Рефераты. Роль кредитования в развитии торгового предприятия

В этих условиях многие субъекты хозяйствования вынуждены ориентироваться преимущественно на собственные ресурсы. Как показал опрос частных фирм, проведенный ИПМ, чуть более половины (52,6%) субъектов малого и среднего бизнеса используют заемные средства для обеспечения своей деятельности. При этом источниками заемных средств явились как коммерческие банки (45%), так и физические и юридические лица (43%). Незначительно использовались средства иностранных коммерческих банков и лизинговых компаний. Это свидетельствует, что неформальное финансирование является распространенным способом финансовой поддержки малых предприятий [23].

Экономический рост при слабом развитии финансового рынка и значительной доле самофинансирования имеет свои ограничения, особенно с учетом высокого уровня налогообложения. Негативно сказывается на малом предпринимательстве отсутствие прозрачной и развитой системы небанковского кредитования.

По оценкам предпринимателей основными проблемами (препятствиями) при получении заемных средств, являются (в порядке ранжирования): высокая процентная ставка; отсутствие отсрочки по выплате процентов; отсутствие (недостаток) залогового обеспечения; сложности в оформлении документов; длительность принятия решения о предоставлении средств; неясные (неоткрытые) критерии предоставления кредита; коррупция. Многие из названных проблем характерны как для малого, так и для крупного бизнеса. Однако, для малого они более ощутимы и значимы.

Улучшение доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам видится как путем развития банковского кредитования, так и через создание системы небанковского кредитования. Однако, учитывая, что система небанковского кредитования практически отсутствует и для ее создания требуется сравнительно длительное время, первостепенное внимание следует сконцентрировать на развитие услуг со стороны банковской системы, способной дать быстрый эффект.

Наиболее востребованной и эффективной, с позиции малого предпринимательства, является система микрокредитования. В Беларуси она получила развитие, во многом, благодаря кредитной линии и технической помощи Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которая реализуется через банки-агенты: ОАО «Белгазпромбанк» и ОАО «Приорбанк». За период с 2002 года по этой линии предоставлено более 1000 микрокредитов в размере до 50 тыс. долларов США каждый. Однако это не могло удовлетворить всех желающих. Так, по информации ОАО «Белгазпромбанк», заявки на получение кредита по имеющимся ресурсам удовлетворяются примерно на 30%.[23]

Отсюда первейшая задача для эффективно работающих банков – это доступ к ресурсам по приемлемым ценам. Поэтому необходимо продолжить работу в международных финансовых и других организациях по привлечению ресурсов для микрокредитования из некоммерческих и коммерческих источников. К этой работе следует привлечь негосударственные организации и коммерческие банки.

Законодательством РБ (Банковский кодекс, статья 148) установлено, что исполнение обязательств по кредитному договору может обеспечиваться:

-                   гарантийным депозитом денег,

-                   страхованием кредитодателем риска невозврата кредита,

-                   переводом на кредитодателя правового титула (на имущество и имущественные права),

-                   залогом недвижимого и движимого имущества,

-                   поручительством,

-                   гарантией

-                   и иными способами, предусмотренными законодательством и договорами.

Однако, в большинстве случаев используется залог, а другие из указанных форм обеспечения обязательств используются в редких исключениях. Это связано с ограничениями, установленными в Указе Президента от 24.05.1996г. № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь», а также установленными рекомендациями Национального банка РБ по уровню ставок, марже и другими обстоятельствами.

Сдерживающими моментами для принятия в залог недвижимости является то, что банки работающие по микрофинансированию («Белгазпромбанк») не включены в перечень банков, утвержденных Указом Президента РБ № 718 от 07.12.1999г., которые могут быть залогополучателем земельных участков, находящихся в собственности юридических и физических лиц, при выдаче кредитов этим лицам. Это не позволяет банком принимать в залог (ипотеку) индивидуальные жилые дома и коттеджи. Согласно п. 3 ст. 321 Гражданского кодекса РБ ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение. Таким образом, кроме залога жилого дома необходимо осуществить залог земельного участка[22].

