Рефераты. Рынок труда и безработица

¨     дотации бюджета.

Кроме того, действуют и иные формы вспомоществования для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, – разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д..

Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.

Если общество выбирает иную, монетаристскую модель стабилизационных программ, связанную с формированием так называемого эффективного рынка, тогда система социальной защиты обедняется. В этом случае уровень налогов и потребительских цен гораздо ниже. Но платой за монетарный путь развития могут быть нищета, преступность, маргинализм.

Эти факторы, которые подрывают устои эффективности рынка:

¨     нищета уменьшает покупательский спрос и тем самым углубляет спад;

¨     преступность снижает склонность к инвестированию, что также углубляет экономическую нестабильность;

¨     маргинализм приводит к полной утрате квалификационных навыков, что равнозначно снижению экономического потенциала нации.

Специалисты по организации труда и социологи утверждают: разрастание безработицы сверх 15% числа занятых делает недостижимым здоровый рынок из-за криминогенной ситуации. Значит, решительность монетарных программ наталкивается на экономические преграды (по-видимому, существует и другой ограничитель – средняя продолжительность безработицы на одного безработного).

Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи:

1.          за счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка.

Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением ресурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организации рынка труда. Разрастание маргиналов вызвало такую неожиданную реакцию даже у государств рыночного типа;

2.          процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок.

Примером такой политики может служить Программа содействия занятости населения Москвы, а также Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000гг..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1.

Основные показатели Программы содействия

занятости населения Москвы.

 

Показатели

1998г.

1999г.

2000г.

(прогноз)

1. Численность обратившихся (тыс.ч.)

в том числе за трудоустройством    

604,4

651,3

675,0

299,7

334,5

355,0

2. Содействие в трудоустройстве (тыс.ч.)

278,7

316,3

336,0

3. Регистрируемая безработица, конец  года (тыс.ч.)

52,5

44,6

37,4

4. Уровень регистрируемой безработицы, конец года (%)

0,97

0,84

0,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.