Рефераты. Рынок. Рыночная система. Модель рынка

          Убытки и сокращающиеся отрасли.  Но что произошло бы, ели бы исходная рыночная ситуация была бы менее благоприятной для продукта Х? Предположим, что сначала условия на рынке продуктов оказалось бы таким, при которых фирма могла бы продать свои 15 единиц продукта Х а по цене лишь 75 коп. за единицу. Общая выручка составила бы 11 руб. 25 коп.. После выплаты заработной платы, ренты и процента на сумму 10 руб. фирма получила бы прибыль ниже нормальной – 1 руб. 75 коп.. То есть фирма получила бы убыток – 1 руб. 75 коп.. Разумеется, фирму не заинтересовало бы участие в такой непроцветающей  отрасли. Напротив, предприниматели устремились бы в процветающие отрасли, обеспечивающие нормальную прибыль или даже экономическую прибыль. Отсюда следует, что со временем существующие в отрасли Х фирмы прекратили бы свое существование или перешли бы в другие отрасли, приносящие нормальную или еще более высокую прибыль. Однако в таком случае рыночное предложение продукта Х сократится по сравнению с рыночным спросом, и тем самым цена продукта снова станет повышаться, пока со временем убытки не ликвидируются. Отрасль Х в результате восстановит и стабилизирует объем своего производства. Соотношение рыночного предложения и спроса, зафиксированное в точке, где экономическая прибыль оказывается нулевой, и определяет общий размер производства продукта Х. И в данном случае отрасль на время достигает равновесного объема производства.

          «Голосование долларом». Следует подчеркнуть важную роль потребительского спроса в определении видов и количества производимых продуктов. Потребители, не подверженные правительственным ограничениям и обладающие денежным доходом от реализации ресурсов, расходуют свои доллары на те товары, которые они главным образом хотят и в состоянии покупать. Эти расходы фактически представляют собой голосование долларом, посредством которого потребители декларируют свои потребности, предъявляя спрос на рынке продуктов. Если набирается достаточно большое количество таких «голосов», предприятия готовы производить данный продукт. Увеличение потребительского спроса, то есть увеличение числа «долларовых голосов», поданных за продукт, означает экономическую прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Такие прибыли служат сигналом для расширения этой отрасли и увеличения производства ее продукта. И наоборот, сокращение потребительского спроса, то есть меньшее число «голосов», поданных за продукт, приводит к убыткам и со временем к сокращению попавшей в трудное положение отрасли. По мере выхода фирм из отрасли производство продукта уменьшается. По существу, отрасль вообще может прекратить свое существование. Короче, «долларовые голоса» потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том. Какие продукты станут производить добивающиеся прибылей предприятия.

          Рыночные ограничения свободы (выбора). С точки зрения предприятий они, как мы видим, не свободны производить то, что они желают. Потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей или понести кару в виде убытков или даже банкротства.

          В большей мере это справедливо также и в отношении поставщиков ресурсов. Спрос на ресурсы – это производственный спрос, т.е. производный от спроса на товары и услуги, производству которых способствуют ресурсы. В более общем плане очевидно, что в стремлении максимизировать доход от продажи своих людских и материальных ресурсов поставщики ресурсов вынуждены следовать требованиям рыночной системы и делать свой выбор, руководствуясь потребительским  спросом. Поскольку только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью, поскольку именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы. Поставщики ресурсов отнюдь не «свободны»направлять свои ресурсы на производство товаров, которые не удовлетворяют потребителей. Причина в том, что не могут существовать фирмы, производящие именно такие товары, так как потребительский спрос на них недостаточно высок, чтобы сделать их производство прибыльным. Короче, потребители демонстрируют свои предпочтения в форме спроса, предъявляемого на рынке продуктов, а производители и поставщики ресурсов соответственно реагируют на этот спрос, чтобы обеспечить свои собственные интересы. Рыночная система передает желания потребителей предприятиям и поставщикам ресурсов и добивается от них надлежащего ответа.

Организация производства.

          Как должно быть организовано производство в рыночной экономике?

          1. Как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями.

          2.Какие именно фирмы должны осуществлять производство в каждой отрасли.

          3. Какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять.

          Производство и прибыль. Рыночная система направляет ресурсы в те, отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным. Одновременно рыночная система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Когда бы все фирмы располагали временем для вступления в процветающие отрасли и для выхода из непроцветающих, объем продукции каждой отрасли оказался настолько большим, что обеспечивал бы только нормальную прибыль. Если общий объем продукции в таких условиях составляет 1500 единиц, а наиболее прибыльный объем продукции составляет 15 единиц, как в приведенном выше примере, отрасль состоит из 100 конкурирующих фирм.

          Второй и третий подвопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективную технологию производства.  А экономическая эффективность зависит :

1) от имеющихся технологий, то есть от альтернативных комбинаций ресурсов, или факторов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции;

2) от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

          Наименьшие издержки производства. Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не только от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологий, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая лишь применения нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на нужные ресурсы существуют слишком высокие цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Короче, та комбинация ресурсов, которая обеспечивает производство, скажем, продукта Х стоимостью 15 руб. при наименьших денежных издержках, является самой эффективной.

Распределение общего объема продукции.

          В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену. Если цена единицы продукта Х составляет 1 руб. , т.е. покупатели, которые в состоянии и хотят заплатить эту цену, приобретут единицу этого продукта, а те, кто не в состоянии и не желают платить эту цену, продукт не купят.

          А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за продукт Х и другие имеющиеся продукты? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство может предложить в обмен на часть общественного продукта. В пределах денежного дохода потребителя готовность последнего заплатить равновесную цену за продукт Х и решает, поступит ли в распоряжение этого потребителя часть указанного продукта или не поступит. А такая готовность купить продукт Х зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение продукту Х, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями Х и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей.

          Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Те домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов по наследству, в результате тяжелого труда и бережливости, путем использования особой деловой сметки или посредством обмана, получают крупные доходы и, таким образом, распоряжаются большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно маленькие доли национального продукта.

Адаптация к изменениям.

          Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Это, естественно, подразумевает, что та специфическая система распределения ресурсов, которая в настоящее время наиболее эффективна и соответствует данной структуре потребительских вкусов, данному составу альтернативных технологий и данной структуре предложения ресурсов, может превратиться в устаревшую и неэффективную по мере того. Как с течением времени меняются потребительские предпочтения, создаются новые технологии производства и перестраивается состав предлагаемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной?

          Ориентирующая функция цен. Предположим, что происходит изменение потребительских вкусов. Скажем, вследствие возросшего осознания необходимости заботиться о своем здоровье потребители решили, что станут меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как экономика в настоящее время не обеспечивает производство необходимого количества велосипедов. Передаст ли рыночная система сигнал об этом изменении предприятиям и поставщикам ресурсов и подскажет ли им необходимость надлежащей корректировки производства?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.