Рефераты. Шпаргалки по Внешне-экономической деятельности (СПбГПУ)

МР – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и др факторах производства.

МР хар-ся след основными чертами:

-           он проявляется в межгос-м перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения.

-           Он оптимизирует использование факторов производства, показывая производителю, в каких отраслях и регионах они м б применены наиболее эффективно.

Внешнюю МТ обычно хар-т 3 важных характ-ки:

-           Общий объем (товарооборот). Он представляет собой совокупность стоимости экспорта и импорта страны/группы стран. При этом различают стоимостной (исчисл-ся за опред период времени в текущих ценах соответствующих лет, с испльзование текущих валютных курсов) и физический (расчит-ся в пост ценах и => позволяет производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешн торговли) объем внешн торговли.

-           Товарная структура, т е какие товары экспортир-ся и импортир-ся.

-           Географич структура, т е какие страны участвуют в торговле.

Осн факторы, способствующ развитию МТ:

1.         Важн фактором развития МТ выступает растущая интернационализация производства, МРТ в условиях современного НТП. В наст время углубл внутриотраслевая, поузловая, подетальная и технолигч специализация произв-ва между кооперантами из разных стран => многие товары (сырье, детали) поступают в междунар оборот многократно, увеличивая объем МТ и качественно изменяя ее.

2.         Вывоз капитала = заруб инвестирование. М выделить 3 направления:

-           инвестиции иностр капитала во многие страны осущ-ся в экспортные отрасли или районы. Это стимулирует рост поставок на рынке стран, предоставляющих капитал, а также третьих стран.

-           Вывоз капитала в предпринимательской форме влечет вывоз инвестиционных товаров для предприятий, создаваемых на территории др гос-в.

-           Программы помощи, предоставляемые развивающимся странам, часто принимают форму так называемых связанных кредитов. Условия таких кредитов включают закупку опред-х товаров или оплату услуг в стране, предоставившей кредит.

3.         Деятельность ТНК. Значительная часть МТ приобрела форму внутрикорпорационного обмена, т е между отдельными филиалами корпорации, находящимися в разных странах. Сегодня по каналам внутрифирменного оборота реализ-ся 1/3 всего междунар экспорта.

4.         Движение валютных курсов. При понижении курса нац валюты стимулир-ся экспорт товаров, т к экспортеры получат при обмене иностр валюты на нац-ую больше денег и извлекут экспортную премию – сверхприбыль. Одновременно понижение курса нац валюты удорожает импорт, т к за те же товары приходится платить больше нац валюты. При повышении курса нац валюты наоборот созд-ся благоприятные условия для импорта, он удешевляется. Теперь за приобретенный товар уплач-ся меньше нац валюты, чем раньше, а экспорт товаров станов-ся менее эффективным и сокращ-ся.

5.         Внешняя торговая политика гос-в и деят-ть междунар эк организаций. Если гос-во проводит протекционистскую политику, т е защищает на рынок по средством тамож пошлин, тарифов, то это тормозит развитие МТ. Либерализация внешней торговли стимулирует ее.

 


7. Теория сравнительных стран.

Известно, что МТ вырастает из МРТ и соотв-х ему специализаций различных стран на производстве опред товаров.

Еще классики эк науки, великие англ экономисты Адам Смит и Давид Рикардо искали общие основы для анализа МРТ.

Вопрос о рац наилучшем МРТ впервые бал поставлен Смитом во 2-ой пол 18в.

Смит писал об абсолютных преимуществах в производстве продуктов.

Абсолютное преимущество имеет место тогда, когда данная страна может осущ-ть производ-во опред-го товара с меньшими издержками, т е используя меньшее кол-во ресурсов. При этом на ряду с естественными преимуществами, напр, наличие более благоприятных климатич условий, сущ приобретенные преимущ-ва. Напр, наличие свободных капиталов, высоких технологий и др факторов.

Д Рикардо в нач 19в разработал теорию сравнительных преимуществ стран:
имеет место в том случае, когда страна может осуществить произв-во данного товара с меньшими альтернативными издержками, под кот принято понимать издержки отказа от наилучшего из отвергнутых вариантов.

