Рефераты. Российская экономика переходного периода

Такую консолидацию можно практиче­ски обеспечить только одним способом: превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий крите­рий для действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринима­телей, профсоюзов и других) и социаль­ных групп. Конкретные организацион­ные механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в пе­риод с 1997 по 1999 год и были законо­дательно оформлены в ряде субъектов Российской Федерации.

Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формиро­вание крупных производственно-финан­совых корпораций и мощных банковских структур.

Выполнение данного условия абсолют­но необходимо для решения целого ря­да задач:

            обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприя­тия, как правило, многократно уступа­ют своим иностранным конкурентам по масштабам капитала, организаци­онным и ресурсным возможностям и другим критериям;

            создания целостных производст­венно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации;

            реструктуризации отдельных предпри­ятий, их финансовой санации и выво­да из эксплуатации устаревших про­изводственных мощностей;

            реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техниче­скую реконструкцию производствен­ного аппарата;

            восстановления единой управленче­ской вертикали, создания партнеров для государства при формировании и реализации крупных государствен­ных проектов и программ;

            создания противовеса, препятствую­щего экономическому сепаратизму регионов;

            укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.

Третье — создание эффективной верти­кали государственной власти, без чего невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних российских условиях формула сильного государства включает:

            экономический союз между государ­ством и национальным капиталом, основанный на единстве цели — пре­одолении кризиса и достижении эко­номического благополучия страны (такой союз предполагает, в частнос­ти, развитие партнерских отношений между государством и крупными кор­порациями);

            социальную ответственность крупно­го капитала, развитие социального партнерства;

            реальную ответственность всех уров­ней власти за поддержание и рост бла­госостояния населения;

            безусловное сохранение федеративно­го формата и территориальной цело­стности государства;

            укрепление демократических механиз­мов контроля за исполнительной влас­тью и местного самоуправления;

            подавление коррупции и криминализации государственного аппарата.

Четвертое — развитие эффективных механизмов реализации государствен­ной экономической политики. В настоящее время текущая экономиче­ская политика государства на федераль­ном уровне осуществляется преимуще­ственно в двух формах:

1) принятия нормативных актов, регла­ментирующих деятельность экономи­ческих агентов;

2) операций Центрального банка, свя­занных с регулированием денежного обращения и финансовых рынков.

По мере реализации трех предшествую­щих условий механизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по край­ней мере, в следующих направлениях:

            превращения федерального бюджета в активный инструмент управления го­сударственным спросом;

            развития государственного целевого программирования как инструмента решения системных задач;

            качественного повышения управления государственной собственностью.

Пятое — осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступ­ной социальной инфраструктуры (об­разование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение).

В ближайшие годы необходимо одновре­менно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально имеющи­мися ресурсными возможностями. Вто­рая — сохранить общедоступную систе­му социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг.

Решение этих задач состоит в том, что­бы, с одной стороны, повысить приори­тетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствую­щих бюджетных статей. С другой сторо­ны, необходимо усилить адресность со­циальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финан­совых ресурсов, направляемых на соци­альные нужды.

Шестое — расширение денежной эмис­сии и превращение денежного предло­жения в инструмент экономической политики.

В настоящее время на денежную эмис­сию как экономический инструмент на­ложено табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организацион­ную схему, которая позволила бы напра­влять эмиссионный ресурс на снятие ак­туальных экономических угроз, миними­зировав при этом ее негативные послед­ствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимо:

            осуществлять гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприя­тий и населения;

            осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и прочее;

            эффективно задействовать «антиинф­ляционные якоря» — например цены на товары и услуги естественных мо­нополий, валютный курс и другое.

Возможности расширения предложения денег будут существенно зависеть от ре­структуризации банковской системы и налаживания системы банковского кредитования предприятий реального сектора.

Седьмое — сокращение оттока капита­ла и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции.

Во-первых, это необходимость расши­рения инвестиционных ресурсов.

