Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
В настоящее время на промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.
В России туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.
Российским туристическим фирмам еще предстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги. Им в помощь было принято Постановление « О лицензировании международной туристической деятельности», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и другие нормативные акты.
Услуги как вид человеческой деятельности имеют длительную историю. Однако только последние тридцать лет им стали уделять наибольшее внимание. Все больше людей трудятся в сфере услуг. Практически все организации оказывают услуги в той или иной степени. Для организаций, занимающейся услугами важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику в оценке и продаже.
Любая организация, занимающаяся услугами, государственная или частная, большая или малая, должна понимать, как управлять такими специфическими характеристиками, как неосязаемость, изменчивость, неразрывность производства и потребления, неспособность к хранению. Помочь в этом могут признанные системы классификаций.
Неуверенность потребителей и их участие в процессе приобретения услуги всегда будут объектами пристального внимания наряду с определением того, что фактически предлагается под видом услуг.
По мере расширения сферы услуг возникают проблемы регулирования этого важного сектора экономики. Трудности разработки универсальной системы регулирования связаны с многообразием услуг и их неоднородностью, а также с нематериальным характером большинства видов услуг.
В мировой практике сложились 3 разрозненные группы торгово-политических мер, регламентирующих сделки в сфере услуг: национальные законодательства, устанавливающие определенные режимы деятельности иностранных фирм; двухсторонние соглашения между странами, продолжение которых распространяется и на сферу услуг; конвенции и другие положения межправительственных организаций.
По данным международной статистики в последние два десятилетия в мировой торговле наблюдалось увеличение объема экспортно-импортных операций в сфере услуг, доля которых в общем объеме в настоящее время составляет около 30%, в том числе для экономически развитых стран - 30,3%, для развивающихся - 26,2%, что в целом соответствует тенденции дальнейшего развития специализации экономической деятельности отдельных регионов и стран (в том числе и в сфере услуг) и является признаком их перехода к качественно новым условиям функционирования, основанным на дальнейшем углублении разделения труда в мировой экономической системе.
Становление рыночных отношений в экономике России расширило границы задач оказания услуг и поставило проблемы оценки эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги, особенно новые их виды, и привело к тому, что радикально изменилось соотношение форм собственности во всех сферах деятельности, также это относится к сфере услуг. Сегодня услуги оказывают государственные и негосударственные организации, частные лица. Следовательно, расширяется содержание показателя "объем платных услуг населению".
1. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие (методологические аспекты статистического анализа). - Вопросы статистики, 1998, №10 - 271 c.
2. Бурденкова Е. Об основных направлениях совершенствования организации статистического наблюдения за услугами. - Вопросы статистики, 1998, №5 - 257 с.
3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.,1996 - 512 с
4. Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006 – 329 с.
5. Комбринская Л. О структуре страховых услуг. - Вопросы статистики, 1998, №5 - 325 с.
6. Марков Ю. О ценах на услуги образования. - Вопросы статистики, 1999, №1 - 228 с.
7. Маркова В. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1996 - 200 с.
8. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - Т.25. - 41. - 520 с.
9. Панкратьев Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики. - Вопросы статистики, 1998, №4 - 234 с.
10. Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. - М.: 1996 - 239с.
11. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.,1997 - 176с
12. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.,1997 - 328 с
13. Соломин В. Услуги связи и структура доходов от услуг, оказываемых предприятиями связи. - Статистическое обозрение, 1998, №2 - 420 с.
14. Туризм в 2020 году.// Туризм: практика, проблемы, перспективы.-1998.-№1 – 120 с.
15. Фомичев В.И. Международная торговля. - М.,1998 - 448 с.
16. www.garant.ru (система правовой информации Гарант – Максимум)
17. www.supcourt.ru (официальный сайт Верховного Суда РФ)
* Потенциальное противодействие потребителя и предпринимателя не является исключением.
1 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ
(Текст части первой опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301)
Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ
(Текст части второй опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410)
1 См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: Спарк, 1997. С. 321-333.
1 Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) , с изм. и доп. от 17 декабря 1999 года.
1 Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" (Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993, N 25, ст. 917) .
2 Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (Текст в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 1 июля 1993 г., N 26, ст. 966)
1 Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. N 34, ст. 3979; Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1104 в данное постановление внесены изменения).
1 в данный момент утратило силу
* Некоторые вопросы практики применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (по материалам практики судов г. Москвы) // БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 9, 1993 г., с. 22
1 СЗ РФ. 1997. №18. Ст. 2153.
2 Там же. № 7. Ст. 862.
3 Там же. № 40. Ст. 4599.
4 Там же. Ст. 4601.
5 Там же. Ст. 4602.
6 СЗ РФ. 1998. №33, Ст. 4012.
7 СЗ РФ. 1997. №37. Ст. 4299.
3 См., например: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г.)
[1] Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006 – с. 226
[2] Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006 – с. 229
[3] Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006 – с. 231
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14