Рефераты. Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия

Едва ли не самым главным аргументом в пользу присоединения России к ВТО с само­го начала переговоров и до сего дня являет­ся утверждение, что в результат наши ком­пании получат возможность защищаться в международных судебных органах от непра­вомерных санкций в отношении своего эк­спорта. «Пока мы не являемся членом ВТО, нас не допускают ни к каким переговорам, мы не имеем права голоса при решении важных вопросов, — жалуется генеральный директор «Северстали», Алексей Мордашов, возглавля­ющий рабочую группу РСПП по присоеди­нению к ВТО. — Постоянно проводят нечес­тную практику борьбы с нашими товарами на рынках. Мы не можем апеллировать к анти­демпинговому кодексу, антидемпинговому трибуналу, нас постоянно ограничивают или нарушают наши права. Вступление в ВТО мо­жет служить инструментом, который позво­лит нам защитить российские товары при продвижении их на внешний рынок».

В результате вступления в ВТО будто бы должны многократно возрасти объемы рос­сийского экспорта, вырасти валютная вы­ручка, отечественные производители увели­чат своё присутствие на зарубежных рынках. Как это ни печально, но для подобного оп­тимизма оснований не много. Судите сами.

По оценкам Минэкономразвития, от раз­ного рода ограничений нашего экспорта отечественные компании сегодня теряют 2-3 млрд. долларов в год. Андрей Кушниренко говорит, что при грамотном отстаивании своих интересов в рамках ВТО мы сможем добиться отмены или смягчения примерно половины действующих сегодня ограниче­ний. Итого наш потенциальный выигрыш — 1-1.5 млрд. долларов в год (минус издержки, связанные с ведением судебных споров, для которых, в частности, нужны высококвали­фицированные юристы, услуги которых вле­тают в копеечку). Немало, конечно, но и от­нюдь не «многократный рост российского экспорта» (сегодня он. напомним, превыша­ет 100 млрд. долларов в год).

«Россия заинтересована в присоединении к ВТО меньше, чем например Китай, который экспортирует только игрушек на сумму в пол­тора раза большую, чем Россия получает от эк­спорта нефти, — отмечает директор Всерос­сийского научно-исследовательского конъюн­ктурного института (ВНИКИ) Валерии Орешкин. — Наш основной экспорт — энергоноси­тели — будет осуществляться в неизменном режиме, поскольку никаких ограничений на торговлю энергоресурсами в мировой практике нет». Так что основа российского экспор­тного потенциала — нефтегазовый сектор — не получит никаких дополнительных выгод от присоединения страны к ВТО.

Второй главный плюс присоединения Рос­сии к ВТО, о котором говорят практически все его сторонники, — это возможность участия в выработке международных правил торговли с учетом российских национальных интересов.

«Не стоит забывать, что наши внешне­торговые партнеры получают выгоды от при­соединения России к ВТО немедленно, в то время как Россия может получить их в пер­спективе, — отмечает Валерий Орешкин. — При этом потери могут оказаться неизбежны­ми, а выгоды — возможными, для их реализа­ции потребуются существенные дополнитель­ные усилия». Другими словами, участвовать в переговорах мы, несомненно, будем, а вот удастся ли нам в результате этого чего-то до­биться — это совсем другой вопрос.

Необходимость приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО подавляющее большинство специалис­тов оценивает как однозначно положитель­ный факт. «Вступив в ВТО, Россия выйдет на единое международное правовое прос­транство, базирующееся на нескольких де­сятках соглашений, которые, в свою очередь, образуют правовую основу международной торговли, являются так называемым кодексом правил движения на мировом рынке, — говорит профессор Всероссийской академии внешней торговли Ипполит Дюмулен. — И отступать от этих правил просто глупо».

Изменение оте­чественного внешнеторгового законодатель­ства в соответствии с международными нор­мами — давно назревшая проблема. Причем здесь надо быть готовыми к кардинальному изменению привычных правил взаимоотно­шений бизнеса и государства, в частности к резкой переоценке так называемого админис­тративного ресурса, благодаря которому от­дельные компании продавливали для себя различные льготы. Например, по словам Александра Рубцова, возглавляемая им ком­пания «Ильюшин Финанс энд Ко» имеет на­логовую льготу в Воронежской области — на несколько лет освобождена от НДС, потому что у нее в регионе есть свой завод. После присоединения России к ВТО на российский рынок двинутся Boeing и Airbus. Предполо­жим, что «Ильюшин» уличит их в демпинге и полает на конкурентов жалобу в суд ВТО. Что будет в итоге? Суд скажет: «А вы сами по­лучаете поддержку от региональных властей, так что не жалуйтесь». А, если например, ка­кой-нибудь губернатор предоставит налого­вые льготы расположенному в его регионе ме­таллургическому комбинат); то все россий­ские экспортеры металла будут обвинены в демпинге и подвергнутся санкциям.

