Рефераты. Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования различных экономических систе...

Кейсианцы считают современные рынки неконкурентными, а потому и неспособными автоматически регулировать спрос и предложение, в особенности соотношение между ценами и заработной платой. Монополии и олигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос. В то же время профсоюзы выступают за гарантированный уровень заработной платы при заключении трудовых соглашений и коллективных договоров с предпринимателями. Всё это приводит к тому, что рыночное регулирование является негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падению цен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы.

Кейнс считал,  что государство должно воздействовать на рынок в целях  увеличения  спроса,  так  как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

 Вмешательство государства в регулирование экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмы производста, получившие в литературе название экономических циклов.

Чтобы понять, как возникли теоретические предпосылки теории Кейнса, необходимо учесть, что они сформировались в период глубокого спада и разрушительного кризиса капиталистического общества. Кейнсу казалось, что в этих условиях именно активные действия государства по регулированию экономики посредством фискальной политики способны вывести производство из глубокого кризиса. Однако игнорирование правильной денежно-кредитной политики последователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеют значения», вызвало критическое отношение к его концепции. Когда вместо ожидавшейся кейсианцами депрессии после Второй мировой войны наступила инфляция, многие экономисты всё больший интерес стали проявлять к монетаристкой концепции, анализирующей ту часть экономического цикла, которая сопровождается инфляцией.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

– высокая доля национального  дохода,  перераспределяемая через госбюджет;

– создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

– широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали  возможность  перераспределения без  ущерба накоплению  капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории – макроэкономики.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.


1.4 Неоклассическая теория.


Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции  неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование  косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления  капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств  (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления.  Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе  рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику  приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. [10, с.51].

2. Рыночная система.

2.1 Преимущества рыночной системы.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства – экономика производит то, что требуют потребители, путём применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов:

а) её контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают;

б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек, препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу;

в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью эти решения осуществляются на деле. Экономические системы, базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не в такой степени и не через такой механизм, как чистый капитализм. Социалистические хозяйства используют рынки и цены главным образом для осуществления решений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.

                     2.2. Методы регулирования рынка.


Когда стало развиваться крупное машинное производство и сложился национальный рынок, на смену средневековой цеховой монополии ремесленников с её жёсткой регламентацией производства и сбыта товаров пришла свободная конкуренция, которую вели раздробленные и сравнительно небольшие предприятия, производившие продукты для сбыта на неизвестный рынок.

Капиталистические монополии начали разрушать такой рынок: они производили учёт рынков средств производства и сбыта продуктов, воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстных интересах. Государственное вмешательство в экономику привело к созданию особого – нерыночного – сектора хозяйства, где монополии работают по государственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированном сбыте продукции.

Рынок по-прежнему служит непременным элементом нормально действующей экономики. Ни один общественный строй не может обходиться без рыночной системы, которая неизменно демонстрирует  уникальные и ничем незаменимые возможности: без  всякого насильственного вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.

Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные последствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всём народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.



2.3    Несовершенство рынка и их последствия.

Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:

1) рынок способен решать главные экономические проблемы;

2) рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали, что:

1) после создания крупного масштабного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач;

2) дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка – на основе составляемых государством централизованных планов.

Однако исследования учёных, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в России, показали, что:

-         механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить;

-         централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.