|
7. Теория сравнительных стран. Известно, что МТ вырастает из МРТ и соотв-х ему специализаций различных стран на производстве опред товаров. Еще классики эк науки, великие англ экономисты Адам Смит и Давид Рикардо искали общие основы для анализа МРТ. Вопрос о рац наилучшем МРТ впервые бал поставлен Смитом во 2-ой пол 18в. Смит писал об абсолютных преимуществах в производстве продуктов. Абсолютное преимущество имеет место тогда, когда данная страна может осущ-ть производ-во опред-го товара с меньшими издержками, т е используя меньшее кол-во ресурсов. При этом на ряду с естественными преимуществами, напр, наличие более благоприятных климатич условий, сущ приобретенные преимущ-ва. Напр, наличие свободных капиталов, высоких технологий и др факторов. Д Рикардо в нач
19в разработал теорию сравнительных преимуществ стран: Когда в различных странах альтернативные издержки производства товаров различны, то они могут выиграть в рез торговли, и если кажд из них будет специализир-ся на произв-ве и экспорте тех товаров, по кот они имеют наиболее низкие альтерн издержки. В случае абсолютных преимуществ проблема специализации стран реш-ся просто. Страна А имеет, напр, абс преимущ-во в произв-ве одежды, В – обуви. И они обмен-ся. Но как быть, если страна имеет абс преимущ-во по обоим продуктам? | |
|
Пшеница (кг) |
Ткань (м) |
Менее развитая страна |
Или 2 |
Или 1 |
Развитая страна |
Или 4 |
Или 8 |
В данном случае №1 будет иметь сравнительное преимущ в произв-ве пшеницы, т к для ее производства в кол-ве 2-х кг ей необходимо пожертвовать только 1-м м ткани.
В то время, как стране №2 для произв-ва того же кол-ва пшеницы необх пожертвовать 4-мя м ткани.
Т е в развитой стране альтерн издержки произв-ва в 4 раза выше.
Если в 2-х странах альтерн издержки 2-х товаров различны, то обе они могут выиграть в случае специализации на производстве тех товаров, по кот имеет сравнит преимущ-ва или более низкие альтернат издержки.
Со времен Рикардо теор сравнит преимущ-в претерпела ряд изменений.
В наст время она строится на основе сопоставления факторов производства.
Наиболее известной явл-ся модель МРТ, кот наз теоремой Хекмера-Олина.
В отличие от Рикардо, кот брал во вним лишь труд, Хекмер и Олин анализировали соотношение спроса и предложения на все факторы производства.
В рез анализа, они пришли к выводу о том, что страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно исьпользованы избыточные факторы производства.
В современ условиях наиболее известными теориями явл-ся НЕО-технологич теории МТ. Они связ основн преимущ-ва с монопольной позицией фирмы или страны-новатор.
К этим теориям относ-ся в частности теор технологич-го разрыва.
Согласно этой теории, торговля между странами м б вызвана технологич изменениями, вознекающими в какой-то отдельной стране.
На какое-то время эта страна приобрет сравнительные преимущ-ва, т к новая технология позволяет производить товары меньшими издержками.
В рез введения технич-х новшеств образ-ся технологич разрыв между странами, обладающими ими, и странами, их неимеющ.
Этот разрыв постепенно преодолевается, т к неимеющие страны будут стремиться скопировать нововведение. Для того, чтобы МТ не свернулась, необходим поток нововведений, что и происходит в наст время.
6. Ценообразование на мир рынке.
В основе мир цен лежит интернац стоимость товаров и среднемир издержки произв-ва.
На практике эта стоимость близка к условиям затрат на произв-во и доставку товаров той страны, кот явл-ся их основным постащиком на мир рынок.
В целом, на мир цену оказ влияние:
- степень развития междунар связей
- уровень спроса и предложения на МР
- состояние и методы конкурентной борьбы
- междунар правила и др.
Все это приводит к множественности мир цен.
Чаще всего под мир ценой подраз-ся цены фактических междунар-х сделок или цена, по кот осущ-ся крупные экспортно-импортные операции.
При определении уровня цены в контрактах контрагенты обычно ориентрир-ся на 2 вида цен:
расчетные (поставщика) – прим-ся в контрактах на нестандартные изделия, производим по индивид заказам. => цены на спец оборудование расчит-ся и обоснов-ся поставщиком для кажд конкретного заказа с учетом его технич коммерч условий. Публикуемые – это цены, сообщаемые в спец фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мир цен.
К публикуемым ценам относятся:
ð справочные цены
ð биржевые котировки
ð цены предложений крупных фирм
Справочн цены – цены во внутренней оптовой или внешней торговле зарубежных стран, публикуемые в различных печатных изданиях.
Это эк газеты и журналы, каталоги.
Биржев котировки – цены товаров, явл-ся объектом биржевой торговли. Они отраж в основном фактические сделки.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.