Еще одно малоочевидное последствие при­соединения к ВТО: чтобы защищать свои ин­тересы, отечественные производители импортзамешаюшей продукции должны будут обеспечить максимальную прозрачность фи­нансовой отчетности в соответствии с между­народными стандартами. Приходят, предпо­ложим, на наш рынок западные компании и начинают беспардонно демпинговать. Наши, понятно, вводят антидемпинговые санкции, а те, в свою очередь, подают жалобу в суд ВТО.

Но чтобы доказать оправданность антидем­пинговых санкций в суде ВТО. наши компа­нии должны будут предоставить полную фи­нансовую отчетность о своей деятельности. А многие российские предприятия к этому яв­но не готовы, поскольку "черный» нал до сих пор занимает прочное место в сфере произ­водства и реализации товаров широкого по­требления — продуктов питания, мебели etc. А «черный» нал и зашита своих интересов в международных судах — две веши несовмест­ные. И подобных сюрпризов присоединение к ВТО сулит нашим бизнесменам немало.

Сегодня уже не обсуждается вопрос, надо ли России вступать в ВТО. Мы вступаем. Краткосрочные плюсы и минусы этого шага зависят от условий, на которых мы присое­динимся к Всемирной торговой организации. Пока шанс выторговать приемлемые для оте­чественного бизнеса условия остается.

Но присоединение к ВТО — это шаг, рас­считанный на перспективу в десятки лет. И ре­альный баланс потерь и приобретений будет зависеть исключительно от экономической политики российского правительства. В част­ности, если многолетние разговоры о перео­риентации российского экспорта с энергоно­сителей и сырья на продукцию высоких пере­делов так и останутся пустыми декларациями, наши потери не окупятся никогда.


Выгоды от присоединения России к ВТО:

·        Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами.

·        Россия может получить выход на новые рынки услуг.

·        Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.

·        Адаптация нашего законодательства к международным нормам — положительный фактор для отечественного бизнеса.

·        Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

Издержки вступления в ВТО:

·        Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена.

·        Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин.

·        Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.

·        Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер.





ПОДДЕРЖКА РОССИИ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ВТО

 

Япония. После неформальной встречи бывшего премьер-министра Японии Рютаро Хасимото и Президента России Б.Н. Ельцина была достигнута догово­ренность о поддержки со стороны Японии вступления России в ВТО. Япония первой из промышленно развитых стран в начале 1998 г. Про­вела официальные переговоры по данной тематике с Россией.

США. Администрация США в целом благоприятно относится к вступлению России в ВТО. Однако в 70-е гг. конгресс США принял так называемую поправку Джексона—Вэника к закону «О торговле». Согласно ей США имеют право не предоставлять другим странам режим наибольшего благоприятствования (РНБ), если там нару­шают права человека, препятствуя свободному выезду граждан из страны.

Поправка была распространена на СССР и сохраняет свое дей­ствие для России. В 1994 г. Статус России в рамках применения по­правки Джексона—Вэника был изменен.

Ежегодно президент США после консультация с конгрессом вы­носит решение о предоставлении России РНБ.

По истечении года процедура повторяется вновь. Совсем от­менить поправку может только конгресс США, который пока не намерен этого делать. Иными словами, у США есть полное право, ссылаясь на упомянутую поправку, объявить и о непредоставлении России РНБ в полном объеме.

Кстати, подобный прецедент уже был. США отказались рас­пространить РНБ на недавно вступившую в ВТО Монголию. Единст­венная надежда — на получение заверения от американской стороны о поддержке России на переговорах по ВТО.

Страны ЕС. На уровне высшего политического руководства ЕС присоединение России к ВТО поддерживается. В частности, это было подтверждено на саммите Россия — ЕС в начале марта 1997 г. В Москве. Вместе с тем, позиция делегации ЕС на переговорах остается жесткой.

Перед ЕС поставлена задача о необходимости трансформации по­литической поддержки в более конструктивную позицию делегации ЕС. Прежде всего по указанным выше вопросам, а также по другим проблемам присоединения России к ВТО.

Евросоюз снял почти все возражения на вступление России во Всемирную торговую организацию. Как сообщается, стороны договорились по самой острой, газовой проблеме. По имеющейся информации, европейские переговорщики отказались от всех пунктов так называемого газового ультиматума Паскаля Лами.

