Рефераты. Рынок высокотехнологичной продукции и его особенности в Самарской области

- повышение   инвестиционной   привлекательности   страны  за  счет внедрения  в  национальное   законодательство   единых  подходов  в применении     механизмов     регулирования     внешнеэкономической деятельности;

-  упрощение  договорно-правовой  базы, регулирующей внешнеторговый оборот.

     Открывающийся в ближайшее время новый раунд многосторонних переговоров существенно расширяет круг ведения ВТО и включает в него вопросы регулирования международных инвестиций, антимонопольной политики, экологии. Россия заинтересована в принятии участия в обсуждении данных вопросов на правах полноценного участника Организации.

     ВТО признает право государств-участников на защиту национальных производителей и внутреннего рынка, однако такая защита может осуществляться только в соответствии со строго установленными правилами при условии их включения в национальное законодательство.

     В большинстве международных классификаторов к высокотехнологичным товарам относят авиационную технику, фармацевтические препараты, электронику, компьютеры, средства связи, программное обеспечение. Регулирование торговли товарами и услугами, относящимися к сфере высоких технологий, включено в каждый из трех блоков соглашений ВТО.

     Торговля товарами, в том числе наукоемкими, регламентирована многосторонними соглашениями по торговле товарами (Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-94), Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам и другие); технологически сложные услуги, в том числе, регулируются в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС); права интеллектуальной собственности, затрагиваемые в процессе мировой торговли, оговорены в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

     Договорные обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, принятые странами-членами ВТО, служат основой для применения и изменения национальных законодательных актов в сфере международной торговли.

     Ниже приведены примеры некоторых основных соглашений ВТО, в той или иной мере применимых к торговле высокотехнологичными товарами и услугами:

*  Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам - разрешает на временной основе защищать отдельные отрасли производства в случае резкого увеличения ввоза конкурирующих товаров, наносящих серьезный ущерб отечественным производителям.

*   Соглашение по телекоммуникационным услугам действует с 1998 года и имеет статус Протокола к Генеральному соглашению по торговле услугами. Соглашение направлено на либерализацию торговли основными услугами связи, открытие рынков для новых технологий, повышение конкуренции на внутренних рынках.

* Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) основано на признании того факта, что растущая часть стоимости товаров и услуг связана с их интеллектуальным содержанием, и обеспечивает минимальные международные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности. В 1999 году Совет ТРИПС поставил в повестку дня вопрос об обеспечении прав интеллектуальной собственности в контексте развития электронной торговли.

* Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, необязательные для всех членов ВТО):

     К ним, например, относятся соглашения, регулирующие торговые отношения, разногласия и взаимные претензии стран, производящих и приобретающих гражданскую авиационную технику. Формально Соглашение действует только для тех стран-членов ВТО, которые к нему присоединились добровольно, поскольку обладает особым статусом "необязательного соглашения" в отличие от многосторонних соглашений, обязательных для выполнения всеми участниками Организации.

     Однако практически все страны-производители, за исключением Бразилии, имеющей статус наблюдателя Соглашения, являются его участниками и официально настаивают, чтобы все вновь вступающие в ВТО участники, выпускающие авиационную технику, присоединились к нему в обязательном порядке. Более того, на Россию оказывается давление с целью отмены национальных нормативно-правовых актов, противоречащих Соглашению, еще до вступления в ВТО.

Основные требования Соглашения:

 - ликвидация импортных пошлин, НДС и таможенных сборов при ввозе в страну   воздушных   судов  (кроме  военных),  компонентов и узлов, авиадвигателей и их частей, авиационных тренажеров и всех их узлов и компонентов;
- осуществление   любых   контролируемых   правительством   закупок авиационной  техники  исключительно на конкурсной основе с участием иностранных производителей;
- включение в стоимость воздушного судна государственной финансовой поддержки,  полученной  на  его  создание,  а  также  части затрат, понесенных государственным бюджетом по военным программам (если при изготовлении    использовались    результаты   НИОКР,   агрегаты  и комплектующие,  созданные  в  процессе  выполнения государственного оборонного заказа);
- ликвидация   технических   барьеров   при   торговле  гражданской авиатехникой:   гармонизация   правил   сертификации  и  стандартов производства, переход  на  международные стандарты летной годности;
- выполнение  требований  как на федеральном, так и на региональном уровне.

