Рефераты. Сертификация персонала

-  «давление» работодателей, как основных «заказчиков» кадров, предъявивших особые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений;

-  необходимость повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию;

-  создание основы для взаимопризнания профессиональных сертификатов выпускников образовательных учреждений в рамках создания единого европейского образовательного пространства.

Профессиональное образование, как известно, представляет собой сферу пересечения интересов:

-  работодателей, которые выступают непосредственными заказчиками системы профессионального образования, поскольку именно к ним попадает ее конечный «продукт»;

-  учащихся/студентов и их родителей, получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего;

-  органов исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику как фактор социально-экономического развития территорий.

При этом основные функции управления системой профессионального образования (целеполагание, планирование и контроль) продолжают оставаться исключительно государственными.

Процесс создания стандартов уже идет.

Так, например, объявляется начало проекта разработки профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий по заказу Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РК и Ассоциации АП КИТ. В ходе проекта должны быть созданы профстандарты, описывающие должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Приводится анкета для специалистов отрасли, желающих принять участие в формировании профессиональных стандартов.



1.2 Цели сертификации персонала


Создание условий для работы предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности на едином товарном рынке Республики Казахстан

и выпуска конкурентоспособной продукции, а также для их успешной деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле.

Защита потребителя от недобросовестного изготовителя, использующего в процессе создания продукции (оказания услуги) трудовые ресурсы, имеющие уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующей заявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги.

Содействие предприятиям, организациям и учреждениям в компетентном выборе персонала на рынке труда.

Подтверждение возможностей предприятия, организации, учреждения по обеспечению заявленных показателей качества имеющимся персоналом. Обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обусловленной компетентностью должностных лиц и отдельных категорий персонала.



1.3 Процесс функционирования системы сертификации


Для функционирования системы сертификации необходимы:

1              профессиональные стандарты, определяющие основные требования к профессиональным знаниям и умениям;

2              независимый Центр сертификации, осуществляющий непосредственно проведение сертификационного экзамена, привлечение экспертов для подготовки стандартов и проведения экзаменов;

3              ресурсные центры, имеющие профильное оборудование и специалистов для проведения оценки практических умений и навыков сертифицируемых лиц.

Профессиональные стандарты разрабатываются при участии работодателей с учетом тех требований к работникам, которые необходимы по каждой конкретной профессии.

Центр сертификации персонала осуществляет следующие функции:

-  организует и обеспечивает процедуру и утверждение итогов сертификации;

-  обеспечивает наличие бланков сертификатов и их заполнение, ведет учет сертифицированных лиц и экспертов;

-  ведет учет средств, поступающих в качестве платы за сертификацию, обеспечивает финансовую отчетность.

Ресурсные центры планируется организовать на базе имеющихся учреждений профессионального образования, оснастить современным оборудованием, обучить специалистов.



1.4 Объекты сертификации персонала

Объекты сертификации:

-  физические лица, добровольно пожелавшие получить документальное подтверждение соответствия своей профессиональной подготовки или компетентности требованиям профессионального стандарта занимаемой или предполагаемой в перспективе должности/профессии;

-  должностные лица, специалисты, руководители трудовых коллективов, отдельные категории персонала;

-  отдельные трудовые коллективы в отношении всего кадрового потенциала либо какой-то его части;

-  отдельные категории работников.



1.5 Структура процессов сертификации персонала


Сертификация осуществляется в рамках определённой системы и по выбранной схеме. Порядок её проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщённая схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена 5-ю основными этапами:

1              Заявка на сертификацию.

2              Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

3              Анализ результатов оценки соответствия.

4              Решение по сертификации.

5              Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

1. Этап заявки на сертификацию в выборе заявителем органа по сертификации, способного провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Заявка направляется по установленной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматривает её и сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, в том числе схему сертификации, наименование испытательной лаборатории (если они предусмотрены схемой сертификации) или их перечень для выбора заявителем, номенклатуру нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация. В случае сертификации персонала в решении по заявке указывается экзаменационный центр.