     От России требовалось повысить внутренние цены и отменить экспортные пошлины на газ, а также ликвидировать монополию «Газпрома». Президент Путин дал личные гарантии, что «Газпром» будет реформирован. Видимо, президентские гарантии Евросоюз удовлетворили. Остальные возражения на вступление России в ВТО Евросоюз может снять уже сегодня.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономическо­го развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю.

Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что:

• условия членства обеспечат более благоприятные, чем в на­стоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;

• позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обла­дают другие члены ВТО.

Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многосто­роннего механизма разрешения торговых споров.

Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам-, так и об урегулирова­нии имеющихся проблем в доступе российских товаров и услуг на рынки членов ВТО.

После начала нового раунда («раунд тысячелетия») многосторон­них торговых переговоров в рамках ВТО процесс присоединения России будет происходить параллельно с этими переговорами.

В экономической программе Правительства Российской Федера­ции, утвержденной в июле 2000 г., зафиксирована цель интенсифи­кации переговоров о присоединении России к ВТО. В то же время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях.

Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдения национальных экономических инте­ресов и баланса взаимных требований и уступок.

В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО долж­но оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономи­ки, ориентированной на более активное включение в международ­ное разделение труда.

Россия намерена сохранить действующий торговый режим — без каких-либо ограничений со странами СНГ и партнерами по таможен­ному союзу. Он-то и попадет в российский перечень изъятий из общих принципов генерального соглашения о тарифах и торговле. Основани­ем для этого являются соглашения между Россией и странами СНГ «О свободной торговле» и «О таможенном союзе».

С точки зрения присоединения к ВТО основным вопросом является необходимость соответствия условий формирования зон свободной торговли и Таможенного союза стран СНГ положениям ВТО. Имеется в виду беспошлинная торговля внутри зон свободной торговли и еди­ный внешний тариф для стран-участниц Таможенного союза.

Так, в частности, нормами ВТО предусматривается, что если стра­на-член ВТО образует таможенный союз, то вступать в ВТО должен такой союз или одна из стран от его имени. В связи с соглашениями об образовании Таможенного союза пяти стран СНГ, ЕС, как и другие парт­неры, начинают все более настойчиво ставить такого рода вопросы.

Проблема состоит в том, что если участники Таможенного союза СНГ вступят в ВТО на значительно различающихся условиях, то это может существенно осложнить процесс формирования Таможенно­го союза.

Вопрос соответствия положениям ВТО по зонам свободной торговли и таможенным союзам должен рассматриваться после вступления в ВТО, а не на стадии переговоров о присоединении. ЕС неоднократно выступал в поддержку такого подхода в ходе переговоров о присоеди­нении к ВТО других стран, в частности государств Балтии.

Кроме того, формирование Таможенного союза находится в самой начальной стадии и окончательное оформление потребует времени. Вступать в ВТО все пять стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) намерены самостоятельно, консультируясь между собой. Законодательство каждой из стран предусматривает их полный суверенитет в вопросах внешнеэкономической деятель­ности.

В рамках зоны свободной торговли СНГ беспошлинный режим уже действует. Существуют некоторые различия во взимании НДС в СНГ по сравнению с третьими странами, но этот вопрос должен рассматриваться отдельно.

В торговле услугами для изъятий из РНБ наличие соглашений о свободе торговли не обязательно. Стране-кандидату достаточно просто аргументировано заявить о желании предоставить лучшие, нежели всем остальным, условия доступа на рынок поставщикам услуг из той или иной страны.

Льготный режим работы на российском рынке услуг, скорее всего, получат поставщики банковских и страховых услуг из стран ЕС. Это закреплено заключенным три года назад соглашением «О сотруд­ничестве и партнерстве» между Россией и Европейским союзом.

Распространять его на кого-либо еще российская сторона счита­ет экономически нецелесообразным. ВТО вполне удовлетворится таким объяснением, если оно будет подтверждено расчетами.


БИБЛИОГРАФИЯ:

1.     The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (The Legal Texts). — Geneva, 1995

2.     Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000.

3.     Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №66

4.     Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ).  – 2000. —  № 10.

5.     Внешняя торговля. - 1998. - № 3-4

6.     Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО //

7.     Во­просы экономики. — 2000. — №8.

8.     Внешняя торговля. — 2000. — № 2.

9.     Эксперт. — 2001. — № 41.

10. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (The Legal Texts). — Geneva, 1995.

[2] Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000. — P. 60.

[3]Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №66.


[4]Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — С. 22.

[5] Внешняя торговля. - 1998. - № 3-4.


[6] Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).  – 2000. —  № 10. — С. 2—3.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.