Рефераты. Рынок. Рыночная система. Модель рынка

 

Субъекты рыночных отношений.

 

          Рынок, представляет собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

          Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики.  Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, вооружения, здания и ряд других товаров. В ряде случае государство закупает научные исследования и разработки, проекты, духовные и культурные ценности, предоставляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары находящиеся в государственной собственности.

          Предприятия, фирмы функционируют ради получения прибыли и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества фирм являются другие фирмы, домашние хозяйства и частично государство. Приобретают также предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

          Домашнее хозяйство - это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги.

 

Виды рынков.

 

          Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

·    Различие рынков по видам и способам торговли.

          - Рынок непосредственной продажи - это рынок, в котором продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежные средства покупателю. Обычно  такой вид в магазинах, ларьках.

          - Продажа за безналичные имеет место, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.

          -Продажа товаров в кредит широко распространена в странах с рыночной экономикой. Покупатель в данном случае приобретает товар в обмен на обязательство выплатить деньги целиком или отдельными частями в оговоренные в обязательстве сроки.

·     По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынки.

          - Рынок оптовой торговли - это купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями продавцами непосредственно у производителей или на торговых базах, через биржи, на ярмарках. Это выгодно, так как при оптовой закупке ниже цена, удобней и дешевле транспортировать товар от производителя к продавцу. Позволяет создать у продавцов необходимые запасы товаров.

          - Рынок розничной торговли представляет собой куплю-продажу единичных поваров, то есть в небольшом количестве по розничной цене. Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук индивидуальным покупателям.

·    По степени легализации рыночных процессов различают легальный (открытый, узаконенный) и так называемый "черный" рынок. Последний возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

·    Рынки можно разделить по типу товара, являющегося объектом торговли. При этом надо иметь в виду, что рынок, рассматриваемый как место купли и продажи товаров, может совмещать в себе разные виды рынков.

          В целом рынки можно классифицировать следующим образом:

          - Рынок потребительских товаров и услуг. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на: -рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

          - Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- Рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;

- Особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личной собственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного назначения.

          -Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Данный вид рынка включает в себя еще несколько рынков:

- рынок рабочей силы - это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников;

- рынок средств производства - это исключительно обширный рынок, в сферу деятельности которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в производстве прямо или косвенно;

- рынок инноваций. это специфическая область купли продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.

          - Финансовый рынок отражает спрос и предложения финансовых средств, то есть денег, валют, акций, облигаций и других ценных бумаг. В него входят:

- рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Организационной структурой такого рынка выступает фондовая биржа;

- рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В тоже время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка;

- денежный рынок -это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. Основным элементом денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег;

- рынки срочных контрактов, или фьючерсные рынки. Функционирование данного рынка проявляется в сведении в одном месте потребителя и производителя с тем, чтобы они договорились о той цене, по которой определенные товары перейдут из рук в руки в определенные сроки в будущем. Основным продуктом продажи на таких рынках выступают фьючерсные и форвардные контракты на поставку товаров.

          - Информационный рынок целесообразно выделить отдельно. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетие. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

          - Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства.

          Естественно, что все перечисленные типы рынков по функциональному признаку не существуют обособленно, они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Нарушение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике в целом.

 

Формы собственности.

 

          Индивидуальная собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему. Ее различают на личную и частную, хотя такое различие не принципиально.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.