Что касается залога движимого имущества, то имеется необходимость упростить процедуры регистрации транспортных средств, являющихся обеспечением по кредитам предприятий малого и среднего бизнеса.

Представляется целесообразным разработать механизм гарантий, обеспечивающий разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. На использование гарантийных схем при кредитовании действующих МП, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю, следует направить средства республиканского и местных фондов финансовой поддержки предпринимательства, создав при этом гарантийные фонды. Ресурсы для них должны предусматриваться в соответствующих бюджетах и программах государственной поддержки предпринимательства, как и предусмотрено п. 3.2. Указа Президента РБ от 19.07.96г. № 262. К участию в гарантийных фондах должны привлекаться средства банков и других коммерческих и донорских организаций.

 

2.2. Нормативно-правовая база кредитования


С 1 июля 2004 г. вступила в силу новая Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226 (Инструкция).

Инструкцией значительно изменен порядок и условия предоставления (размещения) банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (далее – банки) денежных средств в форме кредита юридическим и физическим лицам [22].

Наиболее существенные изменения следующие:

разрешено предоставление кредитов на текущие (расчетные) и карт-счета кредитополучателей – юридических и физических лиц;

предоставлено право банкам самостоятельно определять целесообразность осуществления контроля за целевым использованием кредитов;

отменено ограничение по максимальному сроку кредитования (1 год) с использованием кредитных карточек, а также по использованию кредитных карточек в иностранной валюте;

предоставлено право банкам самостоятельно определять процедуру проверки платежеспособности кредитополучателей;

увеличена величина микрокредитов с 2000 до 7500 базовых величин (сейчас в эквиваленте около 83 тыс. долл.);

установлена новая классификация кредитов;

изменены сроки кредитования, отменены максимальные пределы по срокам кредитования и по срокам пролонгации кредитов;

отменено кредитование по специальным ссудным счетам;

разрешено банкам совершать уступку требования задолженности по кредиту не только другим банкам, но и любым юридическим лицам;

отменены ограничения по кредитованию предприятий, работающих с убытками.

Постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2004 № 117 "О внесении дополнения в Инструкцию о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата", вступившим в силу с 1 июля 2004 г., конкретизировано, что:

счета по учету кредитной задолженности открываются кредитополучателям;

основанием для их открытия и закрытия являются кредитные договоры.

Данное дополнение позволило однозначно толковать счета по учету кредитной задолженности кредитополучателей как счета импортеров в рамках подп. 2.2 Указа Президента РБ от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций", которым установлено, что расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов РБ, либо если иное определено Президентом РБ или по его поручению Советом Министров и Нацбанком РБ. По данному вопросу Нацбанком РБ было направлено банкам письмо от 24.08.2004 № 31-14/1907 "О перечислении кредитных средств со счета по учету кредитной задолженности кредитополучателя".

Инструкцией установлено, что кредиты физическим лицам на строительство (реконструкцию) или приобретение объектов недвижимости предоставляются только в безналичном порядке, иные кредиты физическим лицам – как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами в случаях и размерах, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами банка. Данная норма в соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.05.2004 № 79 "О порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в иностранной валюте в форме кредита и их возврата" разрешает предоставление потребительских кредитов физическим лицам и наличной иностранной валютой, если такое решение будет принято банком.

В связи с этим Нацбанк РБ направил банкам письмо от 22.07.2004 № 04-23/533 "О предоставлении кредитов в наличной иностранной валюте", в котором разъяснил, что согласно ст. 23 Закона РБ "О валютном регулировании и валютном контроле" одним из основных направлений валютного контроля является определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству.

Статьей 27 вышеназванного Закона предусмотрено, что банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Следует отметить, что банк обязан осуществлять контроль за проведением валютных операций и в тех случаях, когда в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка контроль за целевым использованием кредита не осуществляется.

Порядок продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке установлен Правилами совершения валютно-обменных операций банками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 31.01.2002 № 16 (далее – Правила № 16).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.