Рефераты. Себестоимость продукции, прибыль, рентабельность

8) Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

    Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных обо

ротных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.

     Планируется прибыль раздельно по видам:

• от реализации товарной продукции;

• от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

• от реализации основных фондов и другого имущества;

• от внереализационных доходов и расходов.

     Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них — метод прямого счета и аналитический. Раскроем на примерах эти отечественные традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли с учетом опыта зарубежных государств.

      МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

      Расчет ведется по формуле

П=(В-Ц)—(В-С),

где П — плановая прибыль;

    В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

    Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

    С — полная себестоимость единицы продукции.

     Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец предстоящего года.

     Пример расчета прибыли методом прямого счета.

     Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

     АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

* определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

* исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

* учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

      При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

      План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

      Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период до 1 октября, так как иначе

уровень рентабельности отчетного года не сможет служите базовым для планируемого года.

    На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.

    Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ас сортимента, сортности, то на следующем этапе планирована определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации

продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

     Пример расчета прибыли аналитическим методом. Как отмечалось ранее, расчет осуществляется в три этапа.


    Этап I. По табл. №6 определяется базовая рентабельность (отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции).

    Этап II. На планируемый год в данном примере предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск этой продукции в планируемом году по себестоимости

отчетного года составит 903 553 руб. (821412*110/100)

                     Таблица №6

             Расчет базовой рентабельности(руб.)

Показатели

Отчет за 9 месяцев

План 4 квартала

Ожидаемое исполнение за текущий год (гр1+гр2)

А

1

2

3

1.Сравнимая товарная продукция отчетного года:

а) по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов)

б) по полной себестоимости

2. Прибыль на объем сравнимой товарной продукции (стр. 1а — стр. 16)

3. Поправки к сумме прибыли в связи с имевшими место в течение года изменениями цен (+ или —) за время с начала года до даты изменения

4.Прибыль, принимаемая за базу (стр. 2 + стр. 3)

5.Базовая рентабельность, % (стр.4*100/ /стр.16)





874148


610037



264111






+3312


267423


43,8





291382


211375



80007






-


80007


37,9





1165530


821412



344118






+3312


347430


42,3



      Прибыль по сравнимой товарной продукции планируемого года, исходя из базового уровня рентабельности, будет равна 382202,9 руб. (903553*42,3/100)

     Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция планируемого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 272000 руб., а в действующих ценах (за минусом НДС и акцизов) — 320045,7 руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию планируемого года составит 48045,7 руб. (320045,7 — 272000).

      Этап III. На третьем этапе расчетов учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли.

     Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом. Выпуск сравнимой товарной продукции в планируемом году по себестоимости отчетного года исчислен в сумме 903 553 руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости планируемого года определена в сумме

1 406 340 руб. (см. табл. 5, гр. 5).

      Отсюда повышение себестоимости сравнимой товарной продукции равно 502 787 руб. (1406 340 — 903 553), что повлечет снижение плановой прибыли.

      Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой продукции по полной себестоимости в отчетном и планируемом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и планируемом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия (исчисленную как отношение прибыли к полной себестоимости изделия), принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в отчетном и планируемом году.

     Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (табл. №7)

     Средняя рентабельность в планируемом году увеличивается по сравнению с отчетным годом на 0,45% (35,68—35,23).

     Изменение ассортимента продукции в планируемом году приведет к росту плановой прибыли на 4066 руб. (903553*0,45/100)

     На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в планируемом году. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислить об объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.

Таблица №7.

Расчет влияния на плановую прибыль изменения ассортимента продукции в планируемом году.

Наименование продукции

Рентабельность отчетного года по структуре ассортимента продукции в том же году

Рентабельность отчетного года по структуре ассортимента продукции в планируемом году


Удельный вес в общем объёме сравниваемой продукции

Рентабельность

Коэффициент (гр.1* *гр.2): 100

Удельный вес в общем объёме сравниваемой продукции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.