Рефераты. Рынок труда и безработица

5. Банк вакансий, конец года (тыс.ед.)

 

99,2

134,9

135,0

 

В рамках данной программы были предприняты меры по сдерживанию высвобождения и стабилизации безработицы.

¨     были организованы 69 временных консультационных пунктов в организациях, осуществляющих массовое высвобождение;

¨     проведено опережающее обучение 1,7 тыс. высвобождаемых работников;

¨     увеличено число ярмарок вакансий.

Это позволило подобрать подходящую работу 8 тыс. работников до момента их увольнения. Предоставлены компенсационные выплаты более 7 тыс. работников, временно находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы организаций [3].

Согласно данной Программе было сделано:

¨     во исполнение городского Закона о квотировании рабочих мест трудоустроены на квотированные рабочие места свыше 15 тыс. подростков и более 14 тыс. инвалидов, имеющих рекомендации к труду;

¨     были организованы общественные и временные работы, на которые привлечено около 120 тыс. москвичей;

¨     в рамках программы «Мой двор» около 11 тыс. москвичей выполняли работы по установке и ремонту детских и спортивных площадок, очистке территорий от мусора, удалению сухостоя, устройству и ремонту цветников, посадке деревьев и кустарников, ремонту асфальтовых покрытий;

¨     в 1998г. профориентационную помощь получили более 51 тыс. старшеклассников московских школ, проведены 20 молодежных ярмарок вакансий, которые посетили более 80 тыс. молодых москвичей;

¨     реализуется социальная программа «Молодежная практика».

Всего материальной поддержкой при безработице были обеспечены 143,2 тыс. безработных граждан в виде пособий, материальной помощи и дотаций, досрочных пенсий, стипендий при профобучении.

Предусматривается увеличить численность занятого населения за счет наращивания объемов профобучения, общественных и временных работ, созданных рабочих мест в приоритетных отраслях экономики города [3].

 

Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 1998-2000гг. сориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развитие гибкого рынка труда.

Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития РФ на 1998-2000 годы, разработанного Министерством экономики РФ.

В рамках этой программы предполагалось:

¨ развитие системы общего и профессионального образования, направленное на профессиональную подготовку новой рабочей силы;

¨     восстановление  и развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создание условий для самообучения;

¨     развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения;

¨     развитие системы непрерывного образования, направленного на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;

¨     развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения  выполняет широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте – развитие трудовых ресурсов общества, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности; в социальном – повышение статусного положения гражданина в обществе, конкурентоспособности на рынке труда, что рассматривается как важнейшее средство защиты от безработицы [6].

3.3  Минимальная заработная плата.

 

Государственное регулирование рынка труда во многих странах предусматривает законодательно установленный уровень минимальной заработной платы. Возможны два варианта:

1.     Минимальная заработная плата распространяется на весь рынок труда – это модель минимальной заработной платы с полным охватом рынка.

2.     Минимальная заработная плата распространяется только на часть отраслей или профессий – это модель минимальной заработной платы с неполным охватом рынка.

В первом случае установление минимальной заработной платы выше равновесной для данного рынка труда при прочих равных условиях приводит к уменьшению уровня занятости и увеличению уровня безработицы (как правило, для неквалифицированной рабочей силы).

Для преодоления негативного влияния введения минимальной заработной платы на занятость неквалифицированной рабочей силы (например, молодежи) иногда устанавливают отдельный уровень минимальной заработной платы (субминимум) ниже, чем для всего рынка труда.

 

3.4  Понятие общественных работ.

 

В п.1 ст.24 Закона о занятости появилось понятие общественных работ. Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность и организуемая в качестве социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Существенное значение для участия граждан в общественных работах имеет дополнение п.2, ст.24 Закона о занятости следующим абзацем: «Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитывается состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу»[5].

 

3.5  Профсоюзы.

 

Профессиональные союзы (профсоюзы) – организации, объединяющие работников и созданные для представления и защиты их интересов.

Профсоюзы – не только экономический, но и социально-политический институт, поэтому целью их деятельности является реализация как экономических, так и политических интересов. При анализе экономической деятельности профсоюзов в экономической теории предполагается, что они стремятся улучшить для своих членов две характеристики – уровень заработной платы и уровень занятости.

В экономической теории существует негативный (традиционный) и позитивный взгляды по проблеме влияния профсоюзов на экономическую эффективность.

При отрицательной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность учитывают следующие моменты:

¨     издержки от забастовок;

¨     ограничения на мобильность, увеличивающие издержки поиска;

¨     ограничения на мобильность и жесткость заработной платы, способствующие росту безработицы;

¨     снижение уровня прибылей и соответственно сокращение инвестиций, ограничивающее экономический рост;

¨     потери в выпуске от влияния на распределение ресурсов.

При альтернативной позитивной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность исходят из того, что профсоюзы рассматриваются как институт «коллективного голоса» на внутренних рынках труда.

Их роль заключается в том, чтобы соединить предпочтения работников непосредственно с интересами управления и, участвуя в определении правил установления заработной платы и продвижения по служебной лестнице, способствовать снижению конкуренции на внутренних рынках труда.

В соответствии с этой точкой зрения такие действия профсоюзов приводят к:

¨     сокращению текучести работников, а соответственно и к уменьшению издержек от текучести;

¨     закреплению правил, обеспечивающих продвижение по службе работников со стажем, что устраняет конкуренцию на внутренних рынках труда и создает стимулы для более старших работников для того, чтобы делиться опытом работы с более молодыми (неформальна профессиональная подготовка на рабочем месте);

¨     обобщение опыта и рационализаторских предложений;

¨     повышению дисциплины и снижению издержек от оппортунистического поведения работников;

¨     сокращению трансакционных издержек заключения трудовых контрактов, заменяя индивидуальные трудовые контракты коллективными соглашениями.

Все это способствует повышению производительности труда и экономической эффективности производства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Журнал «Вопросы экономики», ноябрь 1999г., с.99-113

2.     Газета «Экономика и жизнь», 2000г., №14, с.30

3.     Газета «Московская правда», 26 апреля 2000г. ст. «Задание на будущее»

4.     Журнал «Мировая экономика и мировые отношения», 1999г., №8, ст. «Рынок рабочей силы – новые тенденции», Н. Вишневская, с.20-25

5.     Журнал «Домашний адвокат», 1999г., №20 (185), с.3-5

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.