· привлекают для передачи опыта вместе с консультантами представителей предприятий, имеющих уже такой опыт;
· начинают передачу технологий консультирования от одних консалтинговых фирм другим, например региональным на семинарах.
Возможности реализации эффективных систем управления, а также аккумулирование накопленных знаний и их тиражирование существенно увеличились за последние один-два года в связи с появлением в России интегрированных компьютеризованных информационных систем (типа “Галактика”), которые реализуют все основные функции, имевшееся до того только в зарубежных странах, но в большей степени соответствующие российской практике, развиваемые и сопровождаемые российской фирмой и имеющие в несколько раз меньшую цену.
Важную роль играют средства массовой информации, которые начали публиковать опыт предприятий (например, “Экономика и жизнь”, “Эксперт”, “Аудит и финансовый анализ”, “Финансовая газета”) и организовывать семинары.
Интересным фактором является появление объединений предприятий, желающих взаимно обмениваться опытом по реформированию. Примером может служить партнерство реформируемых и реструктуризируемых предприятий, которое объединяет уже более 250 предприятий, прошедших через семинары российской консультационной группы.
Но особенно следует отметить важнейший фактор, который может многократно усилить результаты – это наметившаяся в 1998-1999 годах поддержка реформирования и реструктуризации предприятий со стороны местных, региональных и федеральных властей.
Можно привести примерный план реструктуризации предприятий в общем:
1. Разработка стратегий развития и реструктуризации предприятия;
1.1 управление финансами и ценными бумагами;
1.2 управление инвестициями;
1.3 управление затратами издержками;
1.4 управление снабжением;
1.5 управление выходом в рынок;
1.6 управление маркетингом;
2. Аналитическая часть программы:
2.1 Анализ стратегических приоритетов;
2.2 Организационно-правовая экспертиза;
2.3 Анализ финансового состояния;
2.4 Анализ организационной структуры управления;
3. Комплексная диагностика:
3.1 Прогноз развития по отдельным подсистемам;
3.2 Разработка стратегий конкурентной борьбы, роста предприятия.
4. Разработка менеджмента реструктуризации.
4.1 Комплекс мероприятий по внедрению инновационных предложений:
- по срокам;
- по исполнителям;
- по ресурсам.
Для участия в проекте отбираются консалтинговые фирмы, способные не только оказать качественно комплексные консультационные услуги, но и готовые получать основную часть оплаты своих услуг по достижении предприятием запланированных результатов (например, поквартально). Каждая из отобранных консалтинговых фирм имеет свои технологии работы, но принципиальным является их ответственность, финансовая и моральная, за достижение предприятием запланированных результатов. Должны быть выработаны требования к основным результатам и принципы отбора предприятий.
Целью реформы предприятий является содействие изменениям, необходимым для успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики, улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности, улучшению финансово-экономических результатов их деятельности. Основным средством поддержки предприятий является создание более благоприятных условий тем предприятиям, которые сами активно реформируются.
Таким образом, можно отметить, что в целом в России имеются необходимые предпосылки выполнения программы массового реформирования и реструктуризации предприятий в 1999-2000 гг.
Глава III
ФОРМИРОВАНИЕ концепции развития ОАО ННГК «саханефтегаз»
3.1. Прогноз потребности в нефтепродуктах
В настоящее время практически весь объем светлых нефтепродуктов завозится в республику из-за ее пределов через ГП “Якутнефтепродукт”. Часть завоза нефтепродуктов в арктические улусы обеспечивается НК “ЛУКОЙЛ”. Развивается завоз и оптовая торговля нефтепродуктами различными коммерческими структурами. В 1997 году через ГП “Якутнефтепродукт” было поставлено из-за пределов республики 836,52 тыс.тонн нефтепродуктов при потребности 1320 тыс.тонн, что составляет 63%. В 1997 г. в республике произведено 224 тыс.тн нефтепродуктов, в т.ч. 217,7 тыс.тн котельного топлива, что составляет 17% от общей потребности республики в нефтепродуктах.
Завоз нефтепродуктов осуществляется различными видами транспорта по следующим направлениям:
· основной объем нефтепродуктов поступает через перевалочную железнодорожную базу Усть-Кут (речпорт Осетрово) с Ангарской нефтехимической компании;
· часть нефтепродуктов (в основном вырабатываемых в западных регионах России) поступает через Мурманск северным морским путем в танкерах ледового типа до морских портов р. Лена и р.Колыма;
· в Алданский и Нерюнгринский улусы нефтепродукты поступают по железной дороге БАМ-АЯМ в цистернах;
· незначительная часть нефтепродуктов поступает в Оймякон и Усть-Неру по прямым связям потребителей автотранспортом через порт Магадан.
Ведущее место в общем объеме нефтепродуктов занимает дизельное топливо (65%). Удельный вес бензинов составляет 18% и авиакеросина - 17%.
Основными потребителями нефтепродуктов в Центральном регионе являются транспортные организации, горнодобывающие предприятия и сельское хозяйство. Общая потребность в светлых нефтепродуктах составляет 370 тыс.т.
В Западном регионе основным потребителем нефтепродуктов являются предприятия алмазодобывающей промышленности. Общий объем потребления в светлых нефтепродуктов - 270 тыс.тонн.
Потребность в светлых нефтепродуктах северных улусов составляет 240 тыс.т., в Южной Якутии - 400 тыс.т., Вилюйской группы улусов - 50 тыс.т.
В таблице 10 приведена динамика потребления нефтепродуктов в республике.
Таблица 10 Динамика потребления светлых нефтепродуктов в РС(Я), тыс.т.
Нефтепродукты
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1997
Всего
1982,2
1991,8
1656,6
1593,9
1290,4
1274,0
1072,15
в т.ч.
бензин
273,9
258,5
221,3
184,5
151,0
234,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13