Сроки размещения еврооблигаций составляет 5—10 лет. Доход — купонный, в процентах к номиналу (примерно 9—13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1—2 раза в год. Форма существования еврооблигаций обычно бездокументарная.
Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.
7) Ценные бумаги региональных органов государственной власти
Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» классификация государственных ценных бумаг имеет следующий вид:
• федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством, рассмотренные выше;
• государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления;
• муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления.
Ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые региональными органами государственной власти, то есть региональные ценные бумаги.
Задачей региональных ценных бумаг является привлечение финансовых ресурсов региональными органами государственной власти для:
• покрытия временного дефицита регионального бюджета;
• финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального и объектов региональной инфраструктуры;
• финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;
• финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.
Существуют две главные формы региональных займов: выпуск региональных ценных бумаг и ссуды. Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей[12]. Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям. В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:
• более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
• надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.
Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.
Решение о региональном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение регионального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой дохода, если это предусмотрено условиями займа).
В целом на региональные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.[13]
Становление рынка государственных ценных бумаг можно подразделить на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и посткризисную историю рынка. Основные параметры развития рынка внутреннего долга в России приведены в приложении А.
1. Май 1993 – конец 1995 гг.
Целью создания российского рынка государственных ценных бумаг был переход от прямого кредитования Центробанком РФ Министерства финансов (то есть финансирования дефицита федерального бюджета за счет денежной эмиссии) к эмиссии государственных ценных бумаг и их размещению на финансовом рынке. Предполагалось, что данный способ финансирования бюджетного дефицита будет способствовать снижению инфляции, развитию финансового рынка России, в том числе стимулировать рост банковских сбережений экономических агентов (юридических и физических лиц), и расширение спектра предлагаемых банковских услуг.
Высокие процентные ставки по депозитам населения, существовавшие на том этапе развития экономики, обуславливали ускоренный прирост депозитов населения в коммерческих банках (по сравнению с ростом внутреннего долга), что создавало условия для расширения ресурсной базы для данного сегмента финансового рынка (см. рисунок 1). Депозитные вклады населения в коммерческих банках устойчиво возрастали с начала 1994 г., что объяснялось развитием национальной банковской системы и финансовых рынков. Рост банковских депозитов населения обеспечил формирование ресурсной базы рынка внутреннего долга, равно как и финансовую стабилизацию.
Рисунок 1 – Доля депозитных вкладов населения в совокупном денежном предложении (агрегате М2), в % к итогу.
Источник: Ведеев А., Клепач А. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития. Аналитическая лаборатория "Веди". 2003 //www.vedi.ru
После кризиса в октябре 1994 года на валютном рынке рынок государственных ценных бумаг впервые был использован для стабилизации состояния российских финансов. Тогда, сразу после резкого падения курса рубля (более чем на 25%), наряду с проведением Центробанком РФ валютных интервенций, была резко повышена доходность госбумаг, что позволило привлечь на рассматриваемый сегмент свободные рублевые ресурсы и, соответственно, сбить спрос на иностранную валюту. В дальнейшем подобная практика регулирования доходности государственных ценных бумаг для улучшения обстановки на валютном рынке использовалась вплоть до кризиса в августе 1998 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12