Рефераты. Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия

Это заседание во многом явилось поворотным в плане дальней­шего развития переговорного процесса. На нем российская деле­гация в целях более динамичного продвижения данного процесса подтвердила намерение (следуя заявлению, сделанному на Мини­стерской Конференции ВТО в Сингапуре в декабре 1996 г.) подгото­вить в ближайшие несколько месяцев свои предложения по доступу на российский рынок товаров и услуг и начать по ним предметные двусторонние переговоры со странами ВТО по согласованию кон­кретных параметров будущего членства России в организации.

Пятое заседание прошло по новому сценарию, когда официаль­ный его формат был значительно сужен, а основная работа велась входе параллельных двусторонних консультаций, которые были про­ведены с 18 странами.

Шестое заседания Рабочей группы состоялось в июле 1997 г. На заседании основным вопросом повестки дня были — техниче­ские барьеры в торговле (стандарты, сертификация), санитарные и фитосанитарные меры. В ходе заседания проводились двусторон­ние консультации о готовности наших предложений по доступу на рынок. Особое внимание уделялось проблемам государственных закупок.

Седьмое заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1997 г. и было посвящено вопросам доступа на рынок услуг, в том числе банковских. Проводились интенсивные двусторонние консуль­тации.

Восьмое заседание Рабочей группы состоялось в июле 1998 г. и было посвящено конкретным проблемам сельского хозяйства, суб­сидированию производства, в том числе и производства сельскохо­зяйственной продукции, техническим барьерам в торговле и др.

Девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось в Женеве 16 декабря 1998 г. В повестку дня этой сессии были включены следующие основные вопросы: развитие российского законодательства в сфере экономики и внешнеэко­номического регулирования и основные направления законотворче­ской работы в этой сфере по приведению его в соответствие с нор­мами и правилами ВТО; режим Российской Федерации в области тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрного сектора и экспортные субсидии на сельхозпродукцию; обзор хода двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров.

Десятое заседание Рабочей группы было проведено в октябре 1999 г. в формате многосторонних консультаций странч-ленов. Ключевым вопросом данной сессии явилось представление рос­сийской стороной первоначальных предложений по доступу на на­циональный рынок услуг, включающих перечень обязательств по торговле услугами и список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования). Таким образом, со стороны России был представлен последний недостающий документ для начала полно­масштабных переговоров по доступу на рынки с целью выработки конкретных условий присоединения России.

Кроме того, российская делегация изложила новые предложе­ния в сфере сельского хозяйства, обсуждались вопросы, связанные с развитием российского законодательства и региональными про­мышленными субсидиями[6].

Одиннадцатое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 25—26 мая 2000 г. В повестку дня были включены вопросы развития российского законодательства в сфере экономики и внешнеторгового регулирования; торговли услугами; промышленных субсидий; таможенной оценки; технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм. Также во время указанной сессии состоялась специальная многосторонняя (плюрилатеральная) встреча по обязательствам в сфере государственной поддержки сель­ского хозяйства и экспортным субсидиям.

Двенадцатое заседание Рабочей группы состоялось 18—19 де­кабря 2000 г. Повестка дня заседания включала следующие вопросы: обзор развития российского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, преференциальные торговые согла­шения и обзор состояния двусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания РГ была также приурочена серия двусторонних переговоров по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран.

Таким образом, можно констатировать, что информационный этап присоединения в целом завершен, хотя по мере необходимости он будет продолжаться в рамках Рабочей группы на многостороннем уровне вплоть до момента присоединения. Начиная с 1998 г. Акцент в процессе присоединения перенесен на двусторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки, которые в настоящее время находятся в активной фазе.


ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО


Когда речь заходит об издержках присоединения России к ВТО, раз­говор обычно сводится к опасности облегчения доступа иностранных компаний на отечественные рынки товаров и услуг «Транснациональные корпорации имеют бо­гатейший опыт вытеснения конкурентов с рынка — и этим, безусловно, воспользуют­ся. — говорит директор сводного департамен­та зоны свободной торговли Исполкома СНГ Владимир Покровский.Здесь мы можем по­терять очень многое. Например, если сейчас полностью открыть рынок услуг мобильной связи, то через некоторое время никаких на­циональных компаний в этой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг мно­гих товаров, особенно продовольствия, пото­му что страны ЕС тратят колоссальные день­ги на поддержание низких цен на продоволь­ственные товары». Во Всероссийском союзе страховщиков говорят, что со вступлением России в ВТО число российских страховщи­ков сократится в полтора-два раза. При этом у региональных страховщиков могут возникнуть серьезные трудности, что приведет к се­рии масштабных слиянии.

Резко возражают против открытия рос­сийского рынка для продукции зарубежно­го машиностроения представители Новоли­пецкого металлургического комбина­та (НЛМК). «Если сегодня Новолипецкий комбинат поставляет тридцать процентов своей продукции на внутренний рынок, то в случае вступления России в ВТО он сразу этот рынок потеряет, — говорит председа­тель совета директоров НЛМК Владимир Лисин. — Например, сельхозмашинострое­ние, не выдержав конкуренции, перестанет заказывать сталь. Резко потеряют объемы производства автомобилестроители».

