Рефераты. Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования различных экономических систе...

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции:

1. фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета);

2. функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3. социальная функция предполагает использования государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Концепции использования бюджета. Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки:

·        она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);

·        снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;

·        снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки;

·        сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых функции еще и экономические. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включает как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии.

Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.

В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи - макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики.

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков пере государством, а экономическая - обязанность государства перед налогоплательщиками.

Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства.

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране); наличием разнообразных налоговых льгот и скидок: определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.

В современной рыночной экономике основными налогами считаются подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения), о чем свидетельствуют данные таблицы.

 

Структура налоговых поступлений


США

Англия

Франция

Германия

Швеция

Япония

Общая сумма

29

39

45

39

52

27

В том числе:







Подоходный налог

10

10

6

11

19

7

Налог на прибыль

2

4

2

2

2

6

Отчисления на социальное страхование

8

7

19

13

13

7

Косвенные налоги

9

18

18

13

18

7

           

Подоходный налог и налог на прибыль взимаются, как правило, по декларации о доходах и имеют прогрессивные ставки. Налог на прибыль предприятий зависит от размеров прибыли. Им облагается чистая прибыль до  распределения (до выплаты дивидендов). Для распределяемой и нераспределяемой прибыли могут существовать различные ставки налогообложения.

Взносы на социальное страхование являются, прямы личным налогом, но имеют строго целевой характер. Они складываются из взносов предпринимателей и наемных работников. Ставки этого налога устанавливаются к фонду заработанной платы, поэтому для лиц наемного труда - это прямой вычет из доходов, а для предпринимателей - одна из статей издержек производства.

Косвенные налоги - это надбавка к ценам и тарифам. Они распространяются на ограниченный круг торговых и производственных предприятий. Главная цель косвенных налогов - увеличение доходов государственного бюджета.

Начиная с 60-х годов в развитых странах, налоговая система становиться важнейшим средством государственного воздействия на экономику. И это не случайно, ибо налоговые мероприятия позволяют перераспределить в государственный бюджет возрастающую долю национального дохода и тем самым использовать их как средство стимулирования экономических процессов.

Манипулирование ставками налогов - обязательный элемент налоговой политики развитых стран. В 80 - е годы во многих странах они были значительно снижены. Так, в США с июля 1987 г. ставка налога на прибыль корпораций снижена с 46 до 34 %. В Японии в 1989 - 1990 гг. налог на прибыль снижен с 42 до 37,5%. В Великобритании в 1984 - 1987 гг. - с 52 до 35 %. Во Франции в 1989 г. в целях стимулирования капиталовложений введено разделение ставок налогообложения для распределенной и нераспределенной части прибыли. В чрезвычайных условиях в некоторых странах вводится дополнительный налог на сверхприбыль предприятий. Он исчисляется как превышение над средним уровнем прибыли за ряд лет.

Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противоречивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно-технический прогресс; структурные сдвиги и экономический рост в развитых странах. С другой стороны, государственный бюджет недополучает огромные средства. Так, за 1987-1991 гг. за счет предоставления корпорациям налоговых льгот федеральным бюджетом США недополучено средств на сумму более 110 млн. долл., что способствовало появлению устойчивых бюджетных дефицитов, усиливающих развитие инфляции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.