Такую консолидацию можно практически обеспечить только одним способом: превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий критерий для действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринимателей, профсоюзов и других) и социальных групп. Конкретные организационные механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в период с 1997 по 1999 год и были законодательно оформлены в ряде субъектов Российской Федерации.
Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формирование крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур.
Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда задач:
обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприятия, как правило, многократно уступают своим иностранным конкурентам по масштабам капитала, организационным и ресурсным возможностям и другим критериям;
создания целостных производственно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации;
реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей;
реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию производственного аппарата;
восстановления единой управленческой вертикали, создания партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ;
создания противовеса, препятствующего экономическому сепаратизму регионов;
укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.
Третье — создание эффективной вертикали государственной власти, без чего невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних российских условиях формула сильного государства включает:
экономический союз между государством и национальным капиталом, основанный на единстве цели — преодолении кризиса и достижении экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности, развитие партнерских отношений между государством и крупными корпорациями);
социальную ответственность крупного капитала, развитие социального партнерства;
реальную ответственность всех уровней власти за поддержание и рост благосостояния населения;
безусловное сохранение федеративного формата и территориальной целостности государства;
укрепление демократических механизмов контроля за исполнительной властью и местного самоуправления;
подавление коррупции и криминализации государственного аппарата.
Четвертое — развитие эффективных механизмов реализации государственной экономической политики. В настоящее время текущая экономическая политика государства на федеральном уровне осуществляется преимущественно в двух формах:
1) принятия нормативных актов, регламентирующих деятельность экономических агентов;
2) операций Центрального банка, связанных с регулированием денежного обращения и финансовых рынков.
По мере реализации трех предшествующих условий механизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях:
превращения федерального бюджета в активный инструмент управления государственным спросом;
развития государственного целевого программирования как инструмента решения системных задач;
качественного повышения управления государственной собственностью.
Пятое — осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение).
В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально имеющимися ресурсными возможностями. Вторая — сохранить общедоступную систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг.
Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой стороны, необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды.
Шестое — расширение денежной эмиссии и превращение денежного предложения в инструмент экономической политики.
В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент наложено табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимо:
осуществлять гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и населения;
осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и прочее;
эффективно задействовать «антиинфляционные якоря» — например цены на товары и услуги естественных монополий, валютный курс и другое.
Возможности расширения предложения денег будут существенно зависеть от реструктуризации банковской системы и налаживания системы банковского кредитования предприятий реального сектора.
Седьмое — сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции.
Во-первых, это необходимость расширения инвестиционных ресурсов.
Объективно возникла альтернатива:
либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала;
либо будут созданы каналы для направления этих ресурсов в инвестиции.
Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней недостаточности валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов оттока капитала становится ключевым фактором предотвращения падения курса рубля.
Восьмое — повышение сбалансированности государственных доходов и расходов.
Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.
Конструктивное решение данной проблемы предполагает комбинацию одновременно нескольких подходов.
1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными источниками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации оборота и сокращение неплатежей; упорядочение налоговых льгот; доходы, полученные за счет девальвации рубля; увеличение прибыли производителей; усиление контроля за доходами и расходами физических лиц.
2. Бюджетное администрирование, повышение эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, налаживание контроля за полнотой и целевым использованием государственных средств.
3. Гибкое использование заимствований на внутреннем и внешнем рынках.
Девятое — урегулирование проблемы государственного внешнего долга. В ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из главных факторов, определяющих характер и возможности экономической политики. Без реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП. Такая величина является абсолютно неподъемной для нашей экономики, тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.
Наиболее адекватными условиями реструктуризации внешнего долга представляются следующие:
полные выплаты по российскому внешнему долгу, образованному с 1992 года;
полное списание или перенос за пределы десятилетия выплат по погашению основной части «советского» внешнего долга;
выплаты процентов по «советскому» внешнему долгу в пределах 70-100% от сумм по графику.
Десятое — преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора.
В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для того, чтобы ослабить ограничения в этой области, необходимо, по крайней мере:
повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности;
обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня.
Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми традициями в настоящее время нет ни принятых и одобренных общественностью национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая страна, ни комплексной межотраслевой промышленной политики, которая связала бы в единое целое существующие элементы структурной, инвестиционной, налоговой и амортизационной политики, приближая достижение долгосрочных и среднесрочных целей развития. В отсутствие такой политики экономический процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и потерями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек.