Объективно возникла альтер­натива:

            либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала;

            либо будут созданы каналы для на­правления этих ресурсов в инвести­ции.

Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней недостаточно­сти валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов оттока капи­тала становится ключевым фактором предотвращения падения курса рубля.

Восьмое — повышение сбалансирован­ности государственных доходов и рас­ходов.

Снижение возможностей внешних и вну­тренних заимствований и необходи­мость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили про­блему его сбалансированности. Эта про­блема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюд­жета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.

Конструктивное решение данной про­блемы предполагает комбинацию одно­временно нескольких подходов.

1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными источни­ками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации обо­рота и сокращение неплатежей; упорядо­чение налоговых льгот; доходы, получен­ные за счет девальвации рубля; увеличе­ние прибыли производителей; усиление контроля за доходами и расходами фи­зических лиц.

2. Бюджетное администрирование, повы­шение эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фон­дов, налаживание контроля за полнотой и целевым использованием государст­венных средств.

3. Гибкое использование заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

Девятое — урегулирование проблемы го­сударственного внешнего долга. В ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из глав­ных факторов, определяющих характер и возможности экономической полити­ки. Без реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП. Такая величина является абсо­лютно неподъемной для нашей эконо­мики, тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.

Наиболее адекватными условиями рест­руктуризации внешнего долга представ­ляются следующие:

            полные выплаты по российскому вне­шнему долгу, образованному с 1992 года;

            полное списание или перенос за пре­делы десятилетия выплат по погаше­нию основной части «советского» внешнего долга;

            выплаты процентов по «советскому» внешнему долгу в пределах 70-100% от сумм по графику.

Десятое — преобразования на уровне предприятий, связанные с повы­шением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собст­венника и кредитора.

В настоящее время нерешенность мно­гих экономических проблем обусловле­на не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью стату­са собственности. Для того, чтобы осла­бить ограничения в этой области, необ­ходимо, по крайней мере:

            повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет ре­организации бухгалтерского учета и статистической отчетности;

обеспечить правовую защиту кредито­ров и инвесторов, позволяющую сни­зить их риски до приемлемого уровня.

 

 

 

Заключение

 

Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми традициями в на­стоящее время нет ни принятых и одобренных об­щественностью национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая стра­на, ни комплексной межотраслевой промышлен­ной политики, которая связала бы в единое целое существующие элементы структурной, инвести­ционной, налоговой и амортизационной полити­ки, приближая достижение долгосрочных и средне­срочных целей развития. В отсутствие такой поли­тики экономический процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и по­терями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек.

Разработка программы промышленной поли­тики неотделима от общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация потребует существенной корректировки неолибе­рального курса, прежде всего концентрации сво­бодных ресурсов внутри страны. Последнее пред­полагает введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым декретом президента), а также протекционистского экспорт­но-импортного режима. Концепция государствен­ной политики должна быть разработана высшей исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая предпринимательский, особенно промы­шленный и банковский, сектор и профсоюзы. По­становка национальных целей и очередности их достижения должна сопровождаться оценкой не­обходимых для этого финансовых и иных ресур­сов, а также способов реализации этих целей через научно-техническую (технологическую), инвести­ционно-инновационную, структурную, налоговую, амортизационную и иные виды промышленной политики.

В условиях России дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления госу­дарственного воздействия на экономический про­цесс. Это обусловлено как структурными особен­ностями национальной экономики, так и истори­ческими условиями развития страны. Повторим, что сердцевиной экономического развития явля­ется инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.

Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие инвестиционный процесс. Пока же сложившиеся в России условия этот процесс уг­нетают. Напомним их: открытие экономики для более развитых западных экономик с крайне от­рицательными влияниями на промышленность и сельское хозяйство; приватизация государствен­ной собственности и либерализация цен с потерей управляемости промышленным и инвестицион­ным процессом; ликвидация централизованных форм управления перераспределительной эконо­микой с угрозой разрушения основных систем жизнеобеспечения страны; подчинение экономи­ческой политики государства давлению (диктату) международных финансово-экономических инсти­тутов; создание системы обеспечения оттока эко­номических ресурсов за границу с помощью бивалютного стандарта с жесткой привязкой рубля к доллару при полном господстве последнего на внутреннем рынке России.

Из сказанного следует, что конструктивная экономическая политика для современной России невозможна в отрыве от общеэкономической по­литики, направленной на обеспечение независимо­сти и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адапта­ции» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капитали­стического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие националь­ной экономики и целенаправленная - в духе мо­дернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства.

Эта политика по определению не может быть чисто либеральной, поскольку перераспределение ресурсов является неотъемлемым условием суще­ствования целостности национальной экономики. Либеральная же доктрина, которая изначально исходит из принципа экономической самоокупаемо­сти хозяйственных субъектов, отрицает возмож­ность и целесообразность существования сбалан­сированных в целом, но несбалансированных в отдельных частях крупных эффективных эконо­мических систем. Либеральная доктрина в прин­ципе губительна для экономики России, которая не может существовать как целостная система без высокого уровня централизации и монополи­зации.

Отсюда необходимость модификации полити­ки приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной эко­номики.

Наконец, принципиальное значение имеет так­же финансовая политика государства. Достижение так называемой финансовой стабилизации на базе низкой для условий России инфляции при нулевом или минимальном экономическом росте означает на деле либо клиническую смерть, либо продолже­ние мучительной депрессии хозяйства, которая не­избежно закончится хозяйственным развалом. Ре­альная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства матери­альных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства.

Правительство в течение ряда лет ожидало, что этот стимул даст частный капитал. Однако ожида­ния оказались напрасными и завершились колос­сальным национальным дефолтом, дополнитель­но обесценившим наши реальные ресурсы в 5 раз (в долларовом исчислении). Процесс обесценения продолжается и будет нарастать, если не будет за­креплена наметившаяся как будто бы тенденция роста производства и если придет, наконец, осо­знание того, что дополнительный стимул

разви­тию должно дать само государство.

В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего нацио­нальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправлен­ных влияний не только через денежно-финансо­вую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопас­ности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных це­лей, политическая воля для их выполнения и адек­ватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники.

2. Монографии, статьи.

2.1. Альтернативы модернизации российской экономики. Под ред. Бузгалина А.В. - М.: Таурус Альфа, 1997.

2.2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.

2.3. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.: БЕК, 1994.

2.4. Гайдар Е.Г. Государство и эволюция - М.: Евразия 1995.

2.5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.

2.6. Кульков В.М. В координатах смешанной экономики - М.: Знание, 1994.

2.7. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.

2.8. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития - М., Экономика 1994.

2.9. Преодоление кризиса российской экономики под ред. Осипов Н.Г. - М., 1994.

2.10. Рекомендации доклада «4-х»: Стратегия для России? – М.: Знание, 1991.

2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М., 1994.

2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.

2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его рас­пространение в СНГ - М.: Знание, 1995.

2.14. Справочник Госкомстата РФ: Социально-экономическое положение России в 1995 г. М., 1996.

2.15. Теория переходной экономики. Т.1, Под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.

2.16. Теория переходной экономики. Т.2, Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 1998.

2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М., 1994.

2.18. Эклунд К.Р. Эффективная экономика - М.: Экономика, 1991.

2.19. Экономика. Под ред. А.С. Булатова М., 1994.

2.20. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В.  Бузгалина А.В. - М., 1995.

3. Зарубежные издания на иностранных языках.

4. Периодические издания.

Альтернативы. 1994–1996.

Вопросы экономики. 1995–1997.

Проблемы теории и практики управления. 1999-2000.

Российский экономический журнал. 1996.

Экономические стратегии. 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.