Однако чаще всего он прибегает к власти. Власть – это авторитарная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей. Власть может принимать разнообразные формы, однако данный руководитель использует власть, основанную на принуждении. Руководитель влияет через страх и тем самым заставляет работников выполнять свои задания. В его организации железная дисциплина, строгий порядок, единый для всех без исключения. Руководитель является тем человеком, который устанавливает правила и законы. Сам руководитель представляется жестким, твердым человеком. Он дисциплинирован, трудолюбив и старателен, т.е. сам подчиняется всем требованиям, которые устанавливает для подчиненных. Он не
прислушивается к чужому мнению, вопросы решает самостоятельно, опирается на свой ум и жизненный опыт. И из-за своей консервативности является менее удачливым там, где нужно его творческое решение. Своим подчиненным он не дает выражать свои мысли, взгляды, идеи; не поощряет новые творческие проекты. Работник должен строго выполнять
свою работу и поэтому инициативные люди долго не задерживаются в данной организации.
Наблюдается большая текучесть кадров из-за неудовлетворенности характера работы, условий работы, сотрудники не видят перспективы
роста. Люди не довольны нравственной атмосферой, которая царит в коллективе, своим руководителем, мешающим реализовываться и строгими порядками, правилами, мешающими приятной работе. Тем более за невыполнение задания неминуемо следует наказание, без учета личных причин, обстоятельств и индивидуальных способностей. Все это создает повод для увольнения. Люди уходят из этой организации в надежде устроиться лучшим образом, найти коллектив, где царит взаимопонимание и поддержка и где человек может реализовать свои идеи, свободно высказывать свои мысли, не боясь наказания, найти руководителя, который будет рассматривать человека как личность, а не как рабочий механизм. Но в данной организации руководитель видимо, доволен проводимой им политикой, он без труда достигает результатов, его отдел может проделать большой объем работы, когда надо устранить «прорыв». И руководитель не думает что-то менять для облегчения работы его сотрудников. Он является руководителем, который использует авторитарный стиль руководства.
Этому стилю присущи единоличное принятие решений, а также слабый интерес к работнику как к личности. Интересы общего дела ставятся выше личных. Руководитель управляет подчиненными в силу своей власти,
вытекающей из иерархической организации предприятия. Он ожидает от подчиненных только повиновения. И поэтому между руководителем и подчиненными наблюдаются слабые непрочные личные контакты. Руководитель ограничивает самостоятельность и развитие подчиненных. В организации нарастает опасность принятия ошибочных решений из-за
чрезмерной перегруженности руководителя. Руководитель не использует
Мотивацию труда, так как он социально отделяется от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказания порождает у них страх. В свою очередь у работника формируется негативное отношение к руководителю и в целом к предприятию. В организации царит атмосфера недоверия, слухов и сплетен. Но, не смотря на все это, авторитарный стиль, применяемый руководителем, имеет и преимущества. В такой организации существует возможность быстрого принятия решений и мобилизации сотрудников на их осуществление, обеспечивается быстрая стабилизация ситуации в не сложившихся конфликтных группах. Такой стиль имеет тенденцию быт ь эффективным при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионализма и организационной мотивации сотрудников.
При приеме на работу сотрудника этот руководитель предъявляет строгие требования, так как ему очень важна эффективность выполнения поставленных им целей и порученной работы. Естественно, что проще всего адаптироваться в новых условиях именно молодым людям - до 40 лет. Тем, кто старше, сложнее. Ведь жизненный опыт не только помогает, но еще и сковывает. Чем старше человек, тем сложнее ему перестраивать свою жизнь. А бизнес - это постоянная перестройка. После того как работника принимают в данную организацию, людей знакомят с компанией и её историей, основами корпоративной культуры с техникой безопасности и т.п. Кроме того в течение первых трёх месяцев
Проводится программа адаптации новичков. Первое – вводное занятие для новых сотрудников, на это уходит два дня, также сотрудников обучают на рабочих местах. Программы обучения являются стандартными, хотя и не жёсткими - руководитель может их адаптировать и добавлять что- то своё.
Таким образом, каждый руководитель выбирает самостоятельно
методы, формы своего влияния и стиль своего руководства. Для
процветания организации руководители проводят различную политику. Данный руководитель выбрал влияние через власть. Это приносит ему существенные результаты. По ситуации видно, что его отдел работает не в
убытки, а даже наоборот, наверное, успешно развивается. И поэтому, руководителя можно признать успешным, хотя ему не мешало бы подумать и о своих сотрудниках, которых совсем не удовлетворяет их работа. Но подлинным источником власти руководителя над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему. Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет влияют меньше - от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы надо сказать о следующем. Для эффективной деятельности организации во главе нее должен стоять руководитель, который будет организовывать и направлять усилия и способности подчиненных. Одной из его функций является руководство, для осуществления которой руководитель использует влияние.
Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей. Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация; Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством.
При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними.
Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе — предпочтительно вдохновенной, — направленной на достижение целей организации.
Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его или ее усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.
Поэтому «эффективный руководители» – это тот, кто может вести себя
по-разному в зависимости от требований реальности. Да, нельзя не признать значение личности руководителя, его личностные качества, его мастерства, искусности, способностей. Следовательно, управление всегда будет нуждаться в способном, талантливом руководителе – лидере.
Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов
данной проблемы. В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.
Приложение
Тест направлен на определение стиля руководства трудовым коллективом. Тест составляют 14 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Выберите из каждого пункта одно утверждение, которое наиболее подходит к характеру управления вашего руководителя.
Тест
1 Насколько руководитель принимает участие в решении дел?
а Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах
докладывали именно ему. - А
б Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы. - Л
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие. - Д
2 Как отдает приказы руководитель?
а Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит. - А
б Приказывает так, что хочется выполнить. - Л
в Приказывать не умеет. - Д
3 Требователен ли руководитель к своему заместителю?
а Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. - Л
б Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. -Д
в Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников. - А
4 Пытается ли руководитель создать хорошие отношения между людьми в коллективе?
а Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к
другу. -А
б В работе не заинтересован, подходит к делу формально. -Д
в Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе. -Л
5 Как относится руководитель к новым предложениям?
а Наверно, он консервативен, так как боится нового. -Д
б Инициатива подчиненных руководителем не принимается. -А
в Способствует тому, чтобы работали самостоятельно. -Л
6 Любит ли руководитель критику?
а На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней. -Л
б Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это. -А
в Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает. -Д
7 Насколько он ответственен в работе?
а Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность. -Д
б Ответственность распределяет между собой и подчиненными. -Л
в Руководитель единолично принимает решения или отменяет их. -А
8 Как руководитель относится к советам?
а Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. -Л
б Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю. -Д
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали. -А
9 На сколько он общается с подчиненными?
а Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не
с рядовыми подчиненными. -А
б Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. -Л
в Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных. -Д
10 Насколько руководитель вежлив с подчиненными?
а Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. -Л
б В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие. -Д
в По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым. -А
11 Какие действия руководителя в критических ситуациях?
а В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. -Д
б В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства. -А
в Критические ситуации не изменяют способа его руководства. -Л
12 Руководитель советуется с подчиненными по вопросам с которыми он не знаком?
а Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. -А
б Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим. -К
в Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны. -Д
13 Насколько руководитель требовательный?
а Пожалуй, он не очень требовательный человек. -Д
б Он требователен, но одновременно и справедлив. -Л
в О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым. -А
14 Контролирует ли руководитель работу подчиненных?
а Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит
подчиненных. -Л
б Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. -Д
в Контролирует работу от случая к случаю. –Д
Максимальное количество букв определяет стиль руководства.
Авторитарный стиль — А. Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Демократический стиль — Д. Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Либеральный стиль— Л. Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Литература
1 Г.Б. Казначейская «Менеджмент» – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.
2 И.Д. Ладанов «Практический менеджмент» – Френч и Рэйвен, М., 2006г.
3 Н.И. Кабушкин. «Менеджмент», - Минск 2007г.
4 О.С. Виханский; А.И. Наумов «Основы Менеджмента». Гардарики М., 2006г.
5 Н.И. Кабушкин «Основы Менеджмента». Экономпрес Минск, 2005г.
6 Дэйвид Киннис «Брокеры власти», Пер. с англ. Москва, 2007г.
7 Джон П. Коттер «Менеджмент организации» Пер. с англ. Москва, 2006г.
8 М.М. Максимцев, Комарова М.Н. «Менеджмент». Учебник для вузов. - 2-е издание, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2005г.
9 Михайлов Я.В. «Эффективный менеджмент». Учебно-практическое пособие М. Гелан, 2007г.
10 И.К. Шетти «Власть руководителя и эффективность организации» Пер. с англ., Москва, 2005г.
11 Р.Л. Кричевский «Если вы руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе» 3-е изд., доп. и перераб.- 2006г.
12 Толковый словарь по управлению. – М.: изд. «Аланс», 2005г.
13 Журавлев А.А. Стиль современной психологии управления М.: изд., «Экономика», доп. и перераб., 2007г.
14 Леонтьев А.Н. «Психология руководителя». М.: изд. «Наука», 2005г.
15 Курганов В. «Современный менеджмент. Теория и практика управления.» М.: 2004г.
16 М.М. Максимцев, «Менеджмент». Учебник для вузов.1-е издание, М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002г.
17 Обозов Н.Н., Щекин Г.В., Психология работы с людьми: Советы руководителю. – Политиздат Украины, Журнал № 6/2007 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6