Рефераты. Рынок высокотехнологичной продукции и его особенности в Самарской области

Законодательное, нормативное и организационное обеспечение

·         Региональная научно-техническая программа “Развитие научно-технического и инновационного потенциала Самарской области в 2001-2005 гг.”;

·         Действует Совет по научно-технической и инновационной политике при Администрации области.


 

3.4 Проект «Программа по инновационным технологиям

в Самарской области (ИНТЕХ)»

     Несмотря на все трудности переходного периода, Россия продолжает сохранять достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. Основная задача состоит в том, чтобы включить имеющиеся ресурсы в экономическое и технологическое возрождение страны, эффективно использовать имеющийся положительный опыт поддержки и развития инновационной деятельности.

     Для реализации проекта была выбрана Самарская область – регион, в котором сконцентрированы передовые производственные предприятия, учебные и научно-исследовательские учреждения, инновационные предприятия, проводится активная политика поддержки малого предпринимательства. Он представляет один из наиболее продвинутых и перспективных регионов России для реализации задач по поддержке и активизации инновационной деятельности.

     Главной целью проекта является сохранение и развитие отечественного научно-технического потенциала, повышение инновационной активности предприятий, организаций, ведомств Самарского региона, продвижение на рынок технологий и разработок, содействие международному сотрудничеству в области инновационной деятельности.

     Проект включает в себя проведение:

·         исследования инновационного потенциала Самарской области в целях определения потребности, возможности и направлений поддержки инновационных предприятий и коммерциализации технологий;

·         семинара для представителей областных структур поддержки инновационного предпринимательства, администрации, консалтинговых и учебных организаций;

·         трех семинаров для представителей отобранных инновационных предприятий из Самарской области по основам технологического менеджмента и коммерциализации технологий;

  • международной конференции и выставки.

В процессе выполнения проекта были проведены следующие исследовательские работы.

1.  Анализ наличия и типов инновационных предприятий Самарской области.

2.  Определение областей технической поддержки приоритетных направлений оказания образовательной, консалтинговой, информационной поддержки инновационных предприятий.

3.  Формулирование критериев отбора предприятий и организаций на Самарскую межрегиональную выставку инновационных технологий.

4.  Определение наличия и подготовленности кадровых ресурсов инновационных предприятий.

5.  Оценка инвестиционного потенциала региона и направлений взаимодействия инновационных предприятий с потенциальными инвесторами.

6.  Определение проблем, мешающих развитию инновационного предпринимательства Самарской области с целью разработки предложений по их преодолению на региональном и федеральном уровне.

7.  Разработка направлений взаимодействия структур поддержки предпринимательства и решения приоритетных задач в области развития и поддержки инновационного бизнеса Самарской области.

     Для выполнения вышеуказанных исследовательских работ, во-первых, необходимо было провести анализ всех составляющих научно-технического и экономического потенциала региона а, во-вторых, получить соответствующую информацию от субъектов малого инновационного предпринимательства на территории Самарской области. С этой целью была разработана и распространена специальная анкета. В определении состава инновационных предприятий, распространении анкеты и анализе поступившей информации активное участие приняли специалисты Государственного венчурного фонда Самарской области.

     Первым важным этапом выполнения проекта стало исследование инновационного потенциала малых предприятий Самарской области

     Для малых инновационных предприятий большое значение имеют вопросы работы с инвесторами и кредиторами. К ним соответственно обращалось 46% и 72% предприятий, но результаты обращения были несущественными. В этой связи у предприятий есть ощущение неуверенности в работе с инвесторами и кредиторами. Многие предприятия вообще не обращались к инвесторам. Общие причины этих существующих проблем – незнание технологий работы с инвесторами и кредиторами, отсутствие соответствующей информации и неверие в успех привлечения средств.

     Малые инновационные предприятия испытывают острую потребность в привлечении финансовых средств для своего развития. Особо следует отметить потребность в долгосрочных займах и лизинге, так как, по данным исследования предприятий, коммерциализация и трансфер технологий ориентированы, в основном, на длительность 2-3 года, а материально-техническая база сильно изношена.

     Также была выявлена тематика дисциплин программы обучения (бизнес-планирование, охрана и правовая защита интеллектуальной собственности, инновационный менеджмент, коммерциализация и трансфер технологий), в которой малые предприятия заинтересованы, чтобы иметь соответствующих специалистов.

