- «давление» работодателей, как основных «заказчиков» кадров, предъявивших особые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений;
- необходимость повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию;
- создание основы для взаимопризнания профессиональных сертификатов выпускников образовательных учреждений в рамках создания единого европейского образовательного пространства.
Профессиональное образование, как известно, представляет собой сферу пересечения интересов:
- работодателей, которые выступают непосредственными заказчиками системы профессионального образования, поскольку именно к ним попадает ее конечный «продукт»;
- учащихся/студентов и их родителей, получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего;
- органов исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику как фактор социально-экономического развития территорий.
При этом основные функции управления системой профессионального образования (целеполагание, планирование и контроль) продолжают оставаться исключительно государственными.
Процесс создания стандартов уже идет.
Так, например, объявляется начало проекта разработки профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий по заказу Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РК и Ассоциации АП КИТ. В ходе проекта должны быть созданы профстандарты, описывающие должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Приводится анкета для специалистов отрасли, желающих принять участие в формировании профессиональных стандартов.
1.2 Цели сертификации персонала
Создание условий для работы предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности на едином товарном рынке Республики Казахстан
и выпуска конкурентоспособной продукции, а также для их успешной деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле.
Защита потребителя от недобросовестного изготовителя, использующего в процессе создания продукции (оказания услуги) трудовые ресурсы, имеющие уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующей заявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
Содействие предприятиям, организациям и учреждениям в компетентном выборе персонала на рынке труда.
Подтверждение возможностей предприятия, организации, учреждения по обеспечению заявленных показателей качества имеющимся персоналом. Обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обусловленной компетентностью должностных лиц и отдельных категорий персонала.
1.3 Процесс функционирования системы сертификации
Для функционирования системы сертификации необходимы:
1 профессиональные стандарты, определяющие основные требования к профессиональным знаниям и умениям;
2 независимый Центр сертификации, осуществляющий непосредственно проведение сертификационного экзамена, привлечение экспертов для подготовки стандартов и проведения экзаменов;
3 ресурсные центры, имеющие профильное оборудование и специалистов для проведения оценки практических умений и навыков сертифицируемых лиц.
Профессиональные стандарты разрабатываются при участии работодателей с учетом тех требований к работникам, которые необходимы по каждой конкретной профессии.
Центр сертификации персонала осуществляет следующие функции:
- организует и обеспечивает процедуру и утверждение итогов сертификации;
- обеспечивает наличие бланков сертификатов и их заполнение, ведет учет сертифицированных лиц и экспертов;
- ведет учет средств, поступающих в качестве платы за сертификацию, обеспечивает финансовую отчетность.
Ресурсные центры планируется организовать на базе имеющихся учреждений профессионального образования, оснастить современным оборудованием, обучить специалистов.
1.4 Объекты сертификации персонала
Объекты сертификации:
- физические лица, добровольно пожелавшие получить документальное подтверждение соответствия своей профессиональной подготовки или компетентности требованиям профессионального стандарта занимаемой или предполагаемой в перспективе должности/профессии;
- должностные лица, специалисты, руководители трудовых коллективов, отдельные категории персонала;
- отдельные трудовые коллективы в отношении всего кадрового потенциала либо какой-то его части;
- отдельные категории работников.
1.5 Структура процессов сертификации персонала
Сертификация осуществляется в рамках определённой системы и по выбранной схеме. Порядок её проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщённая схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена 5-ю основными этапами:
1 Заявка на сертификацию.
2 Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.
3 Анализ результатов оценки соответствия.
4 Решение по сертификации.
5 Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.
1. Этап заявки на сертификацию в выборе заявителем органа по сертификации, способного провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Заявка направляется по установленной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматривает её и сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, в том числе схему сертификации, наименование испытательной лаборатории (если они предусмотрены схемой сертификации) или их перечень для выбора заявителем, номенклатуру нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация. В случае сертификации персонала в решении по заявке указывается экзаменационный центр.
