Рефераты. Российская экономика переходного периода

В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии по целому ряду причин. С од­ной стороны, уход от сегодняшней ситу­ации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже прожи­точного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий капи­тал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества и со­здать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринима­тельской деятельности. С другой сторо­ны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживле­ния: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эф­фективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.

В конечном счете за десять лет требу­ется создать российский «средний класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ни­же дореформенного. Он должен охва­тить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как по­казывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сего­дняшним в 1,8 раза.

Второе направление — резкая активи­зация инвестиций для качественной модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественно­го обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза. При этом необходимо:

            расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;

            перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;

            обеспечить структурный маневр ин­вестициями в пользу обрабатываю­щей промышленности и сельского хозяйства;

            восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (ма­шин, технологического оборудова­ния), максимально задействовав име­ющийся инновационный и технологи­ческий потенциал.

Третье направление — обеспечение воен­ной безопасности страны. Уровень прогнозируемых в период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также требования военно-технологической безопасности требуют увеличения рас­ходов на национальную оборону по сра­внению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей. Нормали­зация расходов на оборону подразуме­вает, в частности:

            поддержание численности вооружен­ных сил, необходимой для ведения одного-двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного военнослужащего в 45 ты­сяч рублей);

            значительное увеличение в структуре военного бюджета доли инвестицион­ной компоненты — закупок вооруже­ний и военной техники, оборонных НИОКР, капитального строительства. Модернизация вооружений четвертого поколения, доработка и начало закуп­ки образцов пятого поколения для от­дельных видов войск (авиация, тан­ковые войска), начало разработки вооружений шестого поколения по­требуют увеличения расходов на инве­стиционные статьи военного бюджета как минимум в три раза.

Четвертое направление (поддержание и развитие социальной инфраструкту­ры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала». Для того, чтобы сохранить систему от­раслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культу­ра), поддержать ее развитие и обеспе­чить проведение необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конеч­ное потребление государственных уч­реждений, оказывающих индивидуаль­ные услуги как минимум на 40%.

Пятое направление — сохранение и раз­витие инновационного потенциала.

Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимули­рование эффективного спроса на инно­вации. В обозримом будущем это может

быть обеспечено только в рамках по­вышения инвестиционной активности и развертывания технической реконст­рукции производственного аппарата на базе новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет высокое инновационное напол­нение.

В то же время необходимо резкое по­вышение расходов на науку. За послед­нее десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8% Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и во­енных НИОКР, соответствующие расхо­ды должны быть увеличены не менее, чем втрое.

Шестое направление — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для того чтобы гарантированно обес­печить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания ва­лютных резервов (не прибегая к чрезвы­чайным мерам в валютной и внешнеэко­номической сферах) в ближайшее деся­тилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала как минимум вдвое.

Реализация отмеченных шести целевых направлений определяет параметры необходимого увеличения объема ВВП — на 60-65%. Другими сло­вами, если мы хотим решить отмечен­ные выше проблемы в течение десятиле­тия, необходимо уже в ближайшие годы не просто добиться оживления экономи­ки, но и перейти к ее росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддержи­вая такой режим в течение восьми - деся­ти лет. Только такие параметры позволят одновременно решать неотложные зада­чи повышения благосостояния, разви­тия социальной сферы, обновления производственного аппарата, обеспече­ния оборонной достаточности, обслужи­вания государственного долга.

Сложившаяся в период с 1992 по 1998 год модель российской экономики ра­дикально не соответствует этим объек­тивным требованиям. По многим конку­рентным позициям российская эконо­мика в нынешнем виде уступает не толь­ко промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров. Как показали сценарные расче­ты, в долгосрочной перспективе «пото­лок» ее роста, определяемый, с одной стороны, предложением энергосырьевых ресурсов, с другой стороны, воз­можностями расширения конечного спроса (потребления, валового накоп­ления, экспорта, импортозамещения), не превысит 2—3% в год.

Из этого вытекает ключевая объективно заданная цель антикризисной стратегии на ближайшее десятилетие. Необходимо сформировать новую модель российской экономики, которая, в отличие от сло­жившейся, обладает потенциалом долго срочного динамичного роста, позволяя решать задачи повышения уровня жизни эффективности и конкурентоспособности, сохранения целостности и обеспече­ния безопасности страны.

Данные условия задают одновременно и минимальные границы повышения эффективности экономики. Экономиче­ский рост не может быть равномерным он будет складываться за счет одновре­менного увеличения темпов развития обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в первичных секторах. Такой режим развития на протяжении длительного времени может обеспечиваться только за счет мобилизации всех источников по­вышения эффективности — структурны» технологических, организационных.

Создание новой модели экономики и выход на траекторию динамичного роста потребуют изменений основных макроструктурных пропорций.

1. Переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии. В ближайшие один-два года основным источником роста со стороны конечного спроса ос­танется импортозамещение, в дальней­шем — производственные инвестиции, и, в меру ослабления финансовых огра­ничений, государственный спрос, во второй половине десятилетия — потре­бительские расходы.

2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего — уве­личение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в неденежных формах расчетов. В течение ближайших пяти-шести лет доля валовой прибыли товаропроизводителей (без учета бан­ков) в совокупных доходах экономики должна оставаться стабильно высокой на уровне 30-35%. Необходимо изменение ценовых пропорций между первичными) и конечными секторами экономики, и обеспечивающее ускоренное формиро­вание накоплений в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе.

3. Обеспечение опережающего, по срав­нению с конечным потреблением, рос­та валовых сбережений и инвестиций. Доля валовых национальных сбереже­ний в ВВП должна оставаться примерно на уровне 1999 года, вплоть до середины десятилетия, 28-30%. В последующем она может несколько снизиться. Доля валового накопления основного капи­тала должна возрасти с нынешних 16% ВВП до 18-20% к 2005 году и продол­жить свой рост до конца десятилетия (до 20-23% ВВП) за счет снижения нагрузки на валовые сбережения со сто­роны вывоза капитала и других капитальных операций с внешним миром.

4. Изменение структуры товарного про­изводства в пользу обрабатывающей промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматривае­мого периода станут: отрасли потреби­тельского комплекса, обеспечивающие импортозамещение; отрасли машиност­роения, производящие инвестиционное оборудование; отрасли высокотехноло­гичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современ­ном качественном уровне.

5. Опережающий по сравнению с дина­микой производства и инфляции рост денежной массы с одновременным изме­нением её структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборо­та денег в экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий, дедолларизация нацио­нального хозяйства и повышение склонности населения к сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы доля бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к 2005 году и 15-20% к 2010 году.

Формирование качественно новой моде­ли российской экономики предполагает осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического разви­тия — они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии.

Первое — формирование субъекта эко­номической политики, интересы и воз­можности которого соответствовали бы системным целям конструктивной антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо за­дать жесткий формат «правил игры», пе­реводящий взаимодействие ключевых экономических игроков в конструктив­ное целеориентированное русло. А это возможно только в рамках консолида­ции одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.