроизводственное — это текущее использование об­щественного продукта на личное потребление и потребле­ние населения в учреждениях и предприятиях непроизвод­ственной сферы.

На всех этапах движения материального потока в пре­делах логистики происходит его производственное потреб­ление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистичес­кую цепь, материальный поток попадает в сферу непроиз­водственного потребления.

Логистическая цепь может завершаться и производ­ственным потреблением. Например, движение

энергоносителей. Поток угля, направляющийся из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потреб­ление на ТЭЦ или промышленном предприятии.

Поставщик и потребитель материального потока в об­щем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим кана­лом, или иначе — каналом распределения. Логистический канал — это частично упорядоченное множество -различ­ных посредников, осуществляющих доведение материаль­ного потока от конкретного производителя до его потре­бителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процес­са продвижения материального потока от поставщика к по­требителю. После этого логистический канал преобразует­ся в логистическую цепь .Например, принятие прин­ципиального решения о реализации продукции через аген­тскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распре­деления. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкрет­ного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. — это выбор логистической цепи. Логистическая цепь — это ли­нейно упорядоченное множество участников логистичес­кого процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логи­стический системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и ло­гистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми свя­зями каналы распределения не содержат каких-либо оптовопосреднических фирм. В гибких и эшелонированных сис­темах такие посредники имеются. При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. При выборе логистической цепи — выбор конкретного дист­рибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, бан­кира и т. д. При этом могут использоваться различные ме­тоды экспертных оценок, методы исследования операций и др.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логис­тических процессов. Рассмотрим каналы распределения, по которым това­ры из конечного производства через систему распредели­тельных центров попадают в конечное потребление (рис.  48).

На данной схеме изображены два производства, А и В, выпускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый

из распределительных центров может выбирать по­ставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределения. Например, из производства А товар может попасть к конечному потребителю по одному из сле­дующих четырех маршрутов: 8; 1—6; 1—7—5; 2—5. Оче­видно, что если производство А выйдет на рынок и само­стоятельно свяжется с конечным потребителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара возрастет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредни­ки (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет поку­пать у одного поставщика большое количество одинаково­го товара, что скорее всего для него неприемлемо. Второй маршрут 1—б неудобен по тем же причинам. Распределительный центр № 1 расположен в месте сосре­доточения производства и, как правило, закупает и прода­ет большие партии однородного товара. Эта категория по­средников  также  не  формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик (распределительный центр № 2), расположенный в месте со­средоточения потребления. Этот посредник специализиру­ется на оказании максимального сервиса конечному потре­бителю. Таким образом, канал 1—7—5 обеспечивает наи­больший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, т. е. стоимость товара будет наиболее вы­сокой.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.