Разработка программы промышленной политики неотделима от общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация потребует существенной корректировки неолиберального курса, прежде всего концентрации свободных ресурсов внутри страны. Последнее предполагает введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым декретом президента), а также протекционистского экспортно-импортного режима. Концепция государственной политики должна быть разработана высшей исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая предпринимательский, особенно промышленный и банковский, сектор и профсоюзы. Постановка национальных целей и очередности их достижения должна сопровождаться оценкой необходимых для этого финансовых и иных ресурсов, а также способов реализации этих целей через научно-техническую (технологическую), инвестиционно-инновационную, структурную, налоговую, амортизационную и иные виды промышленной политики.
В условиях России дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Повторим, что сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.
Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие инвестиционный процесс. Пока же сложившиеся в России условия этот процесс угнетают. Напомним их: открытие экономики для более развитых западных экономик с крайне отрицательными влияниями на промышленность и сельское хозяйство; приватизация государственной собственности и либерализация цен с потерей управляемости промышленным и инвестиционным процессом; ликвидация централизованных форм управления перераспределительной экономикой с угрозой разрушения основных систем жизнеобеспечения страны; подчинение экономической политики государства давлению (диктату) международных финансово-экономических институтов; создание системы обеспечения оттока экономических ресурсов за границу с помощью бивалютного стандарта с жесткой привязкой рубля к доллару при полном господстве последнего на внутреннем рынке России.
Из сказанного следует, что конструктивная экономическая политика для современной России невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства.
Эта политика по определению не может быть чисто либеральной, поскольку перераспределение ресурсов является неотъемлемым условием существования целостности национальной экономики. Либеральная же доктрина, которая изначально исходит из принципа экономической самоокупаемости хозяйственных субъектов, отрицает возможность и целесообразность существования сбалансированных в целом, но несбалансированных в отдельных частях крупных эффективных экономических систем. Либеральная доктрина в принципе губительна для экономики России, которая не может существовать как целостная система без высокого уровня централизации и монополизации.
Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.
Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика государства. Достижение так называемой финансовой стабилизации на базе низкой для условий России инфляции при нулевом или минимальном экономическом росте означает на деле либо клиническую смерть, либо продолжение мучительной депрессии хозяйства, которая неизбежно закончится хозяйственным развалом. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства.
Правительство в течение ряда лет ожидало, что этот стимул даст частный капитал. Однако ожидания оказались напрасными и завершились колоссальным национальным дефолтом, дополнительно обесценившим наши реальные ресурсы в 5 раз (в долларовом исчислении). Процесс обесценения продолжается и будет нарастать, если не будет закреплена наметившаяся как будто бы тенденция роста производства и если придет, наконец, осознание того, что дополнительный стимул
развитию должно дать само государство.
В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.
1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники.
2. Монографии, статьи.
2.1. Альтернативы модернизации российской экономики. Под ред. Бузгалина А.В. - М.: Таурус Альфа, 1997.
2.2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.
2.3. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.: БЕК, 1994.
2.4. Гайдар Е.Г. Государство и эволюция - М.: Евразия 1995.
2.5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.
2.6. Кульков В.М. В координатах смешанной экономики - М.: Знание, 1994.
2.7. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.
2.8. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития - М., Экономика 1994.
2.9. Преодоление кризиса российской экономики под ред. Осипов Н.Г. - М., 1994.
2.10. Рекомендации доклада «4-х»: Стратегия для России? – М.: Знание, 1991.
2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М., 1994.
2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.
2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его распространение в СНГ - М.: Знание, 1995.
2.14. Справочник Госкомстата РФ: Социально-экономическое положение России в 1995 г. М., 1996.
2.15. Теория переходной экономики. Т.1, Под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.
2.16. Теория переходной экономики. Т.2, Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 1998.
2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М., 1994.
2.18. Эклунд К.Р. Эффективная экономика - М.: Экономика, 1991.
2.19. Экономика. Под ред. А.С. Булатова М., 1994.
2.20. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В. - М., 1995.
3. Зарубежные издания на иностранных языках.
4. Периодические издания.
Альтернативы. 1994–1996.
Вопросы экономики. 1995–1997.
Проблемы теории и практики управления. 1999-2000.
Российский экономический журнал. 1996.
Экономические стратегии. 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8