Рефераты. Роль кредитования в развитии торгового предприятия

Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан: управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, дивиденды). Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре. Например, если основным фактором оттока средств является излишнее отвлечение средств в расчеты, то "положительным" условием кредитования клиента может быть поддержание оборачиваемости дебиторской задолженности в течение всего срока пользования ссудой на определенном уровне. При таком факторе оттока как недостаточная величина акционерного капитала в качестве условия кредитования можно использовать соблюдение определенного нормативного уровня коэффициента финансового левеража.

Для решения вопроса о целесообразности и размере выдачи ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока делается не только на основе фактических данных за истекшие периоды, но и на основе прогнозных данных на планируемый период. Фактические данные используются для оценки прогнозных данных. В основе прогноза величины отдельных элементов притока и оттока средств лежит их среднее значение в прошлые периоды и планируемые темпы прироста выручки от реализации.

Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей [18]. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других фиксируют эти показатели и их нормативные уровни. Последние бывают ориентированы на мировые стандарты, но являются индивидуальными для данного банка и данного периода. Набор дополнительных показателей может пересматриваться в зависимости от сложившейся ситуации. В качестве их можно использовать оценку делового риска, менеджмента, длительность просроченной Задолженности банку, показатели, рассчитанные на основе счета результатов, результаты анализа баланса и т. д.

Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных показателей и корректируется с учетом дополнительных.

Деловой риск – это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов Заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота [5].

1 стадия – создание запасов:

• количество поставщиков и их надежность;

• мощность и качество складских помещений;

• соответствие способа транспортировки характеру груза;

• доступность цен на сырье и его транспортировку для заемщика;

• количество посредников между покупателем и производителем сырья и других материальных ценностей;

• отдаленность поставщика;

• экономические факторы;

• мода на закупаемое сырье и другие ценности;

• факторы валютного риска;

• опасность ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья. II стадия – стадия производства:

• наличие и квалификация рабочей силы;

• возраст и мощность оборудования;

• загруженность оборудования;

• состояние производственных помещений.

III стадия – стадия сбыта:

• количество покупателей и их платежеспособность;

• диверсифицированность дебиторов;

• степень защиты от неплатежей покупателей;

• принадлежность заемщика к базовой отрасли по характеру кредитуемой готовой продукции;

• степень конкуренции в отрасли;

• влияние на цену кредитуемой готовой продукции общественных традиций и предпочтений, политической ситуации;

• наличие проблем перепроизводства на рынке данной продукции; • демографические факторы;

• факторы валютного риска;

• возможность ввода ограничений на вывоз из страны и ввоз в другую страну продукции.

Кроме того, факторы риска на стадии сбыта могут комбинироваться из факторов первой и второй стадии. Поэтому деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на стадии создания запасов или производства.

В условиях экономической нестабильности анализ делового риска в момент выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности клиента на основе финансовых коэффициентов, которые рассчитываются на основе средних фактических данных истекших отчетных периодов.

Перечисленные факторы делового риска обязательно принимаются во внимание при разработке банком стандартных форм кредитных заявок, технико-экономических обоснований возможности выдачи ссуды.

Оценка делового риска коммерческим банком может формализоваться и проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах.

Аналогичная модель оценки делового риска применяется и на основе других критериев. Баллы проставляются по каждому критерию и суммируются. Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершения сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства.

2. Кредитование ОАО «Белгазпромбанк» в развитии торгового предприятия


2.1. Роль ОАО "Белгазпромбанк" в системе кредитования.

 

Республика Беларусь демонстрирует в последние годы высокие темпы развития. Основными движущимися факторами роста, как отмечается в экономическом меморандуме Всемирного банка для Беларуси, стали увеличение производительности труда, повышение эффективности потребления энергии и использования производственных мощностей, существенные конкурентные преимущества на рынке России. Однако действие этих факторов приближается к пределам своих возможностей и не может обеспечить устойчивость дальнейшего развития без проведения реформ, увеличения финансовых и инвестиционных возможностей, создания новых предприятий.