Когда в различных странах альтернативные издержки производства товаров различны, то они могут выиграть в рез торговли, и если кажд из них будет специализир-ся на произв-ве и экспорте тех товаров, по кот они имеют наиболее низкие альтерн издержки.

В случае абсолютных преимуществ проблема специализации стран реш-ся просто. Страна А имеет, напр, абс преимущ-во в произв-ве одежды, В – обуви. И они обмен-ся.

Но как быть, если страна имеет абс преимущ-во по обоим продуктам?


Пшеница (кг)

Ткань (м)

Менее развитая страна

Или 2

Или 1

Развитая страна

Или 4

Или 8

 В данном случае №1 будет иметь сравнительное преимущ в произв-ве пшеницы, т к для ее производства в кол-ве 2-х кг ей необходимо пожертвовать только 1-м м ткани.

В то время, как стране №2 для произв-ва того же кол-ва пшеницы необх пожертвовать 4-мя м ткани.

Т е в развитой стране альтерн издержки произв-ва в 4 раза выше.

 Если в 2-х странах альтерн издержки 2-х товаров различны, то обе они могут выиграть в случае специализации на производстве тех товаров, по кот имеет сравнит преимущ-ва или более низкие альтернат издержки.

Со времен Рикардо теор сравнит преимущ-в претерпела ряд изменений.

В наст время она строится на основе сопоставления факторов производства.

Наиболее известной явл-ся модель МРТ, кот наз теоремой Хекмера-Олина.

В отличие от Рикардо, кот брал во вним лишь труд, Хекмер и Олин анализировали соотношение спроса и предложения на все факторы производства.

В рез анализа, они пришли к выводу о том, что страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно исьпользованы избыточные факторы производства.

В современ условиях наиболее известными теориями явл-ся НЕО-технологич теории МТ. Они связ основн преимущ-ва с монопольной позицией фирмы или страны-новатор.

К этим теориям относ-ся в частности теор технологич-го разрыва.

Согласно этой теории, торговля между странами м б вызвана технологич изменениями, вознекающими в какой-то отдельной стране.

На какое-то время эта страна приобрет сравнительные преимущ-ва, т к новая технология позволяет производить товары меньшими издержками.

В рез введения технич-х новшеств образ-ся технологич разрыв между странами, обладающими ими, и странами, их неимеющ.

Этот разрыв постепенно преодолевается, т к неимеющие страны будут стремиться скопировать нововведение. Для того, чтобы МТ не свернулась, необходим поток нововведений, что и происходит в наст время.


6.         Ценообразование на мир рынке.

В основе мир цен лежит интернац стоимость товаров и среднемир издержки произв-ва.

На практике эта стоимость близка  к условиям затрат на произв-во и доставку товаров той страны, кот явл-ся их основным постащиком на мир рынок.

В целом, на мир цену оказ влияние:

-           степень развития междунар связей

-           уровень спроса и предложения на МР

-           состояние и методы конкурентной борьбы

-           междунар правила и др.

Все это приводит к множественности мир цен.

Чаще всего под мир ценой подраз-ся цены фактических междунар-х сделок или цена, по кот осущ-ся крупные экспортно-импортные операции.

При определении уровня цены в контрактах контрагенты обычно ориентрир-ся на 2 вида цен:

расчетные (поставщика) – прим-ся в контрактах на нестандартные изделия, производим по индивид заказам. => цены на спец оборудование расчит-ся и обоснов-ся поставщиком для кажд конкретного заказа с учетом его технич коммерч условий. Публикуемые – это цены, сообщаемые в спец фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мир цен.

К публикуемым ценам относятся:

ð          справочные цены

ð          биржевые котировки

ð          цены предложений крупных фирм

Справочн цены – цены во внутренней оптовой или внешней торговле зарубежных стран, публикуемые в различных печатных изданиях.

Это эк газеты и журналы, каталоги.

Биржев котировки – цены товаров, явл-ся объектом биржевой торговли. Они отраж в основном фактические сделки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.