2. Оценка соответствия персонала как особого объекта сертификации имеет свои особенности. В последнее время этот вид сертификации развивается в виде самостоятельных систем сертификации, в частности, сертификации специалистов в области неразрушающего контроля, оценки движимого и недвижимого имущества. После подачи заявки в орган по сертификации специалист получает комплект документов для заполнения. Они необходимы органу для предварительной оценки возможности сертификации заявителя. В первую очередь последний должен соответствовать установленным критериям, таким как:

-  общее и профессиональное образование;

-  опыт работы в специальной области;

-  профессиональная этика;

-  физическая пригодность.

Дополнительно к этому запрашиваются отчёты о работе в специальной области, сделанные заявителем за последнее время (отчёты по оценке, протоколы проверки методами неразрушающего контроля). При положительном результате по предварительной экспертизе входных документов со специалистом, желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нём указываются сроки и порядок проведения сертификационного экзамена, а также условия оплаты. Экзамен проводится в специальном аккредитованном испытательном (экзаменационном) центре. Он должен располагать необходимыми площадями, оборудованием, документацией, персоналом и быть независимым от структур обучения и органа по сертификации. Экзамен, как правило, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть экзамена, например, в Германии, при сертификации специалистов по неразрушающему контролю на соответствие DIN EN 473 проводится в письменной форме с разделением на общую и специальную части. Специалисты по оценке, например, автотранспорта, сдают теоретические экзамены в письменной и устной формах. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы он имитировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзамена и их оценка экзаменационной комиссией фиксируется в протоколе. Результаты экзамена сообщаются заявителю через некоторое время после обсуждения и утверждения протокола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение является тайным.

3. Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверке системы качества в органе по сертификации. При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата.

4. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на персонал распространяется на 5 лет.

5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта Казахстана, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или приостановления его действия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Госстандарта Казахстана и других участников системы сертификации.


























2 Что даёт сертификация персонала


2.1 Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации

персонала   



Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации персонала:

-  выполнение требований международных рынков труда, продукции, товаров и услуг;

-  повышение конкурентоспособности предприятия;

-  выполнение требований заказчика, работодателя;

-  приоритетность инвестирования, кредитования;

-  обязательное условие участия в международных тендерах/ проектах;

-  повышение имиджа предприятия;

-  возможность реализации продукции (услуг) по обоснованным ценам;

-  дополнительный аргумент для отклонения претензий к изготовителю при предъявлении судебных исков по качеству производимой продукции или оказываемых услуг;

-  способ доказательства партнерам по бизнесу своей надежности;

-  способ повышения профессионализма и заинтересованности персонала;

-  возможность получить реальную оценку качества подготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности работников;

-  возможность сопоставить соответствие персонала заявленному качеству выпускаемой продукции;

-  возможность стимулировать персонал на повышение уровня своей квалификации, активизировать его профессиональный рост;

-  возможность сформировать рекомендации по перспективному направлению процессов внутрифирменного обучения, выработать предложения для корректировки образовательных стандартов системы профессиональной подготовки специалистов.



2.2 Что дает сертификация персонала непосредственно работникам

предприятия


Это, прежде всего:

-  документально оформленное свидетельство профессионализма;

-  подтверждение независимой организацией уровня квалификации и профессионального мастерства на текущий момент времени;

-  повышение шансов трудоустройства с учетом качества своей подготовки;

-  приоритетность продвижения по служебной лестнице;

-  подтверждение качества и надежности всех выполняемых работником операций;

-  основание для заключения трудового договора с индивидуальным тарифом оплаты труда;

-  дополнительное основание для повышения заработной платы;

-  обеспечение психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата.


































Заключение



Сертификация персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных (международных) стандартов. Сертификация персонала осуществляется на основе спектра (классификатора стандартов) специальностей и специализаций в профессиональном образовательном пространстве, согласованного с возможностями человека и тенденциями научно-технического прогресса, и спектра (классификатора стандартов) профессий и должностей в пространстве рабочих мест, согласованного с требованиями реального производства и возможностями профессионального образования.

































Список использованных источников



1. Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании»

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии - М.:ЮНИТИ, 2003

3. Раков А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг – М.:ЮНИТИ, 2002

4. Интернет http://tpp.mari-el.ru/sertificat.html

5. Интернет http://upr7.mnogosmenka.ru/upr70097/upr70112.htm



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.