     Вторым этапом проекта ИНТЕХ стала его обучающая часть, реализуемая в период с февраля по март 2000 г. Сначала в ходе тренинга на 2-х недельном российско-американском семинаре “Инновационный менеджмент для малых предприятий” было подготовлено 26 консультантов. Они представляли различные инфраструктурные организации, ВУЗы, консалтинговые и лизинговые компании, занимающиеся вопросами поддержки малого бизнеса. Ряд консультантов, прошедших обучение, выступили в качестве лекторов на 3 трёхдневных семинарах, организованных для обучения представителей малых инновационных фирм. Всего на трёхдневных семинарах было обучено 56 человек, из них по полной программе обучения – 48 человек (45 руководителей и менеджеров малых предприятий и 3 представителя от инфраструктурных организаций). По итогам обучения были выданы сертификаты.

     Консультанты активно участвовали в содействии выполнения проекта ИНТЕХ по поиску новых фирм-участников проекта. Дополнительно были выявлены предприятия в г.г. Тольятти и Кинель.

     По итогам семинаров был проведён Круглый стол, на котором была осуществлена попытка привлечь внимание крупных промышленных предприятий к сотрудничеству с малыми инновационными фирмами.

     Кульминационной частью проекта ИНТЕХ явились проведённые на базе музея им. П. Алабина с 25 по 28 мая 2000 г. Самарская межрегиональная выставка инновационных технологий и Международная конференция “Инновационные технологии и бизнес”. Они были посвящены решению практических вопросов продвижения новых наукоемких технологий на рынок.

     На выставке было представлено более 150 инновационных, инвестиционных и инфраструктурных проектов от 72 организаций и предприятий Самарской области, Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани, Нальчика. Дополнительно заочное участие в выставке с публикацией информации в её официальном каталоге приняли 11 предприятий. Кроме того, на экспозициях структур, объединяющих организации из разных регионов России, например, Морозовский проект, Национальное содружество бизнес-инкубаторов и др. были отдельно представлены более 100 предприятий и организаций, не вошедших в информацию каталога. Экспозиция размещалась на выставочной площади в 400 кв.м. Представленные проекты и разработки были связаны как с техническим воплощением новых идей, так и с вопросами поддержки малого бизнеса. Большую часть экспозиции составляли разработки малых предприятий, но были также представлены и крупные промышленные предприятия г. Самары, такие как АО "Моторостроитель", АО "Салют", АО "Волгабурмаш", АО “Самараэлектромаш”, Государственный ракетно-космический комплекс “ЦСКБ-Прогресс”. От проекта ИНТЕХ, прошедших обучение на семинарах, на выставке непосредственно экспонировались 22 официальных и 11 заочных участников.

 

3.5 Комплексная инновационная программа Самарской области

"Инновации – Производство - Рынок на 2002-2005 годы"

     Анализ регионального инновационного потенциала показывает, что основным сдерживающим фактором его развития является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых ресурсов (финансовых, производственно-технологических, управленческих и так далее), а также эффективных мотивационных стимулов и условий для успешного продвижения инноваций на рынок. В конечном итоге это приводит к недостаточной эффективности вложения бюджетных средств в региональные научно-технические программы и проекты.

     С целью активизации инновационной деятельности подготовлен проект комплексной инновационной программы Самарской области "Инновации-Производство-Рынок на 2002-2005 годы", разработанный с учетом прогноза социально-экономического развития Самарской области и основных направлений экономической и социальной политики Администрации области на 2002 - 2004 годы.

     Основу Программы составляют комплексные проекты, представляющие собой обоснование целесообразности совместного выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и системы мероприятий, направленных на опытное и промышленное освоение инноваций с целью реализации их на рынке или использования в хозяйственном обороте.

     Концептуальную основу Программы составляют три базовых технологических принципа рыночных механизмов формирования и реализации комплексных проектов:

  1. самоорганизующихся инновационных сетей;
  2. независимой экспертизы и конкурсного отбора;

3.  маркетинга, конкуренции и партнерства, рентабельности и ресурсной интеграции.

     Инновационная сеть представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности и бизнеса, которые на договорной основе самостоятельно объединяются для выполнения комплексных проектов.

     Участниками инновационных сетей могут выступать как отдельные юридические лица, так и объединения юридических лиц различной формы собственности и отраслевой принадлежности, действующие на время выполнения проектов на территории Самарской области, в том числе иностранные, и из других регионов Российской Федерации.

     Ресурсная интеграция предусматривает системную интеграцию инновационных, производственно-технологических, управленческих и множественных источников финансовых ресурсов с целью эффективной реализации комплексных проектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.