|
||
2.31. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала При приеме на работу специалистов даже при условии конкурсного отбора, проведения тестирования кандидатов, организации профессиональных собеседований при помощи опытных специалистов предприятие не всегда выявляются пробелы в их квалификации. Задача профессионального обучения - устранить их, приведя квалификацию сотрудника в соответствие с требованиями, предъявляемыми к его должностному положению. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала определяется как непрерывный процесс последовательного приближения фактического состояния персонала предприятия к оптимизированному, т.е. наиболее полно соответствующему его текущим и перспективным потребностям. Прикладными задачами системы являются: · адекватное реагирование на изменяющиеся под воздействием различных внешних и внутренних факторов требования к конкретным рабочим местам, а также к общей структуре штатного расписания организации; · обеспечение исходной информацией управленческих процедур, связанных с должностными перемещениями сотрудников; · обеспечение сотрудникам организации условий для наиболее полного раскрытия их трудового потенциала; · создание необходимых организационных условий для эффективного управления персоналом внутри структурных подразделений. Базовыми элементами системы выступают - управление процессом дополнительного обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала; - оценка результатов индивидуальной деятельности сотрудников. Основные факторы, определяющие необходимость процесса повышения квалификации персонала. - расширение общей номенклатуры производимых товаров и услуг; - изменение структуры товаров и услуг под воздействием динамики спроса; - внедрение новых технологий обслуживания потребителей и межкорпоративных коммуникаций; - невозможность полного удовлетворения потребностей большинства предприятий в профессионально подготовленных сотрудниках путем прямого привлечения их на рынке труда. Базовые требования к организации процесса: - определение дополнительного обучения в качестве одной из прямых функциональных обязанностей для всех категорий сотрудников предприятия; - индивидуальность программ подготовки, выражающаяся в подборе наиболее рациональных форм дополнительного обучения (или их сочетании) для каждой из базовых категорий персонала; - непрерывность подготовки, определяющая процесс ее проведения на регулярной основе с периодичностью, дифференцированной по категориям рабочих мест и их специализации; - учет реальных возможностей предприятия по практической реализации планируемых программ дополнительной подготовки своего персонала. Общая последовательность управления повышения квалификации персонала 1-й этап – сбор исходной информации для планирования. 2- этап – выбор конкретных форм повышения квалификации для конкретных категорий сотрудников 3-й этап – выбор образовательного учреждения. 4-й этап – непосредственная разработка плановых документов5-й этап – реализация плановых программ. 6-й этап – организация контроля за процессом повышения квалификации персонала Особенности обучения в обучающем центре Серьезным фактором успешного развития кадровой работы предприятия является создание собственного обучающего центра. Без серьезных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе организации. Реализация стратегии успешного повышения квалификации сотрудников заключается в идее "идти от профессиональных знаний и навыков сотрудника на его реальном рабочем месте". Надо, чтобы конкретное рабочее место было описано набором требований к знаниям, умениям, навыкам сотрудника, занимающего это место, причем с учетом перспективы развития этого места и, естественно, сотрудника. Лучший вариант обучения - на рабочем месте, через знание того, что плохо дается сотруднику на его рабочем месте, в его рабочей технологии. В этом случае от преподавателей требуется умение оперативной диагностики знаний, навыков, профессиональной подготовки сотрудников. Нужно иметь специалистов-преподавателей, обучающих сотрудников на рабочих местах, и способных оценить тот необходимый для успешной работы уровень знаний. Конечно, само обучение и тренинг можно и нужно проводить в стационарных условиях, где для этого имеются необходимые учебные технологии и оборудование. Но акцент должен быть на диагностике применительно к реальной рабочей ситуации. Главное в работе с сотрудниками учебного центра - авторитетность их знаний и навыков. Не надо экономить деньги на оплату труда преподавателя - убытки от безграмотного специалиста будут еще больше. |
2.32. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Трудовое поведение работников и трудовых коллективов обуславливается действием внутренних и внешних побудителей к труду - объективных и субъективных факторов. Объективные – не зависят от работника. Субъективные – обусловлены внутренним состоянием людей: их настроением, интересами, потребностями, особенностями личности. Объективные факторы лежат в основе внешней регуляции трудового поведения, субъективные – внутренней регуляции. Внешняя регуляция трудового поведения – создание такой трудовой экономической ситуации, которая заставляет человека действовать тем или иным образом. Внутренняя регуляция трудового поведения – это мотивация – формирование внутренних побуждений, регулирующих поведение человека. Осознанные в качестве интересов потребности проявляются в мотивах. Потребность – внутренний побудитель активности, источник мотива. Мотив – непосредственный побудитель к действию. Мотив – состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом. Мотивационное ядро – совокупность наиболее устойчивых мотивов поведения (заработок, профессиональный рост, общественный престиж, возможность творчества). Для различных социальных групп и разнообразных трудовых ситуаций структура мотивационного ядра может меняться. Мотивация - 1. Процесс интенсификации мотивов индивидуума или их группы с целью активизации их действий по принятию решения об удовлетворении какой-то потребности. 2. Побуждающие действия, оказывающие влияние на активность покупателя в процессе принятия им решения о покупке. В любом случае, осуществление мотивации, усиление активизации действий индивидуумов может осуществляться на основе стимулирования. Стимулирование – создание такой трудовой, экономической ситуации, которая могла бы заинтересовать объект стимулирования в определенном трудовом поведении. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.