     Присоединение к данному соглашению фактически сделает невозможной реализацию Федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники как противоречащей его основным нормам, а также потребует ликвидировать преференциальный режим, предоставленный производителям авиатехники на региональном уровне (Воронежская, Самарская, Ульяновская области, Татарстан).

2.4.1 Проблемы и противоречия в деятельности ВТО

     Конфликт интересов стран-участниц Организации и несовместимость позиций различных сторон переговорного процесса в последние несколько лет достигли глобальных масштабов. Более 60 развивающихся стран заявили, что они не только не могут позволить себе расширить рамки либерализации торговых отношений, но и выступили с предложением отсрочить введение ранее достигнутых договоренностей Уругвайского раунда.

     Снижение барьеров проникновения промышленного импорта в страны третьего мира не вызвало ответной реакции со стороны развитых стран. Средний уровень таможенного тарифа на готовые продукты, которые развитые страны импортируют из развивающихся, в четыре раза превышают ставки пошлин, на товары, поступающие из других развитых стран.

     Под видом антидемпинговых процедур развитые страны фактически осуществляют протекционистскую защиту неконкурентоспособных отраслей экономики.

     Провал принятия многостороннего соглашения об инвестициях, подготовленного ОЭСР, продемонстрировал степень остроты конфликта интересов инвесторов и стран-объектов приложения капитала.

     Проект Соглашения был направлен на либерализацию международной инвестиционной деятельности путем снятия всех барьеров для прямых инвестиций. Многие его положения касались ключевых областей государственного суверенитета стран-реципиентов капитала. Разрабатывается еще один механизм защиты западных рынков от импорта из развивающихся стран - социальный демпинг, предусматривающий введение обязательных стандартов по использованию рабочей силы: минимального размера оплаты труда, продолжительности рабочего дня, запрета на использование труда несовершеннолетних.

     Усиливается тенденция к фрагментации мировой торговли в региональном (в виде замкнутых экономических блоков типа Европейского Союза) и корпоративном направлениях (торговля в рамках транснациональных компаний).

     Сложившийся в ВТО механизм принятия решений на основе консенсуса (хотя формально предусмотрено голосование) позволяет крупнейшим развитым странам - в первую очередь США и Европейскому Союзу - контролировать деятельность Организации[15].

 

 

 

 

 

3. МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ

ПРДУКЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1 Общие рекомендации

     Бесспорно, важнейшей задачей является сохранение и активизация научно-промышленного потенциала области, стимулирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности.

     Администрацией области совместно с научными организациями подготовлен проект Закона Самарской области "О научно-технической и инновационной деятельности в Самарской области". Он нацелен на развитие системы поддержки и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности.

     Научными организациями при поддержке администрации области разработан проект комплексной инновационной программы Самарской области: "Наука-образование - инновации - производство - рынок: 2002-2005 годы". В документе сведены воедино все направления инновационной деятельности. Реализация программы будет способствовать активизации инновационной деятельности и расширению коммерческого использования перспективных наукоемких технологий предприятиями области.

     Что касается технопарков, то в Самарской области государственная поддержка таких структур является стратегически важным направлением промышленной политики. Технопарки, инновационные центры призваны решать задали развития научно-технического предпринимательства, эффективного использования площадей промышленных предприятий, обеспеченных необходимой инфраструктурой, восстановления экономики депрессивных территорий области.

     Проектирование технопарка в Самаре намечено на 2002 год. В его создании будут принимать участие вузы области, а также малый бизнес.

     Инновационные центры и технологические парки помогут создать объекты интеллектуальной собственности, которые обеспечат трансферт технологий из научных организаций в отечественную промышленность и за границу, а также из-за рубежа в Россию.

     Сегодня одна из важнейших целей – поиск баланса между фундаментальными и прикладными разработками. Если финансировать только фундаментальную часть, то тогда не замыкается технологическая цепочка. К сожалению, отечественный высокотехнологичный сектор пока не может эффективно выстраивать ни одной замкнутой макротехнологической цепочки. У нас есть либо первичные фундаментальные наработки, но нет продолжения, либо есть приложение, но нет фундаментальной основы. Весь мир развивается тем, что выстраивает макротехнологическую цепочку и на этой основе прорывается на мировой рынок. Современное положение диктует единственно возможный, на мой взгляд, выход – большинство фундаментальных исследований должны финансироваться государственным бюджетом. Должны создаваться специальные рисковые фонды, в бюджете развития приоритетные технологии должны быть выделены отдельной строкой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.