Еще одна отрасль, которой присоедине­ние к ВТО сулит колоссальные проблемы, — гражданское авиастроение. «Сейчас пошли­на на ввоз самолетов составляет двадцать пять процентов, — говорит гендиректор компании „Ильюшин Финанс энд Ко» Александр Рубцов. — Если мы войдем в ВТО, то пошлина будет всего пять процентов, бо­лее того, они собираются отменить НДС. Это создаст очень удобные условия для при­хода иностранцев. Это нанесет огромный ущерб нашим производителям, поскольку мы не сможем выдержать такой конкурен­ции. Поэтому я считаю, что российская гражданская авиация должна войти в ВТО не ранее чем через двенадцать лет. И преж­де чем входить в ВТО, необходимо, чтобы прошел процесс интеграции нашей авиаот­расли и ее становление, на что, по нашим подсчетам, и уйдет порядка двенадцати лет». Отметим, что сокращение производства в таких отраслях, как автомобилестроение или авиастроение, неизбежно ударит по всем поставщикам комплектующих для этих производств, а это тысячи предприятий, включая такие благополучные сегодня от­расли, как черная металлургия и производ­ство алюминия. Пока обнадеживает только то, что, во-первых, именно по этим направ­лениям — гражданская авиация, автомоби­лестроение, финансовый сектор — перего­воры еще не завершены. И российская сторона занимает достаточно жесткую пози­цию. Вполне вероятно, что какого-то пере­ходного периода добиться все-таки удастся. Во-вторых, есть у нас стойкое подозрение, что пока угроза прихода иностранных кон­курентов на российский рынок не станет объективной реальностью, никакого прогресса в отечественном авто- и авиастроении ждать не имеет смысла. Судите сами — сколько лет уже наше автомо­билестроение защищено гигантскими импор­тными пошлинами от иностранных конку­рентов? Около десяти. Помогло это тому же ВАЗу вывести свои модели на мировой уро­вень? Об этом даже смешно говорить.

В-третьих, обсуждая перспективы тех или иных отраслей в свете возможного прихода западных конкурентов, надо обсуждать при­чины низкой конкурентоспособности отечес­твенной продукции. «Причина в том, что по­ка в России гораздо дороже капитал, — счи­тает Александр Рубцов. — У нас ставка рефи­нансирования LIB — двадцать пять процен­тов, а в США — всего два с половиной про­цента. То есть наш капитал в значительной степени дороже, и нашей гражданской авиа-рвм иии нельзя входить в ВТО. пока стои­мость капитала у нас и за рубежом не сравняется. На это опять-таки уйдет порядка двенадцати лет. Присоедине­ние к ВТО до этого убьет отечествен­ную гражданскую авиацию, она не вы­держит конкуренции с Airbus и Boeing». Действительно, кредитные ре­сурсы у нас существенно дороже, чем на Западе. Но ведь вступление России в ВТО как раз сможет существенно об­легчить эту проблему — приведение российского законодательства в соот­ветствие с международными нормами, большая прозрачность экономики снизят риски кредиторов, а приход за­падных банков и усиление конкурен­ции на рынке финансовых услуг облег­чат доступ к более дешевым кредит­ным ресурсам. Вот вам и снижение кредитных ставок, и увеличение ин­вестиций в промышленность. Плавное, чтобы продукция соответствовала требовани­ям рынка. Наконец, даже после вступления в ВТО в распоряжении российского правитель­ства останется достаточно большой набор эф­фективных инструментов зашиты своих рын­ков. В первую очередь это, разумеется, валют­ный курс. При нынешнем уровне зависимос­ти нашей экономики от мировых цен на энер­гоносители, при нашем гигантском внешнем долге всегда можно найти благопристойный повод для большей или меньшей девальвации рубля, не вызывая санкций со стороны ВТО.            Есть и более тонкие механизмы. В частнос­ти национальные стандарты на продукцию. Например, в последнее время приобрела ши­рокую известность история о том, как США заблокировали импорт швейцарского сыра, установив стандарт на размер дырок в сыре. В принципе никто не мешает и нам устано­вить на те же автомобили или авиатехнику та­кие стандарты, которым в большей степени будут соответствовать российские изделия, чем западные. Беда лишь в том, что импорт зачас­тую превосходит отечественную продукцию по всем параметрам, кроме разве что иены. Но, в конце концов, вечный парник для отечес­твенных производителей устраивать никто не собирается. Да и о потребителях грех было бы забывать. Они-то от конкуренции с иностран­цами только выиграют. Трудно не согласиться с главой ОАО «Объединенные машинострои­тельные заводы» Кахой Бендукидзе, который, выступая за скорейшее вступление России в ВТО, отмечает, что «мы в первую очередь граж­дане, которые хотят получать лучшее медицин­ское обслуживание, страхование, ездить на лучших автомобилях, есть качественную пи­шу и при этом не платить дополнительные на­логи».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.