С позиций информационного менеджмента информационные технологии (ИТ) рассматриваются как стратегический ресурс развития всей деловой активности, как способ увеличения конкурентоспособности, эффективности операций, как управленческих, так и технологических. В этой связи возникает потребность в более общем, системном подходе, который охватывал бы все потенциальные компоненты информационного менеджмента, включая изучение уровня использования информационного ресурса (ИР), поскольку лишь в таком случае может быть найдено решение проблемы применения современных технологий управления в максимально открытых системах.
С позиций системного подхода информационный менеджмент, кроме оценки уровня использования ИР, должен охватывать систематическое планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности и процессов, а также коммуникаций внутри предприятия с целью улучшения его работы. Предприятия пока не располагают рекомендациями и знаниями относительно общего анализа уровня информационного обслуживания.
Анализ информационных потребностей и поиски путей по их удовлетворению составляют одну из задач информационного менеджмента. При этом оценка информационного потенциала должна рассматриваться как стратегическая задача, обеспечение рабочего инструментария информационного процесса - как тактическая, а его организация по всем внутрипроизводственным подразделениям - кооперативная. Класс рабочего инструментария определяет технологию обработки данных в подобной системе.
Информационный менеджмент должен выполнять также функции контроля по всему информационному процессу, который может влиять на остальные классические управленческие функции. Изложенные соображения показывают, что инновационный потенциал в сфере информационного менеджмента весьма невелик, поскольку информационные процессы с их организацией всегда были задачей управления, составной частью организационно-управленческих функций в их формальном или неформальном варианте реализации. Радикальным нововведением можно считать общесистемный подход, охватывающий не только само предприятие, но и смежные звенья, например, субпоставщиков, посредников, покупателей.
Основной целью информационного менеджмента является разработка и реализация внутренней и внешней коммуникационной политики организации, и достигается это путем решения комплекса задач, включая:
* разработку информационной инфраструктуры организации;
* формирование информационного потока фирмы;
* создание и использование корпоративной информационной системы;
* автоматизированную обработку данных как систематическое и оперативное слежение за изменениями рынка;
* информационную поддержку управленческих и научно-технических решений;
* информационное сопровождение инновационных проектов;
* информационное обеспечение системы управления качеством;
* построение внутрифирменной коммуникации, направленной на объединение персонала вокруг целей организации, и повышение профессиональной мобильности сотрудников;
* участие в продвижении товаров и услуг фирмы (работа с рекламистами, выставочная деятельность и т. д.);
* распространение инновационных и деловых предложений от лица фирмы;
* информационную поддержку делового сотрудничества;
* поиск и оценку надежности деловых партнеров;
* РR-деятельность;
* оповещение руководства и сотрудников о проводимых конкурсах, конференциях, выставках, о возможности повышения квалификации или переподготовки;
содействие участию сотрудников организации в деятельности международных и национальных профессиональных ассоциаций, союзов, обществ;
коммуникативный аудит, осуществляемый для определения результативности коммуникационной политики, проводимой организацией. Вклад информационного менеджмента в экономическую независимость, благополучие и коммерческий успех деятельности предприятия трудно переоценить.
Информационный менеджмент представляет совокупность правил, технических средств и систем, которые определяют информационную и коммуникационную структуру предприятия. С позиций системного подхода ИМ должен охватывать систематическое планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности и процессов, а также коммуникации внутри предприятия с целью улучшения его работы. при этом предполагается целенаправленное использование информации как ресурса.
Использование информации как ресурса в процедурном отношении, предполагает наличие трех фаз: - поиск; - обработка и распределение информации, которые должны быть ориентированы на конкретные потребности. Эти частные процессы в зависимости от объема, содержания и качества данного ресурса реализуются на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.
28. Информация как «стратегический ресурс».
Стратегия информационного менеджмента в стратегическом использовании информации. Это является основополагающим принципом информационного менеджмента. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылки успешной организации самого процесса производства.
Эффективная организация и управление производством требует широкой базы финансовой и экономической информации, позволяющей своевременно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, принимать обоснованные решения, базируясь на результатах непрерывного наблюдения за рыночной средой, что в итоге является фактором повышения прибыльности работы предприятия.
При этом на практике наблюдается как недостаток соответствующей информации о ходе производства, так и избыток несистематизированной, бесполезной информации, что в конечном итоге сказывается на результатах хозяйственной деятельности.
Поэтому в условиях возрастающего влияния информации внутри производственного ресурса, рассматриваемого в качестве самостоятельного фактора производства, объективно возникает потребность вето изучении, структуризации и использовании наравне с традиционными видами ресурсов. Поставленная задача, по мнению ученых и специалистов, входит в состав задач информационного менеджмента, вне зависимости оттого рассматривать ли ее в качестве одной из многих функций управления на предприятии или своего рода всеобъемлющей функции, обеспечивающей эффективное выполнение остальных. Стратегия информационного менеджмента в стратегическом использовании информации. Это является основополагающим принципом информационного менеджмента.
29. основные свойства информации.
Показатели качества экономической информации:
объективность — связана с правильностью ее отбора и формирования для адекватного отражения заданных свойств объекта;
полнота — означает, что информация содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного управленческого решения набор экономических показателей;
доступность — обеспечивается возможностью выполнения соответствующих процедур ее получения и преобразования;
актуальность — определяется степенью сохранности информации для обеспечения управления в момент ее использования;
современность и своевременность — означают, что информация может быть использована при выработке управляющего решения без нарушения установленной процедуры. Несвоевременное получение информации приводит к потерям и в сфере производства, и в сфере управления)
устойчивость — это свойство результатной информации реагировать на изменения исходных данных, сохраняя необходимую точность расчетов;
достоверность — это свойство информации отражать реально существующие объекты с необходимой точностью; определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы
ценность — определяется эффективностью осуществляемого на основе информации экономического управления;
точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями;
оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.
30Связь информации с информационными потребностями.
31. Внутрифирменная система информации, ее функции и задачи.
Основными принципами и целями внутрифирменных систем информации являются:
- определение требований к содержанию информации и к ее характеру, в зависимости от целенаправленности;
- выработка системы хранения, использования и предоставления информации в централизованном и децентрализованном управлении;
- определение потребностей в технических средствах (в том числе, в компьютерной технике) на предприятии в целом;
- разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;
- автоматизированная обработка вводимой и текущей информации и выдача информации по бухгалтерскому учету и отделов технического оснащения;
- автоматизация административно-управленческого труда на основе использования компьютерной техники.
Важными задачами внутрифирменной системы управления являются:
- координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления и в производственных отделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по предприятию в целом;
- определение основных направлений системы сбора, обработки и хранения первичных данных;
- определение основных направлений развития технологии обработки информации.
Определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему конкретной информации - чрезвычайно сложная задача, и ее решение зависит от опыта и функций руководителя, а также, от его полномочий в принятии управленческих решений.
Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и накладные расходы, значительно повышает эффективность проектно- конструкторских работ, обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование.
32. Принципы и цели информационной системы фирмы.
Система. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7