Рефераты. Рынок и государство

Рынок и государство

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос о месте государства в экономической деятельности общества дискутировался практически в течение всего ХХ века, начиная с выхода в свет книги Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой автор пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства может поддержать экономическое равновесие и справиться с массовой безработицей. В дальнейшем в теорию Кейнса большой вклад внес один из самых влиятельных современных экономистов П..Самуэльсон. В учебнике «Экономика» он сумел обосновать и развить в соответствии с новыми экономическими условиями идею кейнсианства и смешанной экономики.

В 70-е годы популярность теорий регулирования ослабла в связи с проявившимися недостатками государственных мер воздействия и бюрократическими издержками. Стало очевидно, что государство не в состоянии комплексно решать все общественные проблемы. Самой пагубной чертой государственного сектора по общему признанию является порождаемая ею бюрократия, которая в конечном итоге становится верхушечной структурой, оторванной от общественных интересов.

На рубеже 70-80-х годов кейнсианство вытесняется идеями Чикагской школы монетаризма. Среди бесспорных лидеров Чикагской школы необходимо назвать имя американского экономиста М.Фридмана. В целом его взгляды сводятся к тому, что рынок – это добровольное сотрудничество индивидов. Характеризуя свою концепцию, он пишет, что «любая оценка кратковременных изменений хозяйственной активности будет, по-видимому, содержать серьезные ошибки, если она игнорирует движение денег». Другими словами, денежно-кредитная политика предпочтительнее, бюджетной.

Как известно, в основу реформы начала 90-х годов в России была положена монетаристская концепция. Однако игнорирование особенностей экономической структуры страны (высокая монополизация, большая роль естественных монополий, отсутствие частного сектора, дефицит товаров, преобладание в отраслевой структуре доли сырьевых отраслей и тяжелой промышленности и др.) не позволил использовать механизм экономического роста, заложенный этой моделью. Более того, противоречия постсоветской экономики еще более усилились и к ним добавились чисто рыночные.

 

 

 

 

 

Именно придание государству функций экономического субъекта, активно участвующего в становлении рыночной экономики, становится важнейшим элементом нового этапа реформ в России.

Целенаправленное регулирование неизбежно вторгается в макроэкономические процессы, взаимодействуя с традиционной рыночной системой. Однако было бы неверным представлять, что динамика современного рыночного хозяйства связана только с усилением  регулируемых начал в экономике и умалением значимости рыночного хозяйственного механизма. Рынок, как и прежде, остается базовым элементом развитых экономических систем, его значимость даже увеличивается. С особой наглядностью это проявляется в развитии конкуренции как важнейшей составляющей рыночного механизма. П.Самуэльсон пишет: «Наша задача использовать полезные черты…рынка для того, чтобы рыночный механизм не увел слишком далеко от желаемых целей». В решении этой задачи большая роль принадлежит государству.

Экономическая сущность государства как субъекта хозяйствования не позволяет ему руководствоваться только рыночными ориентирами. Вместе с тем государство не может обходиться без рыночных связей. «Деятельность государства, - подчеркивает Дж.Гэлбрейт, - должна быть направлена на совершенствование рынка, а не на отмену или обход его».

Таким образом, хозяйственный механизм современной развитой рыночной экономики характеризуется тем, что государство, максимально перепоручив рынку одни сферы экономики, берет под свою опеку поддержание основных общехозяйственных пропорций, ограничение социально опасных последствий свободного частного предпринимательства.

Регулирующая деятельность государства многогранна. Помимо финансирования производства, правительство осуществляет целый ряд социальных программ, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики, проводит комплекс мер, направленных на охрану окружающей среды, охрану здоровья и труда граждан, защиту прав потребителей и т.д. В данной работе рассматриваются основные средства прямого и косвенного вмешательства государства в экономику и условия их  эффективного применения.

 

 

 

 

 

1. Рынок и государство

1.1. Место государства в рыночной экономике

 

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимым для продолжения производства в национальных масштабах; отраслевые и общественные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laissez fair - laissez passer). В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

           

 

 

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, Германии, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании) в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, в Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

 

1.2. Государственное регулирование – его субъекты и объекты

 

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры ми земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса, крестьяне

 

 

 

виноградных районов Франции и жители Рурского угольного бассейна и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.