8. Проблемы и противоречия, возникающие в трансформационной экономике
Этапы развития экономической системы.
Процесс формирования я функционирования экономической системы включает три этапа. Первый — постепенное становление (возникновение системы) системы, приводящее к ее утверждению в обществе как господствующей. Второй — период зрелости, полного проявления в процессе функционирования всех ее возможностей, исторических преимуществ. Третий — постепенное «умирание» в условиях зарождения и развития элементов новой, будущей системы.
Исторический характер всякой системы (становление, зрелость, умирание) обусловливает то, что в развитии общества возникают особые • переходные • состояния. Отличительными чертами таких состояний являются: 1) сосуществование элементов старой и новой систем; 2) особый характер противоречий — борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики; 3) неустойчивость, обусловленная самой трансформацией общества и проявляющаяся в альтернативности (неопределенности) вариантов его будущего.
Материальная основа переходных состояний, образующих, как видна, два этапа из трех в функционировании экономических систем, двояка. С одной стороны, как показывает история, — это смена доминирующего фактора производства. Так исторически совершается переход от аграрного общества (доминирующий фактор — земля) к индустриальному (доминирующий фактор — накопленный труд, капитал). С другой стороны, переходное состояние — это изменение характера связи между людьми. В этом смысле вышеупомянутый переход есть переход от традиционного общества (личные связи, основанные на обычаях, традициях) к рыночному (вещные, рыночные связи). В целом крупное переходное состояние прошлого (XV—XVII вв.) было связано с возникновением индустриально-рыночной системы.
Переходность как состояние мирового сообщества
Вышеуказанное характеризует тенденция, ярко проявляющиеся в наиболее развитых странах современного мира. В целом же, в салу неодинакового уровня развития различных стран, переходность в современном мировом сообществе оказывается более сложной, многогранное. Во-первых, это вышеназванные «постиндустриальные» тенденции. Во-вторых, усилившиеся интеграционные процессы, проявляющиеся во вое более разветвленных мировых связях; создание различного рода объединений континентального и межконтинентального масштаба; ускорение развития относительно «слабых» стран. В-третьих, растущее преодоление «разноуровневости» в развитии стран, происходящее на основе ускоренного индустриального развития «отставших» стран и глобализации рыночных отношений.
Эти черты характеризуют сегодня развитие всех стран мирового сообщества, в рамках которого, однако, выделяется несколько разнородных групп. Одна — это страны-лидеры, демонстрирующие в наибольшей степени тенденции движения к постиндустриальному (информационному) обществу. Другая — это страны, называемые в недавнем прошлом «развивающимися». Наконец, в 90-е годы сформировалась особая группа (бывших социалистических) стран, «стартом» переходных процессов в которых стал «уход» от плановой экономики.
О понятии «переходная экономика»
Сложность, многогранность переходного состояния в современном мире обусловливает и неоднозначность термина «переходная экономика». Как отмечалось, все страны мирового сообщества находятся в известном переходном состоянии и в подобном широком смысле вся мировая экономика сегодня — это «переходная экономика». Однако внутри нее есть несколько разновидностей переходных экономик. Практически, когда речь идет о переходной экономике, она понимается в таком, более узком смысле. В подобном смысле «переходная экономика» есть экономика и страновая: мы говорим о переходной экономике России, Украины, Литвы, Польши, Чехии и т.д. Важно при этом помнить, что страновая переходная экономика (так она будет пониматься в дальнейшем изложении) — частица глобального переходного состояния мирового сообщества.
Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
Плановая экономика - одна из альтернатив XX в.
Рубеж XIX—XX вв. обнаружил кризис рыночной экономики. Смысл его состоял в том, что — рыночный механизм, вопреки представлениям о его роли и А.Смита, и А.Маршалла, оказался неспособен обеспечить саморегулирование развития общества. Глобальным проявлением этого кризиса явилась первая мировая война.