2. Оценка соответствия персонала как особого объекта сертификации имеет свои особенности. В последнее время этот вид сертификации развивается в виде самостоятельных систем сертификации, в частности, сертификации специалистов в области неразрушающего контроля, оценки движимого и недвижимого имущества. После подачи заявки в орган по сертификации специалист получает комплект документов для заполнения. Они необходимы органу для предварительной оценки возможности сертификации заявителя. В первую очередь последний должен соответствовать установленным критериям, таким как:
- общее и профессиональное образование;
- опыт работы в специальной области;
- профессиональная этика;
- физическая пригодность.
Дополнительно к этому запрашиваются отчёты о работе в специальной области, сделанные заявителем за последнее время (отчёты по оценке, протоколы проверки методами неразрушающего контроля). При положительном результате по предварительной экспертизе входных документов со специалистом, желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нём указываются сроки и порядок проведения сертификационного экзамена, а также условия оплаты. Экзамен проводится в специальном аккредитованном испытательном (экзаменационном) центре. Он должен располагать необходимыми площадями, оборудованием, документацией, персоналом и быть независимым от структур обучения и органа по сертификации. Экзамен, как правило, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть экзамена, например, в Германии, при сертификации специалистов по неразрушающему контролю на соответствие DIN EN 473 проводится в письменной форме с разделением на общую и специальную части. Специалисты по оценке, например, автотранспорта, сдают теоретические экзамены в письменной и устной формах. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы он имитировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзамена и их оценка экзаменационной комиссией фиксируется в протоколе. Результаты экзамена сообщаются заявителю через некоторое время после обсуждения и утверждения протокола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение является тайным.
3. Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверке системы качества в органе по сертификации. При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата.
4. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на персонал распространяется на 5 лет.
5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта Казахстана, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или приостановления его действия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Госстандарта Казахстана и других участников системы сертификации.
2 Что даёт сертификация персонала
2.1 Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации
персонала
Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации персонала:
- выполнение требований международных рынков труда, продукции, товаров и услуг;
- повышение конкурентоспособности предприятия;
- выполнение требований заказчика, работодателя;
- приоритетность инвестирования, кредитования;
- обязательное условие участия в международных тендерах/ проектах;
- повышение имиджа предприятия;
- возможность реализации продукции (услуг) по обоснованным ценам;
- дополнительный аргумент для отклонения претензий к изготовителю при предъявлении судебных исков по качеству производимой продукции или оказываемых услуг;
- способ доказательства партнерам по бизнесу своей надежности;
- способ повышения профессионализма и заинтересованности персонала;
- возможность получить реальную оценку качества подготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности работников;
- возможность сопоставить соответствие персонала заявленному качеству выпускаемой продукции;
- возможность стимулировать персонал на повышение уровня своей квалификации, активизировать его профессиональный рост;
- возможность сформировать рекомендации по перспективному направлению процессов внутрифирменного обучения, выработать предложения для корректировки образовательных стандартов системы профессиональной подготовки специалистов.
2.2 Что дает сертификация персонала непосредственно работникам
предприятия
Это, прежде всего:
- документально оформленное свидетельство профессионализма;
- подтверждение независимой организацией уровня квалификации и профессионального мастерства на текущий момент времени;
- повышение шансов трудоустройства с учетом качества своей подготовки;
- приоритетность продвижения по служебной лестнице;
- подтверждение качества и надежности всех выполняемых работником операций;
- основание для заключения трудового договора с индивидуальным тарифом оплаты труда;
- дополнительное основание для повышения заработной платы;
- обеспечение психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата.
Заключение
Сертификация персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных (международных) стандартов. Сертификация персонала осуществляется на основе спектра (классификатора стандартов) специальностей и специализаций в профессиональном образовательном пространстве, согласованного с возможностями человека и тенденциями научно-технического прогресса, и спектра (классификатора стандартов) профессий и должностей в пространстве рабочих мест, согласованного с требованиями реального производства и возможностями профессионального образования.
Список использованных источников
1. Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании»
2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии - М.:ЮНИТИ, 2003
3. Раков А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг – М.:ЮНИТИ, 2002
4. Интернет http://tpp.mari-el.ru/sertificat.html
5. Интернет http://upr7.mnogosmenka.ru/upr70097/upr70112.htm
Страницы: 1, 2