Опыт стран с переходной экономикой показывает, что уровень и темпы экономического развития зависят от инвестиционной активности. Однако объемы капитальных вложений не всегда играют определяющую роль. Другим фактором, позволяющим задействовать движущие силы экономического роста, является деловая среда для развития малого бизнеса. Поэтому во многих странах развития малого частного предпринимательства стало смыслом и содержанием экономических реформ. Причем на начальном этапе малые предприятия выступали в качестве своеобразного «катализатора» инвестиций и государственного сектора, поддерживая его через аренду помещений, приобретение изношенного, но еще жизнеспособного оборудования и инвентаря, вовлечение в хозяйственный оборот всех пригодных материалов, в т.ч. и отходов.

Частные фирмы нередко становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие не спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой производительностью (по данным Всемирного банка малый бизнес по производительности труда 3-6 раз превосходит крупные государственные предприятия), могут осваивать те экономические ниши, которые недоступны крупным производителям. Создание малых предприятий позволяет не только ускорить технический прогресс, но и осуществлять диверсификацию капитала, направляя его в наиболее эффективные сектора экономики.

Таким образом, малые предприятия выступают не только в качестве привлекательного объекта привлечения инвестиций, но и важнейшим фактором повышения эффективности самих инвестиций. И не случайно в развитых странах основу эффективной экономики составляют малые предприятия. Их доля в объеме ВВП составляет не менее половины, а в числе занятых еще больше.

Программа деятельности Правительства, основанная на предвыборной платформе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Вместе за сильную и процветающую Беларусь» предусматривает «создание благоприятного экономического климата для развития предпринимательства во всех организационно-правовых формах». Однако решительных шагов по реализации этого программного положения не принимается. Более того, в отдельных решениях и установках Правительства просматривается стремление ограничить сферу деятельности частных предприятий, создать для них неблагоприятные условия функционирования. Примеров здесь множество. Но, представляется, более важным не перечислять подобные примеры, а вести поиск путей устранения проблем и препятствий в развитии малого бизнеса. В Беларуси уровень развития малого предпринимательства существенно ниже, не только чем в развитых, но и чем во всех соседних странах. Неблагоприятная среда для развития бизнеса является основной причиной этого. Непомерное количество нормативных требований, постоянное регулирование вопросов частного бизнеса государственными органами, неравные условия хозяйствования являются сдерживающими факторами [23].

Как показал опрос частных предприятий, проведенный Институтом приватизации и менеджмента (ИПМ) среди проблем с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели являются (в порядке ранжирования): множественность налогов (сложность налоговой системы), нестабильность законодательства, высокие ставки налогов, многочисленность проверок контролирующих органов. Регулирование цен, сложности в получении лицензий и кредитов. Среди проблем, решение которых могло бы дать наибольший толчок развитию бизнеса были отмечены: налоговая реформа, стабильность законодательства, изменение экономического климата, либерализация экономики.

Развитие малого предпринимательства в значительной мере зависит от возможностей доступа к финансовым ресурсам для обеспечения инвестиционной деятельности. И это, во многом, определяется состоянием финансовой системы страны. Конкурентоспособный финансовый сектор позволяет качественно и с минимальными затратами выполнять такие функции, как:

-                   превращение неорганизованных сбережений в организованные сбережения;

-                   трансформация сбережений в ресурсы, необходимые для финансирования инвестиций;

-                   управления рисками, которым подвергаются участники экономической деятельности.

В Беларуси такой сектор, к сожалению, пока только формируется. Государство взяло на себя выполнение указанных функций, что сказывается на качестве, приводит к монополизации и удорожанию услуг. Так, 85-90% ресурсов сосредоточенно в 6 системообразующих банках, около 60% от общего объема вкладов населения приходится на АСБ «Беларусбанк», который обслуживает государственные программы и предприятия. Остается высокой и стоимость кредитных ресурсов. В апреле т.г., например, средние годовые ставки коммерческих банков составили в национальной валюте: для коммерческих организаций – 13,6%, для индивидуальных предпринимателей – 20,6%. Такие процентные ставки в условиях нестабильности, государственного регулирования цен и низкой рентабельности становятся, во многих случаях, неподъемными для потенциальных кредитополучателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.