В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий — продажей на аукционах (конкурсах); крупных — преобразованием в акционерные общества. По мнению шведского экономиста А.Ослунда, в трех вариантах приватизации ярко проявились социальные противоречия этого периода преобразований. Так, первый вариант отражал правительственную позицию; второй — требования трудовых коллективов; третий представлял компромисс с директорским корпусом. В большинстве своем акционирование прошло по второму варианту.
Макроэкономическое неравновесие • пути его преодоления
Формирование рыночных отношений, радикальное изменение отношений собственности характеризует позитивные черты преобразований в переходной экономике, определяющие будущее общества. Вместе с тем переходная экономика несет в себе черты, связанные с необходимостью в переходном процессе разрушать старые формы и отношения, приспосабливаться к новым формам и т.д. Этот процесс связан с существенными социально-экономическими издержками для общества и проявляется в возникновении и длительном сохранении в переходной экономике макроэкономического неравновесия.
Содержание макронеравновесия • его особенности в переходной экономике
Макроэкономическое неравновесие может быть свойственно любой системе. Содержание его — отклонение от устойчивого (нормального) состояния системы. Нормальное состояние рыночной экономики — совпадение (равенство) совокупного спроса и совокупного предложения. Нормальное состояние плановой экономики характеризуется их несовпадением — всеобщим хроническим интенсивным дефицитом.
Коль скоро переходная экономика в бывших социалистических странах есть переход от плановой системы к рыночной, то само исходное состояние переходного процесса по критериям рыночной экономики есть состояние макронеравновесия. Наследие планового хозяйства наблюдается в «перекосе» производственной структуры в пользу производства средств производства; технической и технологической отсталости большинства отраслей; высокой изношенности производственных фондов; отсутствии реального рыночного механизма, регулирующего все эти моменты, и т.д.
Далее, для любой нормальной системы макроэкономическое неравновесие — временное явление. Силой свойственных ей внутренних закономерностей функционирования система постоянно возвращается в устойчивое (равновесие) состояние. Иное дело — переходная экономика. Она характеризует процесс перехода от одной системы к другой. Поэтому весь процесс перехода сам по себе представляет именно неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию.
Особенности безработицы в российской переходной экономике
Переход к рыночной экономике предполагает формирование и рынка труда. Это означает ликвидацию свой" ственной плановой экономике скрытой безработицы, неизбежное вытеснение из производства значительной части занятых. Так и произошло во всех бывших социалистических странах.
Роль государства в переходной экономике
Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.
На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней «истоме всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающемся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.
Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования иисттугов рыночной инфраструктуры, проведеяие антимонопольной политики и т.п.; во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, опенка приватизируемого государственного имущества в тд/, в-третьих, крайне важное, - чего особенно недостает российской переходной экономике, — обеспечение правовой основы всех преобразований; в-четвертых, умелое проведение макроэкономической оолитики— кредитно-денежной, налоговой, политики доходов в Др.
Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить падвостыо макроэкономическое неравновесие, свойственное содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например, гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной и Восточной Европы решили эту задачу уже в 1993—1994 гг. Предварительным условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для экономического роста: заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции и т.п. Такие задачи решала российская экономика в 1995—1996 гг.
Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного процесса, обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования дефицита государственного бюджета (т.е. по сути, чистой эмиссии денег) и обеспечение жесткой кредитно-денежной политики. В свою очередь, эти направления реализуются через два различных механизма: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается в своем осуществлении на контроль за предложением денег и валютным курсом. Гетеродоксальный (примеиеиный в большинстве стран Центральной и Восточной Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще один — политика (деяндексация) доходов.
При известной непоследовательности в проведении политики финансовой стабилизации в итоге в российской экономике были обеспечены положительные результаты. С 1995 г. Центральный Банк не кредитует финансирование дефицита государственного бюджета (в 1994 г. такие кредиты в источниках финансирования составляли почти 80%). С сентября 1995 г. ужесточена кредитно-денежная политика. Все это привело к снижению темпов инфляции в 1996 г. до 2% и менее в месяц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6